Салманов, Вадим Николаевич
род. 4 ноября 1912 в Петербурге, ум. 27 февр. 1978 в Ленинграде. Композитор. Нар. арт. РСФСР (1972). В 1941 окончил Ленингр. конс. по кл. композиции М. Ф. Гнесина. В 1941—1945 в Сов. Армии. В 1938—1941 и 1946—1952 преподаватель (в 1947—1951 зав. композиторским отд.) Муз. училища при Ленингр. конс. В 1952—1973 преподаватель Ленингр. конс. (с 1965 проф.). С 1968 секретарь правления Союза композиторов РСФСР. Гос. премия РСФСР им. М. Глинки (1970).
Соч.: балет Человек (по Э. Межелайтису, 1964); для солистов, хора и симф. орк. — поэма-оратория "Двенадцать" (по А. Блоку, 1957), кантата "Скифы" (по А. Блоку, 1973); для солиста, хора и симф. орк. — кантата "Ода Ленину" (сл. П. Неруды, 1970); для симф. орк. — картина "Лес" (1949), Русское каприччио (1950), Славянский хоровод (1952), Поэтические картинки (по мотивам стихотворений в прозе X. К. Андерсена, 1955), Детская симфония (1962), симфонии: I (1952), II (1959), III (1963), IV (1976); для скр. и симф. орк. — концерты: I (1964), II (1974); для голоса и симф. орк. — поэма "Зоя" (сл. М. Алигер, 1951); для струн. орк. — Маленькая симфония (1941); для ф-п. и струн. орк. — Соната (1961); для скр. и кам. орк. — сюита "Ночи большого города" (1969); для влч. и кам. орк. — Монолог (1972); для голоса и кам орк. — Три русские песни (сл. нар., 1975); для 2-х скр., альта и влч. — Сюита (1939), квартеты: I (1945), II (1958), III (1961), IV (1963), V (1968), VI (1971); ф-п. квартет (1948); ф-п. трио — I (1946), II (1949); для скр. и ф-п. — сонаты: I (1945), II (1962), Лирические страницы (пять пьес, 1954); для ф-п. — Пятнадцать детских пьес (1951); для хора и органа — вокализы: De profundis, In memoriam (1973), кантата "К молодым" (сл. А. Твардовского, 1976); для голоса и ф-п. — циклы: на cл. А. Блока (1945), А. Фета (1947), Я. Купалы (1947), С. Есенина (1955), Испания в сердце (сл. Ф. Гарсиа Лорки и П. Неруды, 1959), Песни об одиночестве (сл. Ф. Гарсиа Лорки, 1967), на cл. Ф. Тютчева (1970), Т. Ружевича (1971), П. Б. Шелли (1975); для хора — концерты: Лебедушка (сл. нар., 1970), Добрый молодец (сл. нар., 1972), Четыре хора на cл. совр. чешских поэтов (1976), циклы на cл. Р. Гамзатова, С. Есенина, Я. Купалы, Ф. Тютчева, Н. Хикмета; музыка к драм. спектаклям и фильмам.
Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008
САЛМАНОВ Вадим Николаевич
(4 XI 1912, Петербург - 27 II 1978, Ленинград)
В. Салманов - выдающийся советский композитор, автор многих симфонических, хоровых, камерных инструментальных и вокальных произведений. Его оратория-поэма «Двенадцать» (по А. Блоку) и хоровой цикл «Лебедушка», симфонии и квартеты стали подлинными завоеваниями советской музыки.
Салманов рос в интеллигентной семье, где постоянно звучала музыка. Его отец, инженер-металлург по профессии, был хорошим пианистом и в свободные часы играл дома сочинения широкого круга композиторов: от И. С. Баха до Ф. Листа и Ф. Шопена, от М. Глинки до С. Рахманинова. Заметив способности сына, отец начал приобщать его с 6 лет к систематическим занятиям музыкой, и мальчик не без сопротивления подчинился воле отца. Незадолго до поступления молодого, подававшего большие надежды музыканта в консерваторию скончался отец, и семнадцатилетний Вадим пошел работать на завод, а позднее занялся гидрогеологией. Но однажды, побывав на концерте Э. Гилельса, взволнованный услышанным, он принял решение посвятить себя музыке. Встреча с композитором А. Гладковским укрепила в нем это решение: в 1936 г. Салманов поступил в Ленинградскую консерваторию в класс сочинения М. Гнесина и инструментовки - М. Штейнберга.
Салманов воспитывался в традициях славной петербургской школы (что наложило отпечаток на его ранние сочинения), но вместе с тем жадно интересовался современной ему музыкой. Из студенческих работ выделяются 3 романса на ст. А, Блока - любимого поэта Салманова, Сюита для струнного оркестра и Маленькая симфония, в которых уже проявляются индивидуальные черты стиля композитора.
С началом Великой Отечественной войны Салманов уходит на фронт. Его творческая деятельность возобновляется по окончании войны. С 1951 г. начинается и длится вплоть до последних лет жизни педагогическая работа в Ленинградской консерватории. За полтора десятилетия сочинены 3 струнных квартета и 2 трио, симфоническая картина «Лес», вокально-симфоническая поэма «Зоя», 2 симфонии (1952, 1959), симфоническая сюита «Поэтические картинки» (по новеллам Г. X. Андерсена), оратория-поэма «Двенадцать» (1957), хоровой цикл ...»Но бьется сердце» (на ст. Н. Хикмета), несколько тетрадей романсов и др. В творчестве этих лет уточняется концепция художника - высокоэтическая и оптимистическая в своей основе. Ее суть в утверждении глубоких духовных ценностей, помогающих человеку преодолевать мучительные искания и переживания. Параллельно определяются и оттачиваются индивидуальные черты стиля: происходит отказ от традиционной трактовки сонатного аллегро в сонатно-симфоническом цикле и переосмысление самого цикла; усиливается роль полифонического, линеарно самостоятельного движения голосов в развитии тем (что приводит автора в будущем к органичному претворению серийной техники) и т. д. Ярко звучит русская тема в бородинской, эпической по замыслу Первой симфонии и др. сочинениях. Гражданственная позиция отчетливо проявляется в оратории-поэме «Двенадцать».
Начиная с 1961 г. Салманов сочиняет целый ряд произведений с использованием серийной техники. Это квартеты с Третьего по Шестой (1961-1971), Третья симфония (1963), Соната для струнного оркестра и фортепиано и др. Однако эти сочинения не провели резкой грани в творческой эволюции Салманова: он сумел использовать новые приемы композиторской техники не как самоцель, а органично включив их в систему средств собственного музыкального языка, подчинив их идейно-образному и композиционному замыслу своих произведений. Такова, к примеру, Третья, драматическая симфония - наиболее сложное симфоническое произведение композитора.
С середины 60-х гг. начинается новая полоса, вершинный период в творчестве композитора. Как никогда ранее он работает интенсивно и плодотворно, сочиняя хоры, романсы, камерно-инструментальную музыку, Четвертую симфонию (1976). Его индивидуальный стиль достигает наибольшей цельности, обобщающей искания многих предшествующих лет. Вновь появляется «русская тема», но уже в ином качестве. Композитор обращается к народным поэтическим текстам и, отталкиваясь от них, создает собственные мелодии, проникнутые народной песенностью. Таковы хоровые концерты «Лебедушка» (1967) и «Добрый молодец» (1972). Четвертая симфония стала итогом в развитии симфонической музыки Салманова; вместе с тем это его новый творческий взлет. В трехчастном цикле преобладают светлые лирико-философские образы.
В середине 70-х гг. Салманов пишет романсы на слова талантливого вологодского поэта Н. Рубцова. Это одни из последних сочинений композитора, передающие и стремление человека к общению с природой, и философские раздумья о жизни.
Произведения Салманова являют нам большого, серьезного и искреннего художника, который принимает близко к сердцу и выражает в своей музыке различные жизненные коллизии, неизменно оставаясь верным высокой морально-этической позиции. /Т. Ершова/
Источник: Энциклопедия композиторов. Москва. Изд-во Музыка 1990 г.