САЛИИ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

САЛИИ
в Др. Риме жрецы Марса, составл. две коллегии (по 12 чел. в каждой): квиринальскую и палатинскую. С. могли быть только патриции. Во время ежегод. празд-ников в честь Марса С. исполняли магич. воен. пляску (отсюда назв. С. — плясуны). Коллегии С. существ. также в др. городах Др. Италии.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

САЛИИ
1. (Salii, от salio - прыгаю, танцую) - в Др. Риме жрецы Марса, составлявшие две коллегии (по 12 чел. в каждой): квиринальскую и палатинскую. С. могли быть только патриции. Во время ежегодных праздников в честь Марса С. исполняли магическую военную пляску (отсюда название С. - плясуны). Коллегии С. существовали также в др. городах Древней Италии. 2. то же, что салические франки. См. в ст. Франки.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Салии
(лат. salier — прыгун), члены одной из древнейших жреч. коллегий в Риме. От Палатина и от Квиринала назначалось по 12 жрецов. В марте и октябре, одетые в старинные боевые доспехи, со свящ. щитами, они исполняли ритуальные танцы и пели песню, в которой призывали богов, в особенности Марса. Дать истолкование этой песне (carmen saliare) пришлось Варрону, поскольку ее смысл более никому не был понятен. Август возобновил коллегию С.

Источник: Словарь античности. 1989

САЛИИ
прыгаю, пляшу — древнеримские жрецы бога Марса и его ипостаси бога Квирина, составлявшие 2 коллегии, по 12 человек в каждой: палатинскую и квиринальскую — по названиям районов Рима. Избирались из патрициев и возглавлялись магистром. Во время ежегодных празднеств, посвященных Mapсу, пели магические гимны и исполняли пляску (отсюда название), ударяя копьями в священные щиты, анкилы. Один из щитов, по преданию, упал с неба. Кроме римских, существовали коллегии С. и в некоторых других италийских города».

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

САЛИИ
    I.

   • Sall?i,

       1. плясуны, коллегия жрецов Марса Градива у римлян; она разделялась на две группы, каждая по 12 человек. Более древние С., которые, по преданию, были учреждены Нумой Помпилием (см. Ancile, Анкил; ср. Ov. fast. 3, 259 слл.), назывались Palatini, т. к. они приносили жертвы на Палатинском холме; позднейшие же, учрежденные Туллом Гостилием, назывались Agonales или Collini, потому что место, где они приносили жертвы, находилось на Квиринале, близ porta Collina. Во главе коллегии стоял magister, за ним по достоинству следовали praesul (передовой плясун), vates или praecensor. С. избирались только из патрициев и пользовались большим почетом. Они носили вышитую тунику и сверху медный панцирь, toga praetexta была у них подобрана по-габински, на голове они имели apex (см. Апекс), кроме того, носили меч, копье, в правой руке медную палочку, которой при своих шествиях, совершаемых по городу и сопровождаемых пением и пляской, ударяли в ancile, бывшее у них в левой руке. Liv. 1, 20. Эти шествия с анцилиями, совершаемые в честь бога войны, покровителя города (см. ´????, Арес, Mars, Марс), происходили в марте. 1 марта pontifex maximus приносил жертву Марсу в регии (regia), где находились священные копья и анцилии, а на следующий день происходило шествие через форум, комиции и другие общественные места — до Капитолия. Обходили все жертвенники и храмы, вознося молитвы к богам — покровителям города на местах их почитания, и приносили им жертвы. Каждый день праздника заканчивался богатым пиршеством. 14 и 15 марта праздновались так называемые Мамуралии в честь Мамурия, который, по преданию, изготовил анцилии. Его имя родственно с именем Марса, с Marmar и со словом Mamertinus. В этот день во главе процессии носили его изображение и ударяли в него большими палками, самого же Мамурия прославляли в песнях. 19 марта, в день feriae fortis Deae (Минервы или Нериены), праздновалась с песнями и танцами на комиции борьба этой богини с Марсом. В песнях (axamenta), которые пелись при процессиях, молились, главным образом, Марсу и прославляли его, равно как и Яна, Юпитера, Луцеция, Аполлона, Юнону, Минерву, Геркулеса, Манию и др. Эти песни были сложены в сатурнийском размере и распевались старшими С., между тем как младшие исполняли танцы. Verg. Aen. 8, 285 слл. Вследствие своей древности они уже во времена Цицерона были непонятны, и поэтому их стали объяснять, напр., Элий Стилон (Varr. l. l. 7, 2). Так называемые virgines Saliae не составляли отдельной, своей коллегии; а были только conductitiae и привлекались к участию во многих священнодействиях саллиев;

       2. отрасль франков, которую в первый раз встречаем на Батавском острове при городе Токсандрии, где их разбил Юлиан. Позднее они появляются при Маасе у хамавов.

    II.

   • Salўes,

         ?????? или Salyi и Salenvii, так называлось самое могущественное из лигурийских племен; они были перемешаны с кельтскими элементами и жили во всей стране между Роданом и Морскими Альпами, так что Массилия, Арелата и другие значительные города находились в их области. После продолжительной и кровопролитной войны этот народ, разделявшийся на разные племена (напр., коммонов, аватиков, десувиатов, альбиенсов и т. д.), был побежден К. Секстием в 123 г. до Р. X. и покорен римлянами, которые потом основали там город Aquae Sextiae. ср. Liv. 31, 10. Strab. 4, 178. 180 сл.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

САЛИИ
    I.

   • Sall?i,

       1. плясуны, коллегия жрецов Марса Градива у римлян; она разделялась на две группы, каждая по 12 человек. Более древние С., которые, по преданию, были учреждены Нумой Помпилием (см. Ancile, Анкил; ср. Ov. fast. 3, 259 слл.), назывались Palatini, т. к. они приносили жертвы на Палатинском холме; позднейшие же, учрежденные Туллом Гостилием, назывались Agonales или Collini, потому что место, где они приносили жертвы, находилось на Квиринале, близ porta Collina. Во главе коллегии стоял magister, за ним по достоинству следовали praesul (передовой плясун), vates или praecensor. С. избирались только из патрициев и пользовались большим почетом. Они носили вышитую тунику и сверху медный панцирь, toga praetexta была у них подобрана по-габински, на голове они имели apex (см. Апекс), кроме того, носили меч, копье, в правой руке медную палочку, которой при своих шествиях, совершаемых по городу и сопровождаемых пением и пляской, ударяли в ancile, бывшее у них в левой руке. Liv. 1, 20. Эти шествия с анцилиями, совершаемые в честь бога войны, покровителя города (см. ´????, Арес, Mars, Марс), происходили в марте. 1 марта pontifex maximus приносил жертву Марсу в регии (regia), где находились священные копья и анцилии, а на следующий день происходило шествие через форум, комиции и другие общественные места — до Капитолия. Обходили все жертвенники и храмы, вознося молитвы к богам — покровителям города на местах их почитания, и приносили им жертвы. Каждый день праздника заканчивался богатым пиршеством. 14 и 15 марта праздновались так называемые Мамуралии в честь Мамурия, который, по преданию, изготовил анцилии. Его имя родственно с именем Марса, с Marmar и со словом Mamertinus. В этот день во главе процессии носили его изображение и ударяли в него большими палками, самого же Мамурия прославляли в песнях. 19 марта, в день feriae fortis Deae (Минервы или Нериены), праздновалась с песнями и танцами на комиции борьба этой богини с Марсом. В песнях (axamenta), которые пелись при процессиях, молились, главным образом, Марсу и прославляли его, равно как и Яна, Юпитера, Луцеция, Аполлона, Юнону, Минерву, Геркулеса, Манию и др. Эти песни были сложены в сатурнийском размере и распевались старшими С., между тем как младшие исполняли танцы. Verg. Aen. 8, 285 слл. Вследствие своей древности они уже во времена Цицерона были непонятны, и поэтому их стали объяснять, напр., Элий Стилон (Varr. l. l. 7, 2). Так называемые virgines Saliae не составляли отдельной, своей коллегии; а были только conductitiae и привлекались к участию во многих священнодействиях саллиев;

       2. отрасль франков, которую в первый раз встречаем на Батавском острове при городе Токсандрии, где их разбил Юлиан. Позднее они появляются при Маасе у хамавов.

    II.

   • Salўes,

         ?????? или Salyi и Salenvii, так называлось самое могущественное из лигурийских племен; они были перемешаны с кельтскими элементами и жили во всей стране между Роданом и Морскими Альпами, так что Массилия, Арелата и другие значительные города находились в их области. После продолжительной и кровопролитной войны этот народ, разделявшийся на разные племена (напр., коммонов, аватиков, десувиатов, альбиенсов и т. д.), был побежден К. Секстием в 123 г. до Р. X. и покорен римлянами, которые потом основали там город Aquae Sextiae. ср. Liv. 31, 10. Strab. 4, 178. 180 сл.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884