, Франческо (Salviati, Francesco) 1510, Флоренция — 1563, Рим. Итальянский живописец. Представитель раннего этапа маньеризма — художественного течения, сформировавшегося во Флоренции и Риме в 1520—1530-е и ориентировавшегося на "манеру" — стилистические приемы мастеров Высокого Возрождения. Сын флорентийского ткача Микеланджело деи Росси, Франческо уже в юности принял фамилию своего покровителя кардинала Сальвиати. Работал во Флоренции, Риме, Венеции. Первые уроки живописи Сальвиати получил в мастерской второстепенного флорентийского живописца Рафаэля дель Бреша, в 1529 поступил в мастерскую ведущего флорентийского живописца Андреа дель Сарто; посещал также мастерские Буджардини и скульптора Бандинелли. В 1531 Джорджо Вазари, друг отрочества Сальвиати и будущий автор знаменитых Жизнеописаний итальянских мастеров, вызвал Сальвиати в Рим. Первая выполненная здесь значительная работа Сальвиати Благовещение (ок. 1533—1535, Рим, церковь Сан Франческо а Рипа) свидетельствует, что молодой мастер успел приобщиться к стилю римской школы, ориентируясь как на позднего Рафаэля, так и на Микеланджело. В нач. 1530-х Сальвиати выполнил несколько не дошедших до нас работ для проживавших в Риме знатных флорентийцев Альбовини и Сегарди. Отзвуки школы Рафаэля сказываются и в эффектной фреске Сальвиати Встреча Марии и Елизаветы (1538, Рим, ораторий Сан Джованни Деколлато). В кон. 1538 или нач. 1539 Сальвиати покинул Рим и, ненадолго задержавшись во Флоренции, отправился в Венецию, где пробыл два года (1539—1541). С венецианским периодом связана одна из самых изысканных работ Сальвиати — росписи в палаццо Гримани, принадлежавшем кардиналу Гримани, большому поклоннику римской школы. Росписи большого зала Психеи не сохранились и известны только по гравюрам. Однако сохранились четыре изысканные композиции, обрамляющие свод круглого зала Аполлона, обрамленные орнаментом из стукко, в которых на терракотово-красном фоне предстают полные грации фигуры античных божеств, объединенные волнообразным ритмом (Аполлон перед Дельфийским оракулом, 1541, Венеция, палаццо Гримани). В 1543 Сальвиати возвратился во Флоренцию, где работал до 1548. Первый большой заказ, полученный им от правителя Флоренции герцога Козимо I Медичи, — росписи в зале приемов палаццо Веккио (1543—1545). Огромная фреска Триумф Камилла, украшающая этот зал, демонстрирует стремление художника создать величественную антикизированную многофигурную композицию, однако не относится к числу его творческих удач. Нарочитая антикизация фигур участников триумфального шествия соединяется у художника со скульптурной жесткостью моделировки, застылостью поз и движений. В 1548 Сальвиати приезжает в Рим, где выполняет ряд больших многофигурных фресковых панно в Зале деяний Фарнезе (ок. 1549—1563, Рим, палаццо Фарнезе). Они посвящены историческим фактам, связанным с семьей Фарнезе, и в том числе роли, которую сыграли папа Павел III Фарнезе и его внук кардинал Алессандро Фарнезе в созыве Тридентского собора, призванного ограничить распространение лютеранства. На одной из этих фресок предстает сам Мартин Лютер, мирно беседующий с кардиналом. В последней значительной работе Сальвиати — росписях на библейские сцены в палаццо Саккетти (1552—1554, Рим), написанных в светлых, пастельных тонах, неожиданно открываются новые грани дарования мастера. Особенно замечательно фресковое панно Вирсавия отправляется к Давиду с легкой фигурой Вирсавии, поднимающейся по изгибу лестницы к поджидающему ее Давиду.
Лит.: Briganti G. Der italienische Manierismus. Dresden, 1961; Cheney J. Francesco Salviati. Ann Arbor, 1963; Freedlander S. J. Painting in Italy. 1500—1600. Harmondsworth, 1971; Dumont C. Francesco Salviati au Palais Farnese de Rome et la decoration murable Italienne. Rome, 1973.
И. Смирнова