САЛТАН ДЫБОМ
«САЛТАН ДЫБОМ»
такое название получила клубная постановка оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», осуществленная в 1930 г. Александром Давиденко и его другом режиссером Игорем Исполневым в Московском клубе им. Ногина. Опера подверглась значительной переработке: Давиденко переложил для хора ряд оркестровых эпизодов; сюжет был осовременен и приобрел несвойственный опере Римского-Корсакова дух политической сатиры и гротеска. Подобная трансформация соответствовала времени (можно вспомнить спектакли В. Мейерхольда, творчеством которого увлекался Давиденко; экспериментальную постановку «Кармен» В. Немировича-Данченко 1924 г. или «Золотого петушка» Н. Смолича 1925 г.). Новым было то, что впервые подобный оперный спектакль был осуществлен силами самодеятельного хорового коллектива. Оперная постановка получила положительные отклики прессы. Музыковед Г. Поляновский отметил прекрасные хоровые партитуры, созданные для этого спектакля Давиденко. Другой рецензент, В. Волгин, писал: «Все было но-во, живо, оригинально, интересно. Главная заслуга коллектива заключается в том, что он решил уйти от старых шаблонных форм работы и встал на путь исканий». (М. К.) Лит.: Исполнев И. Жизнь — творчество // А. Давиденко: Воспоминания. Статьи. Материалы. Л., 1968. С. 111–113; Поляновский Г. «Салтан дыбом» // Рабочий и искусство. 1930. 31 мая; Волгин В. Нужны ли нам оперные переделки? // Клубная сцена. 1930. № 5.
Источник: Любительское художественное творчество в России ХХ века. 2010