Салманассар

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

Салманассар
ассир. бог Салман есть глава) (4Ц 17.3; 18.9-11)-ассирийский царь, преемник Тиглат-Пилезера (Феглаффелласара), царствовавший с 727 г. до 722 г. до РХ и известный как четвертый царь под этим именем. Он начал осаду Самарии, которую завершил его преемник Саргон. В Ос 10.14 назван Салман. (См. Ассирия, Мелех)

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

САЛМАНАССАР
с Персидск. пользующийся расположением бога войны, Езера; 4Цар 17:3-5, 18:9) — царь Ассирийский, который по-видимому был низложен после пятилетнего царствования Саргоном. Титул Салманассара носили многие из прежних царей Ассирийских. Из указанных цитат видно, что он лично делал вторжения в Палестину, два раза в первый и в последний годы своего царствования. При первом вторжении Осия, царь Израильский, покорился ему и обязался платить ежегодно дань. В пятый год своего царствования Салманассар осадил Самарию. Во время этой осады он был низложен с престола Саргоном, начавшим новую династию царей Ассирийских. Во дни этого царя жил благочестивый Израильтянин Товит. По новейшим изысканиям, имя Салманассара, как обладателя многих покоренных земель, находят на многих Ассирийских памятниках.

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

САЛМАНАССАР
   • Salmanassar,
         ????????????, царь Ассирии. После того как в Ассирии пресеклась династия Деркетадов (см. Ninus, Нин) и вместе с тем наступило ослабление, но не полное ослабление государства, последовала новая династия Велетара (Новоассирийское царство), под управлением которого Ассирия стала распространяться на запад. Так было уже при Фуле и Тиглате Пилесаре, которые покорили Сирию и Израильское царство и заставили платить дань. Но, по иудейским известиям, самым замечательным был С. (739-713 гг. до Р. X.), который на памятниках в Ниневии называется Саргиной (другие считают его преемником С.). Он направился против Сирии и покорил финикийские города; однако город Тир, лежавший на острове, остался незавоеванным и его флот был разбит. Когда Израильское царство, может быть ободренное этим и поддерживаемое Египтом, отказалось платить дань, он завоевал Самарию, уничтожил совершенно это государство и одну часть жителей увел в Ассирию, 712 г. За ним следовал Синахерим (713-695 гг.), который довел Иудею до весьма бедственного положения и предпринял завоевание Египта. Но при Иерусалиме, как и при Пелусии (Hdt. 2, 141), он потерпел тяжкое поражение и на обратном пути был убит своими сыновьями. Мидия вследствие этого отделилась, и Вавилон с трудом был снова покорен. Его сын Асаргаддон задержал еще на некоторое время падение Ассирийского царства (693-675 гг.); после его смерти оно, приходя мало-помалу в упадок, было уничтожено окончательно в 606 г., после того как Ниневия была взята мидийцами и халдейцами (см. Sardanapalus, Сарданапал). Maspero, Gesch. d. Oriental. V?lker, стр. 338 немецкого перевода.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Салманассар
Шалманэсер. Салманассар (ассир. Салману, т. е. Салман милостив), ассир. царь, который обложил израильского царя Осию данью. Но когда Осия стал искать союза с Египтом, то Салманассар взял его под стражу и заключил в темницу. Потом Салманассар покорил Самарию и переселил израильтян в Ассирию в 721 г. до Р.Хр. (4 Цар. 17:3 и дал.; 18:9 и дал.). Предполагают, что пророчества Исайи (гл. 10; 15; 16; 23) имеют ввиду этого Салманассара, четвертого Ассирийского царя с этим именем, именно, Салманассара IV . Время его царствования, судя по памятникам, относят к 727-723 годам до Р.Хр. На этих памятниках описывается также его поход на Самарию, хотя взятие ее приписывают его преемнику — Саргону, который в своих записях упоминает об этом, как о своем первом военном подвиге. Среди развалин Ниневии найден замечательный памятник, относящийся ко времени другого ассирийского царя, Салманассара II (около 858-824 гг.), а именно: обелиск более 20 метр, высоты из черного мрамора, покрытый со всех сторон рисунками и надписями, который хранится в Британском музее в Лондоне. Один из рисунков изображает человека, который приветствует царя земным поклоном, изъявляя ему покорность, и подносит множество драгоценных даров, которые несет длинный ряд пленников, или слуг, с трудом передвигающихся под тяжестью корзин, тюков, металлических прутьев и т.д. Рисунок поясняется надписью, следующего содержания: «Царь от Ииуя, сына Амврия (по ассир. Мадату са Иахуа хабал Хум-ри и т.д.); серебряные прутья, золотые прутья, золотые блюда, золотые ложки, золотые чаши, золотые черпаки, свинец в плитках, рабы для царя, копья; я принял это». Из 4Цар. 10: 32 и дал. мы узнаем, что сирийский царь Азаил вел войну с Ииуем, царем израильским, по всей вероятности, Ииуй стал искать тогда помощи у могущественных ассирийцев и послал к их царю посольство, какое изображено на рисунке. Окруженный своими придворными, гордый монарх принимает смиренно преклоняющихся посланников, фигуры которых представляют для нас большой интерес, так как этот рисунок является самым древним памятником, изображающим людей, принадлежащих к избранному Богом народу.

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868