САМОДИЙСКИЕ НАРОДЫ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

САМОДИЙСКИЕ НАРОДЫ
самодийцы, устаревшее - самоеды), общее название ненцев, энцев, нганасан и селькупов. Языки самодийские.

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

Самодийские народы
общее название народов, говорящих на самодийских языках – ненцев, энцев, нганасан, селькупов (См. Ненцы, Энцы, Нганасаны, Селькупы). Название самодийские народы, или самодийцы, было предложено в 1938 г. русским лингвистом Г.Н. Прокофьевым и стало общепринятым. Общая численность свыше 34 тыс. чел. (1970). Живут на севере Архангельской, Тюменской, Томской областей и в Красноярском крае. В 17 – 18 в.в. южные самодийские народы (камасинцы, моторы, карагасы и др.) жили на юге Сибири, в Саянском нагорье. Эта группа полностью утратила родные языки и вошла преимущественно в состав тюрко-язычных народов (См. Хакасы, Тувинцы), часть слилась с русским населением. По мнению большинства исследователей, Южная Сибирь является древнейшей родиной самодийских народов; отсюда они в 1-ом – начале 2 тыс. н.э. несколькими этническими волнами распространились на север, где в их состав влилось местное аборигенное население, по языковой принадлежности близкое, предположительно, к саамам, а частью к юкагирам. См. Камасийцы, Моторы, Саамы, Самоеды, Юкагиры.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

САМОДИЙСКИЕ НАРОДЫ
самоедские народы, - общее название народов, говорящих на самодийских языках: ненцев, энцев, нганасан и селькупов. Общая числ. ок. 30 т. ч. (1959). Название самодийцы, вместо самоеды, было предложено сов. лингвистом Г. H. Прокофьевым в 1938. В наст. время оно общепринято в сов. ист. и лингвистич. лит-ре. С. н. живут на С. Архангельской, Тюменской, Томской обл. и Красноярского края. В 17-18 вв. С. н. - камасинцы, моторы, карагасы и др. жили также на Ю. Сибири в р-не Саянского нагорья (ныне эта группа С. н. утратила родной язык и б. ч. вошла в состав соседних народов - хакасов, тувинцев и др.). По мнению большинства исследователей, Юж. Сибирь, в частности Алтае-Саянское нагорье, является древней родиной С. н. В кон. 1-го тыс. н.э. С. н. распространились на С., где в их состав вошло местное аборигенное население, по языковой принадлежности близкое, предположительно, юкагирам и саамам. До Окт. революции С. н. вели кочевой образ жизни (оседло жили лишь томские селькупы), объединялись в терр.-родовые общины, в культурном отношении были крайне отсталыми. В наст. время С. н. объединены в колхозы или работают в совхозах, развивающих оленеводство, пушной промысел, рыболовство, клеточное звероводство. У С. н. появилась нац. интеллигенция: врачи, учителя, ученые, поэты, писатели. В 1929-30 в составе северных краев и областей, где гл. образом живут С. н., были образованы Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Таймырский (Долгано-Ненецкий) нац. округа.

Лит.: Народы Сибири, М.-Л., 1956.

В. И. Васильев. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
681.35 кб

Материальная культура кочевников Таймыра (на примере самодийских народов)

Бичеоол Владимир Кызыл-оолович
Рассматриваются основные реалии и предметы материальной культуры аборигенов Таймыра – представителей самодийской группы: нганасан, ненцев и энцев.
Читать PDF
709.02 кб

Этническое восприятие времени в традиционной культуре обско-угорских и самодийских народов

Сподина В. И.
Классическая научная парадигма трактует время как одну из основополагающих характеристик реального мира. С факторами переживания и восприятия времени связано пред­ставление о его разнородности.