это движение монашествующих и мирян, соотносящих себя с харизмой Дона Боско.
По словам Павла VI, Салезианская семья присутствует
"везде, куда дошла Церковь... Ее аспекты те же, что и у самой Церкви, и она вносит свой неоценимый вклад примеров и труда" (Павел VI, 3 ноября 1975 года, Аудиенция для Салезианской семьи).
Сегодня существует около пятидесяти групп, входящих в Салезианскую семью (среди них - монашеские, мирские институты, церковные и гражданские ассоциации); все они признаны или ожидают признания.
Три из существующих групп основал сам Иоанн Боско. Это Салезианцы, Дочери Марии Помощницы Христиан, Салезианские сотрудники. Остальные были основаны салезианцами; одну основал кардинал Гуарино (не салезианец).
Замысел святого Иоанна Боско
Салезианская семья возникла и развивается благодаря усердию святого Дона (Отца) Иоанна Боско, чьим примером вдохновлены многие приверженцы его харизмы.
Салезианская семья имеет три основные задачи:
- Спасти нуждающихся подростков и детей
- Найти добровольцев, желающих помогать в воспитании детей и в развитии молодежи.
- Объединять добровольцев под одной идеей, способствовать их обучению и углублению в методику.
Каждая группа из Салезианской семьи подчеркивает одну особенную черту богатства харизмы Дона Боско; но все они, каждая по-своему, идут путем глубокой и простой святости.
Сохраняя свою самостоятельность, каждая группа признает Генерального Настоятеля Салезианцев, преемника Дона Боско, центром единства всей Салезианской семьи, гарантом того, что каждая группа верна первоначальной харизме Основателя. За Салезианской Конгрегацией признана особая роль духовного воодушевления, которую она унаследовала от Дона Боско.
Критерии признания членства
"Общими элементами" между различными группами Салезианской семьи можно назвать прежде всего то, что они призваны для единой спасительной миссии Дона Боско и осуществляют ее каждая в своем духе, с учетом различных специфических призваний и местных условий.
Также группа должна обладать следующими ценностями:
- Салезианским призванием: Группа должна доказать, что она движима Богом и считает Дона Боско образцом и учителем, а также желает каким-либо образом воплотить его харизму.
- Участие в молодежной и простонародной салезианской миссии, путем прямой или косвенной помощи. Все или некоторые задачи группы должны совпадать с общей салезианской миссией: евангелизацией и катехизацией, всецелым развитием молодежи, особенно бедной и заброшенной, христианской культурой "народа" (в частности, посредством средств массовой коммуникации), специфически миссионерской работой.
- Салезианским духом в воспитательно-пастырском методе. Направляющий все группы салезианский дух един и его первоначальный образец - жизненный стиль в Вальдокко, где трудился Дон Боско. Этот дух исполнен пасторской любовью, семейным духом, оптимизмом, простой и живой молитвой, любовью к Таинствам, преданностью [Богородица|Деве Марии]] и Богу. Каждой группе также необходимо принять пастырскую систему критериев и развития, которая опирается на "Упредительную систему Дона Боско"
- Активное участие и сотрудничество - необходимая характеристика любого салезианского центра. Каждая группа, сохраняя свою специфичность и самостоятельность, включается в реальность Салезианской семьи.
Признание членства в Салезианской семье провозглашает Генеральный Настоятель со своим Советом после того, как группа открыто выскажет свою просьбу и утвердит вышеизложенные принципы в официальных документах данной учрежденной группы.
Сотрудничество в Салезианской семье
Вступив в Салезианскую семью и получив призвание, группа признает Генерального Настоятеля преемником Дона Боско, а за Салезианской Конгрегацией - особую роль духовного руководства. Вступление какой-либо группы в Салезианскую семью требует поддержки прочих групп: требуется знание друг друга, взаимопомощь, развитие призваний, связь и присутствие во время значительных событий в жизни каждой группы.
Салезианцы
Основан на трактате об Упредительной Системе, написанном доном Боско в марте 1877 года. Он пожелал назвать свои центры «обителями», имея в виду, что их одушевляет «семейный дух».
Салезианцы и Салезианская семья
В Уставе Салезианцев Дона Боско сказано:
От Дона Боско берет свое начало широкое движение людей, которые различным образом трудятся на благо спасения молодежи.
Иоанн Боско сам основал, кроме Общества св. Франциска Сальского, Конгрегацию Дочерей Марии Помощницы Христиан и Ассоциацию Cалезианских cотрудников. Вместе с этими группами, так же как и с другими, Салезианцы Дона Боско образуют Салезианскоую семью, в которой каждая группа (в том числе — простых мирян) служит общему благу спасения детей и молодежи в духе основателя Иоанна Боско.
Салезианцы Дона Боско являются основной конгрегацией Салезианской семьи, а генеральный настоятель Салезианцев признается непосредственным наследником дона Боско во всех группах Салезианской семьи.
В правилах SDB указано, каким конкретным служением занимаются Салезианцы в Салезианской семье:
1. осуществляют духовную помощь;
2. инициируют встречи;
3. содействуют воспитательному и пастырскому сотрудничеству;
4. вместе заботятся о призваниях;
Был учрежден специальный дикастер, который занимается выполнением перечисленных дел.
Организация
В SDB входят клирики и миряне (коадъюторы). В каждой группе существует настоятель (директор), который руководит общиной вместе с собственным советом. Несколько групп (общин), расположенных на одной территории, образуют область. Ею руководит областной настоятель (инспектор), которому помогает его совет. Совокупность областей образует Конгрегацию, во главе которой находится Генеральный Настоятель вместе с Генеральным Советом.
Вступление в SDB происходит после испытательного срока, знакомства и года новициата.
Генеральный Капитул cалезианцев собирается обычно один раз в шесть лет. На Капитул приглашаются все представители SDB, представители Салезианской семьи, журналисты и эксперты, представители групп, желающих вступить в Салезианскую семью.
25-тый Генеральный Капитул, который начался в конце февраля 2002 года, выбрал дона Паскуаля Чавеса, IX преемником дона Иоанна Боско.
Преемники Дона Боско
* Блаженный Михаил Руа (1888—1910 гг.)
* Дон Паоло Альбера (1910—1921 гг.)
* Блаженный Филипп Ринальди (1922—1931 гг.)
* Дон Пьетро Рикальдоне (1932—1951 гг.)
* Дон Ренато Дзиджотти (1952—1965 гг.)
* Дон Луиджи Риччери (1965—1977 гг.)
* Дон Эджидио Вигано (1977—1996 гг.)
* Дон Эдмундо Векки (1996—2002 гг.)
* Дон Паскуаль Чавес (2002 г.)