Самаряне

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Самаряне
особый народ, к которому иудеи относились весьма пренебрежительно и враждебно изза их сомнительного происхождения, непостоянства в вере и трусости. Однако многие самаряне ожидали Мессию и уверовали во Христа.

Источник: Православная энциклопедия.

Самаряне
народ, образовавшийся из смешения колонистов, переселенных Саргоном в покоренную им Самарию (4Ц 17.24), с незначительными остатками местного израильского населения (2Пар 30.6,10,18; 34.6,9; Иер 41.5). Вначале они ревностно чтили своих прежних богов, но затем, боясь «Бога той земли», пригласили к себе израильского священника (4Ц 17.25-28) и стали чтить Господа, поклоняясь одновременно и своим истуканам (ст. 33,41). Когда возвратившиеся из плена иудеи начали работы по восстановлению храма, они сделали попытку присоединиться к ним, выдавая себя за своих (Езд 4.1-2), но, будучи, отвергнуты, сделались их врагами и в письме к царю персидскому назвались язычниками (Езд 4.9-10). Также они поступали и в дальнейшем: когда Александр Великий оказал покровительство иудеям, они потребовали для себя того же, а когда Антиох Епифан осквернил храм и пытался насадить язычество в Иудее, они приняли его сторону. Таким образом, в Самарии сложилось довольно обособленное общество, которое построило свой храм на горе Гаризим и имело свое Пятикнижие, в котором во Вт 27.4 вместо Гевал стояло Гаризим. По свидетельству Иосифа Флавия постройкой храма и обучением местных священников руководил Манассия, сын иудейского первосвященника Иоиады, которого прогнал от себя Неемия (Неем 13.28). Вражда между иудеями и самарянами усиливалась. В 130 г. до РХ иудеи, разрушив Самарию (см. Самария,а), разрушили до основания и храм, который больше не был восстановлен. Интересно отметить, что в Наблусе (бывший Сихем) до сих пор существует небольшая группа верующих, считающих себя потомками самарян и сохраняющая свое Пятикнижие, которое было переписано, как они утверждают, Авишуем, сыном Финееса. Во времена земной жизни Спасителя иудеи никогда не рисковали ходить из Галилеи в Иерусалим через Самарию, опасаясь кровавых стычек с самарянами, а ходили в обход, за Иорданом. Они не поддерживали с самарянами никаких отношений (Ин 4.9) и назвать иудея самарянином считалось жесточайшим оскорблением (Ин 8.48). Господь при Своей земной жизни не посылал Своих учеников в Самарию (Мф 10.5), но после вознесения Он сделал их Своими свидетелями по всей земле, в том числе и в Самарии (Деян 1.8). И Священное Писание говорит нам, как много плода принес там Дух Святой (Деян 8.1,5-8,14-17,25; 9.31; 15.3), о чем пророчествовал еще пророк Иезекииль (Иез 16.55).

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

Самаряне
4 Цар 17:29), жители провинции Самарии, смешанный народ, большею частью, языческого происхождения, о котором говорится в 4 Цар. 17:24 и дал. После падения города Самарии в 721 г. до Р.Хр. и увода ее жителей в плен, ассирийский царь перевел людей из Вавилона, из Куты, из Аввы, из Емафа, и из Сепарваима, и поселил их в городах самарийских. По Езд. 4:2 это сделал Асардан, царь сирийский, наследник Сеннахирима. Подобная колонизация происходила и прежде; об этом свидетельствуют надписи на ассирийских памятниках, относящихся ко времени ассирийского царя Саррукина (библейский Саргон), где он рассказывает о взятии Самарии, как о своем подвиге, а также упоминает и о переселении туда колонистов. Приводим его слова: «Я осадил и взял Самарию; 27.800 жителей я увел в плен; 50 колесниц я отделил, как свою царскую часть; место их (выселенных) я назначил для обитания жителям покоренных стран». Далее сказано . .»семь жителей вместе с их имуществами я перевел и поставил в земле Хатти (т.е Израиль)... жителей Тасида, Ибадида... я покорил и оставшихся я переселил и позволил им жить в городе Самарии». Это является веским подтверждением библейского рассказа. В 4 Цар 17 рассказывается далее, что язычники, переселенные в города самарянские в начале не чтили Иеговы, за что Он посылал па них львов, которые умерщвляли их. И донесли об атом царю ассирийскому Тогда он отдал приказ: «Отправьте туда одною из священников, которых вы выселили оттуда; пусть пойдет и живет там и он научит их закону Бога той земли». Один из выселенных из Самарии священников поселился в Вефиле и стал учить народ, как чтить Господа. Следствием этого явилось, что самаряне стали чтить Бога и продолжали служить своим идолам по обычаю тех народив, откуда они были выселены. «Дети их и дети детей их до сего дня поступают так же, как поступали отцы их . Таким образом произошел самарянский народ, столь ненавидимый евреями Из 4 Цар. 17 можно заключить, что он состоял почти исключительно из язычников, которые, благодаря еврейским законоучителям, усвоили некоторые черты еврейства. С другой стороны, предполагают, что Самарийский народ включал также рассеянные остатки 10 колен, которые остались в Палестине, о чем свидетельствуют некоторые места в Библии, как, например, остатки Израиля в земле Ефремовой и в Манассииной во время Иезекии и Иосии (См. 2 Пар. 30:6, 10, 18; 34:6,9), также в Мер. 41: 5 говорится о 80 мужах из Сихема и Самарии, которые во время Вавилонского плена пришли в Иерусалим с жертвами и фимиамом.

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
0.00 байт

Отзыв С. Ф. Платонова на исторический очерк В. А. Самарянова об Ипатьевском монастыре

Митрофанов Виктор Владимирович
В работе конкретизируется деятельность С.Ф. Платонова в Ученом комитете Министерства народного просвещения, его роль в рецензировании исторических рукописей и книг, в том числе провинциальных авторов.
Читать PDF
0.00 байт

2003. 04. 019. Хилл Т. Быстрое странствие самарянина: "видение о Петре-Пахаре", версия c, стопы xvii

Махов А. Е.
Читать PDF
0.00 байт

Слово на литургии в неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне

Ливерий Воронов

Похожие термины:

  • САМАРЯНЕ, РАСКОЛ САМАРЯНСКИЙ

    4Цар 17:29). Название это в Новом Завете прилагается к тому народу, который жительствовал в Самарии на месте ссыльных Израильтян от царя Ассирийского. Выселив Израильское население, он послал в их зем
  • Самарянов, Василий Алексеевич

    (1822—1896) — областной историк. По окончании курса в Костромской семинарии С. был столоначальником сначала костромской консистории, потом рязанской, и занимался исследованием местной старины. Главн
  • ФОТИНИЯ САМАРЯНЫНЯ

    св. мученица, празднуется 20 марта/2 апреля. У русских крестьян считалась целительницей от "трясавичной" болезни, и в "Сказании о том, каким святым в каких болезнях должно молиться" полагалась ей особ
  • город Самарянский

    Мф 10.5)-Самария (страна).