(иногда выступал под псевд. Поленов) [21.3(2.4). 1886, с. Шульгино Тамбов. губ. — 6.3.1964, Москва] — арт. оперы (тенор), камерный певец, композитор и педагог. Род. в многодетной (14 детей) семье ветеринара. С шести лет пел в хоре, По окончании сельской шкалы в 1897 переехал с родителями в Воронеж. губ. Образование получил в Тамбов. учительском ин-те (1900—04). С 1904 певчий моск. Синодального хора. Пению обучался в 1905—II в Моск. конс. (кл. У. Мазетти), по кл. композиции — у А. Ильинского, С. Танеева, Р. Глиэра (1909—14). В 1911— 14 учился на исто рико-философском ф-те в моск. Нар. ун-те им. Шанявского. С 1907 принимал участие в концертах (под псевд. Поленов) и в операх — в Москве, Симбирске (1908, в "Фаусте"), Пятигорске (1908). Обладал небольшим голосом мягкого теплого тембра. Исп. отличалось тонкой нюансировкой и чувством стиля.
1-й исп. партии Вестника ("Демон" П. Бларамберга). Среди партнеров — 3. Рунич, С. С. Смирнов. Пел п/у А. Хессина.
С 1914 выступал как камерный певец. Репертуар включал романсы М. Балакирева, Ф. Шуберта. Р. Шумана, Ф. Листа, Э. Грига и др. Выступал в Малом зале Моск. конс. с тематическим концертом "Пушкин в русском романсе" и концертами, посвященными творчеству П. Чайковского и С Рахманинова. На конц. эстраде исп. также малоизвестные произв. и свои сочинения. Выступал в ансамбле с известными музыкантами, в т. ч. с пианистом К. Игумновым.
В 1909—II работал пом. зав. муз. частью, дирижером и композитором в Т-ре К. Незлобина, в 1913—14 — зав. муз. частью и дирижером т-ра "Водевиль" (Москва). В 1918—23 солист и дирижер Оперной студии Большого т-ра, где под рук. К. Станиславского подготовил партию Ленского. В 1921 организовал Моск. оперно-симф. оркестр, худож. рук. к-рого был до 1929. Выступал с оркестром в Большом зале Моск. конс. (Реквием В. А. Моцарта, "Иоанн Дамаскин" С. Танеева), Радиоцентре, в рабочих районах. В 1946 организовал в Москве мужской вокальный квартет им. Ф. И. Шаляпина при Радиокомитете и был его худож. рук.
В 1911 —14 преподавал в Моск. нар. конс. (муз.-теоретич. предметы), в 1913—19 в 3-м Моск. реальном уч-ще Шелапутина (пение и историю искусств), в 1919—37 — в Муз. техникуме им. А. К. Глазунова (кл. сольного пения, хор., оркестровый и нек-рые теоретич. предметы), а также в муз. техникумах им. Гнесиных и им. А. В. Луначарского, в 1922—30 проф. Моск. конс. (в 1925—27 декан вокального ф-та, вел кл. ансамбля, хор. и оперный), в 1930—37 преподавал в Муз. уч-ще при Моск. конс. (кл. сольного пения, камерный и оперный), в 1934—37 вел кл. сольного пения в Татарской студии при Моск. конс., в 1937— 38 и 1941—43 проф. и декан вокального ф-та Свердлов. конс., в 1938—41 проф. камерного кл. и кл. вокального ансамбля в Центр, заочном муз.-пед. ин-те, в 1944—64 проф. сольного пения ГМПИ им. Гнесиных. Ученики: С. Вермель, С. Дейниченко, Ф. Насретдинов, П. Чекин.
В 1928 организовал лабораторию экспериментальной фонетики при Моск. конс. В 1930—32 ст. науч. сотрудник НИИ радио и телевидения (с 1931 рук. вокальной лабораторией звукотехники). В это время им написан ряд науч. работ по исследованию человеческого голоса (опубликованы в журн. "ЛЗТ", 1930—32) и по методике пения. В 1945—47 ст. науч. сотрудник Ин-та теории и истории педагогики Академии пед. наук. В 1934—49 худож. рук. и дирижер организованного им оркестра науч. работников (с 1936 также хор. капеллы) при Обкоме профсоюза работников высшей школы и науч. учреждений.
Автор муз. соч.: опера-сказка "У царевны Динь" (1909, Т-р К. Незлобина, Москва); поэма "Москва за нами" (сл. С. Васильева, 1945), для солистов, хора, чтеца и симф. орк.; Кантата памяти В. И. Ленина (сл. Д. Бедного, 1924), для солистов, хора и симф. орк.; кантата "15 лет Октября" (сл. А. Ерковой, 1932), для хора и симф. орк.; Я мать-сыра земля (сл. П. Бутурлина, 1914), для голоса и симф. орк.; вокальные квартеты, романсы, песни наел. рус. поэтов, обработки нар. песен.
Соч.: Орфоэпия в пении. — М., 1958; Старые нормы произношения в пении // Русская речь. 1967. № 5. С. 31—33; Воспоминания о Московской консерватории в 1905 году // Воспоминания о Московской консерватории / Сост. и коммент. Е. Н. Алексеевой и Г. А. Прибегиной, общ. ред. Н. В. Туманина. — М., 1966; Элементы художественно-исполнительского становления певца// Вопросы вокальной педагогики. Вып. 4. — М., 1969; Воспоминания о С. И. Танееве (рук.) — в ЦГАЛИ, ф. 2985, on. 1, ед. хр. 539; Мое педагогическое credo по классу камерного пения Московского музыкально-педагогического института (рук.) — в ГЦММК, ф. 250, ед. хр. 517; Доклад "Певческое дыхание". — Там же, ед. хр. 519; Автобиография (машинопись, 1940). — Там же, ед. хр. 457; Записки о своей творческой и педагогической деятельности как вокального педагога, композитора и дирижера. — Там же, ед. хр. 473.
Лит.: Вечер песни В. И. Садовникова // Экран. 1922. № 8; Эвзебиус. Вечер песни В. И. Садовникова// Там же. 1922. № 22; Бугославский С. Концерт В. И. Садовникова //Зрелища. 1923. № 36; Закошанская Л. В. И. Садовников // Сов. музыка. 1956. № 7; В. И. Садовников. (Некролог) // Там же. 1964. № 8;Гнесина Е., Юровский А. Характеристика творческой и педагогической деятельности профессора Садовникова В. И. (рук.) — в ГЦММК, ф. 250, ед. хр. 476.
Садовников, Виктор Иванович
род. 2 апр. 1886 в с. Шульгино, близ Тамбова, ум. 6 марта 1964 в Москве. Композитор. В 1910 окончил Моск. конс. по кл. пения У. Мазетти. По композиции учился у А. А. Ильинского, С. И. Танеева, позднее у Р. М. Глиэра. В 1909—1911 пом. зав. муз. частью, дирижер и композитор Т-ра Незлобина. Преподаватель Моск. нар. конс. (1911—1914), III реального училища (1913—1919), Муз. техникума им. A. К. Глазунова (1919—1937). В 1913—1914 дирижер и зав. муз. частью т-ра "Водевиль" в Москве. В 1918—1923 солист и дирижер Оперной студии Большого т-ра. В 1921—1928 дирижер и худож. рук. Моск. оперно-симф. коллектива. Проф. Моск. конс. (1922—1930), Муз. училища при Моск. конс. (1930—1937), Тат. студии при Моск. конс. (1932—1937). В 1930—1932 науч. сотрудник Научно-исследовательского ин-та радио и телевидения. Проф. конс. (1937—1938, 1942—1943) и Муз. училища (1941—1942) в Свердловске, Заочного муз.-пед. ин-та в Москве (1937—1941), МГМПИ им. Гнесиных (с 1944). В 1934—1949 худож. рук. и дирижер орк. науч. работников при обкоме работников высшей школы и науч. учреждений.
Автор кн. "Орфоэпия в пении" (М., 1958).
Соч.: опера У царевны Динь (Москва, 1909); для солистов, хора, чтеца и симф. орк. — поэма "Москва за нами" (сл. С. Васильева, 1945); для солистов, хора и симф. орк. — Кантата памяти B. И. Ленина (сл. Д. Бедного, 1924); для хора и симф. орк. — кантата "15 лет Октября" (сл. А. Ерковой, 1932), Пролетарии всех стран, соединяйтесь! (1932); для голоса и симф. орк. — Я мать-сыра земля (сл. П. Бутурлина, 1914); для голоса и ф-п. — романсы, песни на cл. рус. поэтов; хоры на cл. рус. поэтов; обр. рус. нар. песен.