Салимов Мухаммедхаким Мухаммедзарифович
Салимов Мухаммедхаким Мухаммедзарифович
17.03.1846–1920) – религиозный деятель. Из башкир д. Сафакулевой Карасевской вол. Челябинского уезда Оренб. губ. Высшее религиозное образование получил в медресе г. Троицка и д. Кшкар Казанского уезда и губ. С 1873 г. переехал в Челябинск и открыл здесь мус. начальную школу (мектеб), которая в отсутствие мечети играла роль объединяющего центра для местной общины, обеспечивая передачу религиозной и культурной традиции. Одновременно в собств. лавке С. занимался торговлей «красным» товаром. 30.03.1883 г. С. был избран на должность муллы впредь до постройки в городе мечети, а указом Оренб. губ. правления от 25.09.1884 г. утвержден в званиях имамхатыба и мударриса. При нем в 1890–99 гг. были сооружены каменное здание соборной мечети г.Челябинска и комплекс медресе при ней. По личному представлению муфтия указом от 29.09.1890 г. С. был возведен в почетное звание ахуна. Став приходским муллой, продолжал торговать мануфактурой, и к 1909 г. его состояние достигло 25 тыс. руб. На руб. XIX–XX вв. между либерально настроенными представителями мус. буржуазии и консервативно настроенным С. возник конфликт по вопросам реформы образования и управления финансово-хозяйственными делами общины. С. был убежденным кадимистом, выступал против использования звукового метода и преподавания в мус. школах светских дисциплин. По этой причине в 1899 г. он отказался предоставить одно из 3 зданий медресе под новометодную школу. Тем не менее желающим удалось открыть собств. мектеб, которым они стали управлять самостоятельно, без участия муллы, выписывая учителей из Троицка. Тогда же состоятельные торговцы впервые поставили вопрос об установлении обществ. контроля за расходованием пожертвований, организации выборного попечительского совета для заведования финансовыми средствами и управления делами прихода. Однако С. хотел по-прежнему распоряжаться всем самостоятельно и враждебно отнесся к попыткам ограничения его власти. Лишь коренные сдвиги в обществ. жизни и сознании, обусловленные событиями Первой русской революции, позволили воплотить стремление прихожан к обеспечению реального самоуправления в мус. общине. В 1906 г. представитель либерально настроенной буржуазии купец З.Г. Галеев впервые был избран попечителем соборной мечети Челябинска, а на должность 2-го муллы приглашен выпускник казанского медресе «Мухаммадия» М. Гадиев. В его распоряжение были переданы все образовательные учреждения прихода, которые он реформировал на основе внедрения звукового метода и расширения светских дисциплин в учебной программе. По сути, ахун С. был отстранен от управления делами прихода, оставшись только номинальным духовным лидером общины. Состоял почетным членом Челябинского мус. благотв. общества, но активного участия в его работе не принимал. Лит.: Денисов Д.Н. Мусульманская община Челябинска (60-е гг. XIX – начало XX веков) // Вестник Челябинского госуниверситета. История. Вып. 27. – 2008, № 34, с. 137–48. Д.Д.