салят — см. Намаз.
САЛАТ
САЛАТ
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Салат
молитва, в том числе и ежедневная пятикратная обязательная молитва (намаз). Это один из пяти столпов Ислама. Во множественном числе «салават». Среди многих неарабских народов салат чаще называют персидским словом «намаз». Намаз является выражением покорности и благодарности Аллаху. Обязательной ежедневной молитвы в ранних религиях не было, но сама идея намаза была и его исполняли. В те времена, для исполнения молитв строго определенного времени не предусматривалось. О молитве говорится в Коране. Например, Лукман говорит о намазе в своем завещании сыну: «О сын мой! Совершай обрядовую молитву...» (31: 17). О намазе говорил и Ибрахим: «Господи наш! Я поселил часть моего потомства в долине, где не растут злаки, у Твоего заповедного храма. Господи наш! Пусть они творят молитву» (14: 37). Повеление о намазе было ниспослано Аллахом и Мусе: «Воистину, Я–Аллах, нет бога, кроме Меня! Так поклоняйся же Мне и верши молитву, чтобы помнить обо Мне» (20: 14). Так молились на протяжении почти всего мекканского периода жизни пророка Мухаммада и мусульмане. Сам пророк, все помыслы и действия которого были обращены к Создателю, до повеления об обязательном ежедневном намазе часто совершал молитвы. Есть сообщения о том, что он активно молился по утрам и вечерам. Повеление Аллаха об обязательной ежедневной пятикратной молитве было передано пророку Мухаммаду во время его чудесного ночного путешествия из Мекки в Кудс (Иерусалим) и вознесения на небеса (См. Мирадж). Это событие произошло приблизительно за год или полтора до хиджры. Вначале Аллах предписал мусульманам молиться 50 раз в день, но затем уменьшил число молитв до пяти. Эти пять молитв заменяют пятьдесят, так как в Коране говорится: «Тому, кто предстанет [перед Аллахом] с добрым деянием, воздается десятикратно» (6: 160). Обязательность совершения намазов О необходимости совершения мусульманами ежедневного обязательного намаза в строго определенное время говорится во многих аятах Корана: «Будьте внимательны [к совершению вовремя] обрядовых молитв, и [особенно] средней молитвы. Стойте перед Аллахом смиренно» (2: 238); «Когда вы завершите молитвенный обряд, помяните Аллаха, будьто стоя, сидя или лежа. Когда же вы будете в безопасности, то совершайте полный салат. Воистину, молитвенный обряд для верующих предписан в строго определенное время» (4: 103). «Им было велено лишь одно–поклоняться Аллаху, в искренней вере и будучи ханифами, совершать обрядовую молитву, раздавать закат. Это и есть истинная вера» (98: 5). Имеется также много упоминаний об обязательности намаза в хадисах. Например в одном из самых известных хадисов о пяти столпах Ислама, который приводится в сборнике хадисов Муслима, пророк Мухаммад говорил: «Ты должен засвидетельствовать, что нет божества, кроме Аллаха, совершать молитву, выплачивать закят, поститься в месяц рамадан, совершать паломничество к священному дому, если на то будет возможность». В другом хадисе из сборника Бухари, пророк Мухаммад на вопрос о том, какое деяние угодно Аххаху ответил: «Молитва, совершенная вовремя». На основании аятов Корана и хадисов Сунны обязательное исполнение ежедневных намазов является необходимым условием мусульманской веры. Важность намаза и его обязательность (фард) является иджмой всего исламского мира (См. Иджма). За совершение обязательной молитвы Аллах дает людям большие блага, прощает их грехи и введет в рай. Сознательное игнорирование и отрицание намаза выводит человека из Ислама. В ханафитском мазхабе, если человек не игнорируя обязательность намаза, не совершает его по причине лени или других факторов, то он является грешником и нечестивцем, но из Ислама не выходит. В условиях исламского государства такие люди наказываются нечестивцами (фасик). Но даже если они избегут наказания в земной жизни, то все равно, согласно исламским первоисточникам, этих людей сурово накажет Аллах: – «...которые расспрашивают в [райских] садах друг друга о грешниках. [Потом они поворачиваются к ним и спрашивают]: "Что привело вас в адское пламя?". Они ответят: "Мы не творили обрядовую молитву"...» (74: 40–43); – «Их сменили потомки, которые перестали совершать молитву и покорились страстям и скоро пожнут [плоды своего] заблуждения...» (19: 59). Эта же мысль присутствует и во многих хадисах. Например, в сборниках Муслима и Ахмада ибн Ханбаля приводится хадис, в котором пророк Мухаммад говорил: "Причиной разрушения преграды между человеком и большим грехом является отказ от молитвы". Однако если человек не совершил намаз неумышленно, например, по забывчивости или по причине сна, то он обязан совершить его в другое время (См. Каза) Намазы бывают обязательными (фард и ваджиб) и богоугодными (нафиля). Обязательные намазы: К обязательным (фард аль–айн) намазам, которые обязаны выполнять все мусульмане в положенное время относятся: 1. Салат ас–субх (рассветный). Начинается на рассвете, когда лучи солнца прорывают темноту ночи, и продолжается до восхода солнца; 2. Салат аль–зухр (полуденный). Начинается приблизительно в полдень, после прохождения солнцем середины неба (зенита) и продолжается до начала времени предвечерней молитвы. Пятничные намазы также начинаются именно в это время (См. Джума) и заменяют в мечетях полуденную молитву; 3. Салат аль–аср (предвечерний). Начинается в середине периода между полуднем и закатом солнца, когда тень от различных предметов становится больше их длины. Нежелательно задерживать совершение этой молитвы до того времени, когда солнце потеряет яркость и на ней появится предзакатная желтизна. Именно о предвечерней молитве говорится в аяте корана: «Охраняйте молитвы и молитву среднюю...» (2: 238); 4. Салат аль–магриб (при закате солнца). Начинается во время заката солнца и продолжается до времени исчезновения вечерней зари и наступления темноты; 5. Салат аль–иша (ночной). Начинается с наступлением темноты и продолжается до рассвета. После совершения этого намаза совершается дополнительный ночной намаз (См. Витр). Следует отметить, что в определении более точного времени начала некоторых намазов, в учениях различных мазхабов имеются небольшие различия. Но они не существенные и отличаются друг от друга всего на несколько минут. Намаз, который совершается над умершим мусульманином (См. Джаназа), также обязателен. Но он является обязанностью не каждого мусульманина в отдельности, а обязанностью всей общины (фард аль–кифая). То есть этот намаз должен быть совершен при участии какогото количества мусульман, другие же могут заниматься организацией похорон. Что же касается намаза витр, то он также в иджтихаде некоторых авторитетных улемов является обязательным (См. Ваджиб). Обязательными (ваджиб) являются также праздничные намазы (См. Идайн) Все остальные намазы обязательными не являются (См. Нафиля). Их совершение является богоугодным делом. Составные части и условия для совершения намазов Все намазы состоят из ракатов. Ракат–это один цикл намаза, который состоит из стоячего положения молящегося (при котором он читает коранические аяты), одного поясного и двух земных поклонов. Салат ас–субх состоит из 2 ракатов; салат аль–зухр, салат аль–аср и салат аль–иша–из 4 ракатов; салат аль–магриб–из 3 ракатов. Количество ракатов дополнительного ночного намаза (См. Витр) и богоугодных намазов (См. Нафиля) может быть различным. Необходимыми условиями (шартами) для совершения намаза являются: 1. Наличие омовения, который необходимо совершить перед молитвой (См. Вуду,Гусл и Тайаммум); 2. Очищение от всех нечистот тела (См. Тахара); 3. Покрытие срамных частей тела; 4. Обращение лицом в сторону Мекки (См. Кибла); 5. Наступление времени намаза; 6. Намерение совершить намаз (См. Ниййа). Необходимыми составными частями (рукнами) намаза являются: 1. Вступительный такбир (См. Ифтитах); 2. Нахождение в стоячем положении (См. Кыям); 3. Чтение в этом положении аятов Корана (кыраа); 4. Поясной поклон (См. Руку); 5. Земной поклон (См. Саджда); 6. Сидячее положение в конце намаза (См.Када и Ташаххуд). Помимо указанных выше обязательных элементов намаза существует и большое количество богоугодных действий и молитв при его исполнении. Коллективная молитва Все обязательные намазы можно совершать как индивидуально, так и совместно с другими мусульманами. Совершение коллективных намазов в мечетях для мужчин является весьма желательным в религиозной практике. Их также совершают и в других помещениях (или на открытом воздухе), когда в одном месте собирается несколько мусульман. О преимуществах коллективных намазов говорится во многих хадисах пророка Мухаммада. Например, в сборниках хадисов Бухари и Муслима приводится хадис от Ибн Омара, который передал следующие слова пророка: «Коллективная молитва лучше индивидуальной на двадцать семь степеней». Женщины также могут совершать намазы совместно с другими мусульманками в мечети, если они этого хотят. Но считается, что им предпочтительнее совершать все намазы дома. При совершении коллективного намаза в мечети, его руководителем обычно является официальный имам, который известен всем мусульманам и хорошо знает свое дело. А если коллективная молитва проводится вне мечети, то мусульмане сами выбирают из своей среды наиболее подходящего человека в качестве имама, который возглавляет молитву. Имам занимает место впереди молящихся, которые выстраиваются за ним в стройные ряды. Все действия намаза мусульмане совершают вслед за имамом. Молитва в пути Мусульманин выехавший за пределы своего населенного пункта или города на определенное расстояние считается путником (мусафир). Имеется небольшая разница в определении точной величины этого расстояния в различных мазхабах. Но эта разница не существенная. Мусафиры совершают намазы, состоящие из 4 ракатов наполовину сокращенными (в 2 ракатах). Помимо этого, в суннитских мазхабах им разрешается совмещать две обязательные молитвы и совершать их один следом за другим, не дожидаясь времени второго намаза. Совмещать разрешается полуденный намаз (салат аззухр) с предвечерним (салат аль–аср), и намаз совершаемый при закате солнца (салат аль–магриб) с ночным (салат аль–иша). В шиизме же разрешается совмещать эти намазы не только в пути, но и в обычное время.