(р. 29.08.1947) — спец. по онтологии и соц. филос.; д-р филос. наук, проф. Род. в Красноярском крае. В 1977 окончил филос. ф-т Уральского гос. ун-та. Работает на кафедре филос. Красноярского ин-та цветных металлов (ныне Гос. академия цветных металлов и золота) в должности проф. Докт. дисс. — "Связь и свобода: эволюция связи в природе и обществе" (1996). По мнению С., в традиц. диалектике недостаточно разработана теория связи, между тем эта проблема актуальна в связи с лидерством синергетики в естествознании и повышением уровня взаимосвязанности в совр. мире. С. выделяет два осн. закона связи: закон единства сторон отдельного и закон взаимопорождения явлений. Согласно последнему, в роли фактических оснований выступают не только детерминанты (причины, условия), но и сущности, в т.ч. общие (субстанции). Всеобщая связь несводима к детерминации и включает системную предсогласованность, несиловые корреляции поведения, эффекты непосредственного воздействия субстанции на ее порождения, взаимного воздействия через состояние субстанции. Оппозиция детерминистских и недетерминистских связей создает онтол. предпосылку свободы. Познавая общие законы мироздания, человек непосредственно опирается на всеобщую связь и может противостоять как эмпирич. детерминации, так и предзаданности "судеб". Высшей формой родовой свободы человека является жизнь в гармонии с познанными законами природы. Эта гармония достигается на основе культивирования творч. сил самой природы и не исключает господства человека над силами природы. Предпосылки для нее могут быть созданы при переходе от индустриального, "деформационного" типа хозяйства, к хозяйству информац., в к-ром развитие производительных сил осуществляется не за счет растущего потребления природных ресурсов, а за счет интеллектуальных достижений. Свобода индивидов в об-ве неотделима от владения ими средствами своего существования. Об-во свободно, когда располагает независимыми от частных лиц материальными средствами решения соц. проблем. Прообразами подобного устройства были класс. античный полис и средневековые гор. коммуны (с последними связано изначальное значение слова "коммунизм", позднее извращенное). Как показывает история, только в них имелась подлинная демократия. Однако ограниченные производительные силы не позволяли этой универсальной обществ. форме закрепиться на длительный срок. Достичь ее преобладания можно на основе информац. хозяйства, при интенсивном типе развития экономики. Но и в будущем возможны как региональные, так и эпохальные отклонения от указанного идеала, обусловленные социокультурными или ист. факторами. Предпосылкой к соответствующим соц. преобразованиям является, по мнению С., развитие совр. "постнекласс. " науки. Лидер совр. естествознания, синергетика, соединяет в идее самоорганизации иссл. эволюции, характерное для класс. науки XIX века, и внимание к становлению, присущее некласс. науке первой половины XX века. Она диалектически возвращается к класс. ценностям в самой науке и подготавливает возвращение всего об-ва к положительной нравств. ориентации.
Соч.
: Категория свободы: генезис и структура. (Депонир.). М., 1987; Размышления о свободе // ФН. 1991; Коммунистическая идея в контексте мировой цивилизации // Коммунист. 1990. № 11; Новая судьба старого понятия // Коммунист. 1991. № 7; Цивилизация и рациональность // Типы рациональности в культуре. М., 1992; Интеллигенция: понятие и судьба // Интеллигенция в современном обществе. Кемерово, 1993; Только главное: основные вопросы современного общественного развития. Красноярск, 1993; Связь и свобода: эволюция связи в природе и обществе. Красноярск, 1995.