в Палестине этническая группа и религиозная секта, отошедшая в VI в. до н. э. от иудаизма. Потомки вавилонских колонистов, переселенных в 722 г. до н. э. В Самарию и смешавшиеся с местным населением.
САМАРИТЯНЕ
САМАРИТЯНЕ
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
САМАРИТЯНЕ
самаряне — народность, образовавш. в Цент. Палестине (зап. часть совр. Иордании) после захвата г. Самарии Саргоном II (722 до н.э.), от смешения вавилон. и арамейских колонистов с остатком израильск. и ханаанейск. населения. Переселенцы восприн. иудаизм и поддерж. тесные связи с Иудейским царством до разруш. Иерусалима вавилонянами и т.н. «Вавилонского пленения» (586 до н.э.). После возвращ. иудеев из вавилонск. плена произошел разрыв между С. и иуд. теократич. общиной. С. основали особый храм на горе Гаризим (ок. Сихема, совр. Наблуса). Раннее христианство стремилось к сближению с С. Автономия общины С. сохран. вплоть до 6 в. н.э., когда она была ликвидир. визант. имп. Юстином II.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Самаритяне
этническая группа и религиозная секта. Живут в Наблусе (Иордания) и Холоне (Израиль). Численность около 400 тыс. чел. (1992). Самаритяне – потомки переселенцев из Ассирии, смешавшихся с населением Израильского царства, покоренного в 722 – 721 г.г. до н.э. Ассирией. Из Библии признают только Пятикнижие в особой редакции (См. Пятикнижие Моисеево). Священной считают гору Геризим (близ г. Наблуса), где совершают жертвоприношения. С конца 6 в. до н.э. обострились религиознополитические противоречия самаритян с иудеями. В 129 г. до н.э. хасмонейский правитель Гиркан II разрушил храм на горе Геризим. В 36 г. н.э. при Понтии Пилате (См. Понтий Пилат) римляне учинили кровавое избиение самаритян. Письмо самаритян похоже на палеоевропейское, а язык – на западноарамейский. См. Ассирийцы, Арамеи.
САМАРИТЯНЕ
самаряне, - народность, образовавшаяся в Центр. Палестине (зап. часть совр. Иордании) после захвата г. Самарии Саргоном II (722 до н.э.), от смешения вавилон. и арамейских колонистов с остатком израильского и хананейского населения. Переселенцы восприняли иудаизм и поддерживали тесные связи с Иудейским царством до разрушения Иерусалима вавилонянами и т. н. "Вавилонского пленения" (586 до н.э.). После возвращения иудеев из вавилонского плена произошел разрыв между С. и иудейской теократич. общиной. С. основали особый храм на горе Гаризим (ок. Сихема, совр. Наблуса). Раннее христианство стремилось к сближению с С. (евангельская притча о добром самарянине и легенда о самарянке). Автономия общины С. сохранялась вплоть до 6 в. н.э., когда она была ликвидирована визант. имп. Юстином II. Община С., превратившаяся в замкнутую секту, существует и сейчас, она насчитывает неск. сот чел. (ок. 200 - в Наблусе). С. признают Пятикнижие и кн. Иисуса Навина, но отвергают др. части Библии и Талмуд и соблюдают ряд обрядов и обычаев, отличающихся от иудейских. Ряд лит. памятников С. написан на арамейском и араб. языках. Лит.: Амусин И. Д., Находки у Мертвого моря, М., 1965, с. 91-93; Gaster M., The Samaritans. Their history, doctrines and literature, L., 1925.