1138- 93 гг.) - правитель Египта с 1171 г., основатель династии Айюбидов. Курд по происхождению. Родился в Ираке. С 1154 г. жил в Дамаске при дворе Нур-ад-Дина. В 1167 г. назначен им правителем Александрии, затем командующим войсками в Египте. Правил сначала как вассал Нур-ад-Дина, затем самостоятельно, с титулом султан ислама и мусульман, принятым им в 1175 г. и утвержденным по его требованию аббасидским халифом аль-Мустади, давшим Салах-ад-Дину инвеституру на управление Египтом, а также покоренными в 1178- 86 гг. Киренаикой, Триполитанией, Нубией, Йеменом и др. Своей главной целью считал объединение сил суннитов в борьбе с шиитами и христианами. В сражении при Хиттине (3- 4 июля 1187 г.) он нанес поражение крестоносцам, взял Иерусалим (2 октября 1187 г.) и изгнал крестоносцев из большей части Сирии и Палестины. Восстановил в Египте позиции суннизма, провел в 1181 г. военную и административно-хозяйственную реформы.
Салах-ад-Дин
Салах-ад-Дин
Источник: Исторический словарь
Салах ад-Дин
Саладин
(1138—1193) — правитель Египта, известный в Европе как победитель крестоносцев. Будучи визиром при последнем фатимидском халифе, захватил в 1171 г. власть в Египте и принял титул султана. Создал новую армию, основу которой составили курды (С.а.-Д. сам был курдом) и туркмены. Присоединил к своим владениям Сирию, Йемен, завоевал ливийское побережье. Одновременно вел войны с крестоносцами. В битве у Хиттина (возле Генисаретского озера) 3 июля 1187 г. наголову разгромил войско палестинских крестоносных государств. В плен к С.а.-Д. попали иерусалимский король и великий магистр тамплиеров. Захватив приморскую полосу Иерусалимского королевства, С.а.-Д. осадил Иерусалим. 2 октября 1187 г. город сдался. В отличие от взятия Иерусалима крестоносцами С. а.-Д. не устраивал в святом городе резни, горожанам была сохранена жизнь и дана возможность выкупиться из рабства.
В ходе 3-го крестового похода С.а-Д. утратил Акру в 1191 г. и потерпел тяжелое поражение от войска Ричарда I Львиное Сердце. По перемирию крестоносцы вернули себе прибрежную территорию. Однако Иерусалим остался мусульманским. После смерти С.а.-Д. в Египте до 1250 г. правили его потомки (династия Айюбидов), нанесшие ряд тяжелых поражений крестоносцам.
Лит.: Грюнебаум Г.Э. Классический ислам. Очерк истории (600-1258). М., 1988; История Востока. Т. 2: Восток в средние века. М., 1995.
(1138—1193) — правитель Египта, известный в Европе как победитель крестоносцев. Будучи визиром при последнем фатимидском халифе, захватил в 1171 г. власть в Египте и принял титул султана. Создал новую армию, основу которой составили курды (С.а.-Д. сам был курдом) и туркмены. Присоединил к своим владениям Сирию, Йемен, завоевал ливийское побережье. Одновременно вел войны с крестоносцами. В битве у Хиттина (возле Генисаретского озера) 3 июля 1187 г. наголову разгромил войско палестинских крестоносных государств. В плен к С.а.-Д. попали иерусалимский король и великий магистр тамплиеров. Захватив приморскую полосу Иерусалимского королевства, С.а.-Д. осадил Иерусалим. 2 октября 1187 г. город сдался. В отличие от взятия Иерусалима крестоносцами С. а.-Д. не устраивал в святом городе резни, горожанам была сохранена жизнь и дана возможность выкупиться из рабства.
В ходе 3-го крестового похода С.а-Д. утратил Акру в 1191 г. и потерпел тяжелое поражение от войска Ричарда I Львиное Сердце. По перемирию крестоносцы вернули себе прибрежную территорию. Однако Иерусалим остался мусульманским. После смерти С.а.-Д. в Египте до 1250 г. правили его потомки (династия Айюбидов), нанесшие ряд тяжелых поражений крестоносцам.
Лит.: Грюнебаум Г.Э. Классический ислам. Очерк истории (600-1258). М., 1988; История Востока. Т. 2: Восток в средние века. М., 1995.
Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999
САЛАХ-АД-ДИН
Саладин, Юсуф ибн Айюб (1138 - 4.III.1193) - егип. султан (1171-93), основатель династии Айюбидов. Курд по происхождению, С. был сыном Айюба ибн Шади - одного из военачальников сирийского султана Нур-ад-дина, успешно боровшегося с крестоносцами. В 1164, 1167 и 1168 С. участвовал в воен. экспедициях, направленных Нур-ад-дином в Египет с целью его подчинения и усиления борьбы с крестоносцами. В 1169 был назначен егип. везиром, а в 1171, после смерти последнего халифа Фатимидов Адида, захватил власть в Египте и объявил себя султаном. В 1174, после смерти Нур-ад-дина, подчинил его сирийские владения, а также смежные с ними владения мелких ирак. правителей. 3-4 июля 1187 объединенное мусульм. войско во главе с С. разгромило крестоносцев под Хиттином (у Тивериадского оз., Палестина), 2 окт. 1187 был взят Иерусалим; к 1189 от власти крестоносцев была освобождена б. ч. Сирии и Палестины. С. возглавлял борьбу мусульм. сил во время 3-го крестового похода (1189-92). Внутр. политика С. характеризовалась распространением в Египте пожалований (см. Икта), строительством медресе, нек-рым снижением налогового гнета. Успешная борьба с крестоносцами и высокие личные качества сделали С. популярным среди современников. Лит.: Семенова Л. A., Салах ад-дин и Мамлюки в Египте, М., 1966; Lane-Poole S., Saladin and the fall of the Kingdom of Jerusalim, L.-N. Y., 1926. Л. А. Семенова. Москва.
Салах ад-Дин
Сала?х ад-Ди?н (араб. ???? ????? ???? ??? ??????, Салах-ад-дин Юсуф ибн-Айюб, 1138, Тикрит — 4 марта 1193, Дамаск) — султан Египта и Сирии, полководец, мусульманский лидер XII века. Основатель династии Айюбидов, которая в период своего расцвета правила Египтом, Сирией, Ираком, Хиджазом и Йеменом. В Европе известен именно как Саладин, хотя это даже не имя. Салах-ад-дин — это лакаб — почетное прозвище, означающее «Правота веры». Собственное имя этого правителя — Юсуф, сын Айюба.
Ранние годы жизни
Саладин родился в Тикрите (ныне в Ираке) в 1138 году. Его семья была курдской по своему происхождению, а его отец Найим ад-Дин Айюб был правителем Баальбека. В течение нескольких лет юный Саладин жил в Дамаске, получая разносторонне образование (в том числе и теологическое). Он был представлен при дворе тогдашнего халифа Нур ад-Дина (Нуреддина), где служили многие его родственники. Под началом одного из них — своего дяди Ширкаха — Саладин завершил свое военное образование в войнах с халифатом Фатимидов в 60-ых годах XII века. В 1169 году он стал визирем Египта, где проводил взвешенную и осторожную политику. Как представитель суннизма Саладин не мог сильно влиять на армию Египта, где правил шиитский халиф Аль-Адид (1160—1171). Когда в сентябре 1171 года Аль-Адид умер, Саладин приказал улему провозгласить перед пятничной молитвой имя аль-Мустади, халифа из рода Аббасидов, правившего в Багдаде. Это означало отстранение прежней линии правителей от власти. С этого времени Саладин правил Египтом, хотя официально он представлял на этой территории султана сельджуков Нур ад-Дина, который признавался багдадским халифом.
Саладин оживил экономику Египта, провел реформу армии. Следуя советам отца, он, однако, всячески избегал любых конфликтов с Нур ад-Дином, своим формальным повелителем. Только после его смерти (1174) Саладин принял титул султана Египта. Он восстановил в Египте суннизм и стал основателем династии Айюбидов. Еще на протяжении десятилетия Саладин присоединял прилегающие к своей державе земли. В 1174 году он овладел Хамой и Дамаском, в 1175 году — Халебом.
Борьба с крестоносцами
Саладин, как правитель, совершил много великих деяний. Однако самым известным среди них стала его борьба с крестоносцами. Эти войны нашли свое отражение в многочисленных произведениях литературы и искусства (наиболее известен роман Вальтера Скотта «Талисман»).
4 июля 1187 года Саладин разбил крестоносцев в битве при Хаттине, король Иерусалимского королевства Ги де Лузиньян, грандмастер тамплиеров Жерар де Ридфор и многие другие руководители крестоносцев попали в плен. За этот год Саладину удалось овладеть большей частью Палестины, Акрой и, после длительной осады, Иерусалимом. Все церкви города, кроме храма Воскресения были обращены в мечети. Но жителям были дарованы жизнь и возможность выкупить свою свободу, кроме того, Саладин гарантировал привилегии и неприкосновенность христианских паломников, посещающих Иерусалим.
Главный оппонент крестоносцев пользовался уважением в христианской Европе за рыцарские доблести: храбрость и великодушие к противнику. Английский король Ричард I Львиное Сердце, один из главных вождей крестоносцев, стал почти другом Саладина: они отзывались друг о друге исключительно восторженно, предоставляли различные льготы подданным друг друга, но лично так и не увиделись. Умер Саладин 4 марта 1193 года от желтой лихорадки.
Саладин — персонаж «Божественной комедии» Данте, где показан как праведник-нехристианин, находящийся в Лимбе, самом «мягком» кругу Ада.
Ранние годы жизни
Саладин родился в Тикрите (ныне в Ираке) в 1138 году. Его семья была курдской по своему происхождению, а его отец Найим ад-Дин Айюб был правителем Баальбека. В течение нескольких лет юный Саладин жил в Дамаске, получая разносторонне образование (в том числе и теологическое). Он был представлен при дворе тогдашнего халифа Нур ад-Дина (Нуреддина), где служили многие его родственники. Под началом одного из них — своего дяди Ширкаха — Саладин завершил свое военное образование в войнах с халифатом Фатимидов в 60-ых годах XII века. В 1169 году он стал визирем Египта, где проводил взвешенную и осторожную политику. Как представитель суннизма Саладин не мог сильно влиять на армию Египта, где правил шиитский халиф Аль-Адид (1160—1171). Когда в сентябре 1171 года Аль-Адид умер, Саладин приказал улему провозгласить перед пятничной молитвой имя аль-Мустади, халифа из рода Аббасидов, правившего в Багдаде. Это означало отстранение прежней линии правителей от власти. С этого времени Саладин правил Египтом, хотя официально он представлял на этой территории султана сельджуков Нур ад-Дина, который признавался багдадским халифом.
Саладин оживил экономику Египта, провел реформу армии. Следуя советам отца, он, однако, всячески избегал любых конфликтов с Нур ад-Дином, своим формальным повелителем. Только после его смерти (1174) Саладин принял титул султана Египта. Он восстановил в Египте суннизм и стал основателем династии Айюбидов. Еще на протяжении десятилетия Саладин присоединял прилегающие к своей державе земли. В 1174 году он овладел Хамой и Дамаском, в 1175 году — Халебом.
Борьба с крестоносцами
Саладин, как правитель, совершил много великих деяний. Однако самым известным среди них стала его борьба с крестоносцами. Эти войны нашли свое отражение в многочисленных произведениях литературы и искусства (наиболее известен роман Вальтера Скотта «Талисман»).
4 июля 1187 года Саладин разбил крестоносцев в битве при Хаттине, король Иерусалимского королевства Ги де Лузиньян, грандмастер тамплиеров Жерар де Ридфор и многие другие руководители крестоносцев попали в плен. За этот год Саладину удалось овладеть большей частью Палестины, Акрой и, после длительной осады, Иерусалимом. Все церкви города, кроме храма Воскресения были обращены в мечети. Но жителям были дарованы жизнь и возможность выкупить свою свободу, кроме того, Саладин гарантировал привилегии и неприкосновенность христианских паломников, посещающих Иерусалим.
Главный оппонент крестоносцев пользовался уважением в христианской Европе за рыцарские доблести: храбрость и великодушие к противнику. Английский король Ричард I Львиное Сердце, один из главных вождей крестоносцев, стал почти другом Саладина: они отзывались друг о друге исключительно восторженно, предоставляли различные льготы подданным друг друга, но лично так и не увиделись. Умер Саладин 4 марта 1193 года от желтой лихорадки.
Саладин — персонаж «Божественной комедии» Данте, где показан как праведник-нехристианин, находящийся в Лимбе, самом «мягком» кругу Ада.
Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002