САДОВО-ПАРКОВОЕ ИСКУССТВО

Найдено 1 определение
САДОВО-ПАРКОВОЕ ИСКУССТВО
в Пенз. обл. представлено сохранившимися усадебными парками регулярного и пейзажного (ландшафтного) типа, а также объектами общественного и науч. назначения (скверы, ПКиО, ботанический сад, дендрарии). К регулярным паркам можно отнести парки в бывшей усадьбе Пенз. Пенз. Шан-Гирея Апалиха, в селах Никольская Пестровка Иссин. р-на, Тоузаково Лунин. р-на и Черкасское Пачелм. р-на, где парковые массивы членятся на прямоугольные участки пересекающимися аллеями. Наибольшее распространение получили в Пенз. обл. пейзажные (английские) парки, чему способствовало устройство помещичьих усадеб в окружении естеств. растительности. Среди них наиболее выдающиеся садово-парковые ансамбли: Зубриловской усадьбы кн. С. Ф. Голицына и Надеждинской усадьбы кн. А. Б. Куракина - замечат. образцы «золотого» века рус. С.-Пенз. и., периода утверждения живописного пейзажного стиля. Устроенные в кон. 18 в., они отвечали сложившейся романтич. направленности, к-рая выражалась в создании всевозможных уголков естеств. природного ландшафта с введением в него элементов античной архитектуры. В зубриловском парке это башня-руина и декоративный водоем, в надеждинском – не только разбросанные по парку павильоны и беседки, но и их названия (храмы Лады, Славы, Терпения, Благодарности, Дружбы, Истины, галерея «Вместилище чувствий вечных»), а также названия дорожек и аллей (Марии-Антуанетты, Цесаревичева, Брата Алексея, Катишина, Софьина, Аленина, Ожидаемого благоденствия, Приятного наслаждения, Милой тени, Уединения, Преодолеваемых трудностей, Спокойствия душевного, Веселой мысли, Воспоминания прошедших утех и т. д.), семантич. подтекст к-рых должен был напоминать князю о близких людях и пережитых им когда-то чувствах. К сожалению, все постройки надеждинского парка утрачены, а его первоначальный худож. образ сильно искажен. Зачастую парк как бы делится на две части: примыкающая к дому для большей торжественности решается как регулярная, а удаленная, рассчитанная на уединенные прогулки, как пейзажная. Такой прием, в частности, использован в усадьбах сел Голицына Н.-Ломов. р-на (см. Голицинский лесопарк) и Н. Шкафта Никольского р-на, с. Кирово Серд. р-на. В др. парках сочетание обоих стилей выражается лишь включением в естеств. природное окружение отд. элементов регулярности: прямых аллей, небольших партеров, геометрич. очертаний планировки (с. Бузовлево Лопат. р-на; Белокаменский лесопарк). Характерным признаком рус. пейзажных парков является активное использование прудов. Если это небольшой парк, то пруд становится центром его композиции, как, например, в Вазерках и Грабове Бессонов. р-на; если парк больших размеров и позволяет рельеф, то в нем устраивается целый каскад прудов (Зубрилово Тамал. р-на, Голицино Н.-Ломов. р-на, Н. Шкафт Никольск. р-на, Белокаменка Колышл. р-на). Иногда, если усадьба размещается в безлесной местности, пруды становятся основой всей садово-парковой композиции, ее главным акцентом, как в усадьбе Тарханы. При больших размерах пруда, как, напр., в бывших усадьбах Загоскиных (с. Рамзай Мокш. р-на), Устиновых (пгт Беково), в с. Липовка Башмаков. р-на, в той же Белокаменке, парк разбивается близ него, и в этом случае пруд на завершающем этапе маршрута выступает заключит. аккордом в создании зрительных эффектов. Порой водоем поэтически обыгрывается устройством на нем островка с беседкой и перекидным мостиком к нему, как это сделано в с. Ст. Потловка Колышл. р- на. Отсутствие в усадьбах пруда компенсируется протекающей поблизости речкой, к-рая задействована в садово-парковой зоне, увеличивая возможности раскрытия пространства, что имеет место в усадьбе Апалиха. К объектам С.-Пенз. и., преследующим цели организации досуга, относятся гор. скверы и парки (см. Парк культуры и отдыха), а к ставящим перед собой науч. задачи – Пензенский ботанический сад и дендрологич. участки (в Ахунском лесничестве, Барабановском лесничестве Наровч. р-на), Морозовский дендрарий. Лит: Голомбиевский А. Покинутая усадьба //Старые годы. 1911. Январь; Агальцова В. А. Сохранение мемориальных лесопарков. М., 1980. С. 101–129; Антонов И. С., Саволей Ю. Пенз. (2); Пономарев С. Ю. Старинные парки //С любовью к природе; Вергунов А. Пенз., Горохов В. А. Русские сады и парки. М., 1988. С. 92–95; Мир русской усадьбы. М., 1995. А. И. Дворжанский.

Источник: Пензенская энциклопедия.

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
680.81 кб

Садово-парковое искусство древней Японии

Мостовой С. А., Малкин А. Я.
Исследуется садово-парковое искусство древней Японии периодов Асука, Нара, Хэйан.
Читать PDF
79.66 кб

Садово-парковое искусство птолемеевского Египта

Поршнев Валерий Павлович
На основании археологических и письменных источников прослеживаются особенности планировки и оформления садов и парков Египта периода правления Птолемеев.
Читать PDF
409.43 кб

Художественные средства садово-паркового искусства

Валиуллина Альфия
Статья посвящена истории садово-паркового искусства, его основным художественно-образным средствам. Композиционные элементы парка: растения, аллеи, водоемы, фонтаны, скульптура и т.д.
Читать PDF
1.44 мб

Современные тенденции развития садово-паркового искусства

Максименко А.Е., Малаховская А.И.
Читать PDF
4.97 мб

Усадьба Новосильцевых - памятник садово-паркового искусства XVIII в

Золотарева Е.В., Емельянова О.Ю.
Усадьба Новосильцевых одна из многочисленных дворянских усадеб, созданных в Орловской области в XVII начале XIX вв., и практически разрушенных к настоящему времени.
Читать PDF
1.42 мб

АРБОРСКУЛЬПТУРА КАК НОВЫЙ ФОРМАТ АРТ-ОБЪЕКТОВ В САДОВО-ПАРКОВОМ ИСКУССТВЕ

Смолина Олеся Олеговна
На сегодняшний день для решения комплексной проблемы экологического кризиса городов создаются новые условия интегрирования природной среды в архитектуру, расширяется арсенал средств для повышения качества и репрезентативности горо
Читать PDF
281.55 кб

Историография изучения истории садово-паркового искусства в ХХ - ХХI веках

Коляда Екатерина Михайловна
Статья посвящена особенностям исследований садово-парковой проблематики, проводившихся в ХХ столетии и определению путей изучения истории паркостроения в ХХI в.
Читать PDF
704.20 кб

Территориальная организация парка-памятника садово-паркового искусства «Кочубеевский»

Дзыба А.А., Куринский С.Н.
Проанализирована территориальная организация парка-памятника садово-паркового искусства «Кочубеевский» и даны предложения по улучшению территориальной организации и экологической тропы парка-памятника садово-паркового искусства «К
Читать PDF
509.43 кб

Антропогенное воздействие на памятник садово-паркового искусства г. Ставрополя Бульвар Карла Маркса

Поспелова О. А., Степаненко Е. Е., Зеленская Т. Г., Окрут С. В.
Проведен мониторинг антропогенного воздействия на памятник садово-паркового искусства Бульвар К. Маркса г. Ставрополя.
Читать PDF
1.36 мб

Садово-парковое искусство раннесредневековой Бухары по материалам коллекции резного ганча из дворца

Алпаткина Татьяна Геннадьевна
Статья посвящена анализу нового источника для изучения садово-паркового искусства VI-VIII вв. фрагментов коллекции резного ганча из дворца Варахши под Бухарой, в которых представлен образ царского сада.