Самойлов, Василий Михайлович

Найдено 1 определение
Самойлов, Василий Михайлович

— родоначальник известной артистической семьи, отличный оперный певец, род. 1782 в Москве, ум. 11 июля 1839 в СПб. Сын купца, пел сначала в церквах, затем, по переселении в СПб., в хоре Имп. оперы и, наконец, при Кавосе, перешел на партии первого тенора (1803, успешный дебют в "Редкой вещи" Мартина). Голос у С. был замечателен по силе и красоте звука; но сначала ему не хватало гибкости, обработки, музык. развития. С течением времени С. при помощи неустанного труда значительно восполнил все это. С. прослужил на СПб. сцене 36 лет вплоть до своей внезапной смерти; он утонул, катаясь на лодке. Лучшие его партии: Ромео ("Ромео и Джульета" Штейбельта), Уберто ("Отец и дочь" Паэра), Симеон ("Иосиф" Мегюля), Лициний ("Весталка" Спонтини) и др.


{Риман}





Самойлов, Василий Михайлович


[6(17). 4.1782, Москва — II (23).7. 1839, Петербург] — арт. оперы (лирико-драм. тенор) и драмы. Муж С. Самойловой, родоначальник известной актер, династии. Род. в семье купца. С детских лет учился игре на кларнете. Пел в моск. церковном хоре купца Колокольникова. Его голос привлек внимание актера и певца А. Померанцева, к-рый начал готовить С. к сцен. деят-сти. Запрет отца не позволил ему выступать на моск. сцене. С. уходит пешком в Петербург, где определяется в капитульский хор, одновременно учится пению у А. Крутицкого и сцен. мастерству у И, Дмитревского. В 1803 дебютировал сначала в драме "Суд царя Соломона" (муз. А. Титова), затем в партии Инфанта ("Редкая вещь") на сцене петерб. Каменного Большого т-ра. На сцене этого т-ра выступал до 1839 в оперных и драм. спектаклях. Первые выступления арт. на имп. сцене, по мнению критики, "не подавали тех блестящих надежд, которые он впоследствии осу-ществил". Благодаря напряженному труду и совершенствованию в вокальном искусстве под рук. К. Кавоса и Ф. Антонолини, арт. добился больших успехов.


От природы красивый звучный голос певца баритонального тембра и обширного диапазона (легко брал верхнее ре) с годами приобрел необходимую гибкость. Один из критиков писал: "Сей редкий певец и актер служит доказательством, до какой степени совершенства возвыситься можно, если соединить счастливые дары природы с охотою и старанием" (Сын отечества. 1820. Ч. 65. № 41. С. 7). Выступал в трагедийных, комедийных и характерных партиях, стремясь к реалистической трактовке роли (во время подготовки партии Уберто в опере "Отец и дочь" посещал психиатрическую лечебницу, где наблюдал за поведением больных). Нередко исп. неск. партий в одном спектакле (три партии в опере-водевиле "Оборотни, или Спорь до слез, а об заклад не бейся"). Исп. теноровые, баритоновые и басовые (Каспар — "Вольный стрелок". Дон Жуан — "Дон Жуан") партии. Наиболее ярко талант певца раскрылся во франц. комических операх А. Бертона, Ф. Буальдье, Н. Изуара ("Жоконд"), а также в партиях лирико-драм. и героического плана: Симеон. Гораций. Ромео ("Ромео и Юлия", одна из лучших его партий). Дон Жуан ("Немой в горах Сьерры-Морены, или Таинственный нищий"), Альмавива ("Гений Итурбиель, или Тысяча лет в двух днях визиря Гаруна"), Уберто, Тамино. Фра-Дьяволо, Лициний, Фернандо ("Сорока-воровка, или Опасность судить по наружности"), Матвей ("Иван Сусанин" К. Кавоса).


1-й исп. партий. Всеслава ("Князь-невидимка, или Личарда-волшебник"), Видостана ("Леста, днепровская русалка"), Видостана ("Русалка" К. Кавоса), Модеста ("Ям"), Владисила ("Илья-богатырь"), Брянского ("Любовная почта"), Миловзора ("Оборотни, или Спорь до слез, а об заклад не бейся"), Изура ("Три брата горбуны"; К. Кавос написал эту оперу специально для В. и С. Самойловых), Модеста ("Девишник, или Филаткина свадьба"), Алексея ("Посиделки, следствие Яма"), Радушна ("Крестьяне, или Встреча незваных"), Флоридора ("Желтый Карло, или Волшебница мрачной пустыни"). Матвея ("Иван Сусанин" К. Кавоса), Гиафара Бармесида ("Вавилонские развалины, или Торжество и падение Гиафара Бармесида"), Добрыни Никитича ("Добрыня Никитич, или Страшный замок"), Боеслав-ского ("Удача от неудачи, или Приключение в жидовской корчме"), Багарама ("Жар-птица, или Приключения Ивана-царевича"), Франческо ("Пиемонтские горы, или Взорвание Чортова моста"), Палатина ("Женевьева Брабантская"); в Петербурге — Любосмехова ("Мнимый невидимка"). Твардовского ("Пан Твардовский"), Гарун-аль-Рашида ("Забавы калифа, или Шутки на одни сутки"), Даниила Капуцци ("Цампа"), Армана и Микеле ("Водовоз", 1 -я теноровая, 2-я басовая партии), Симеона ("Иосиф в Египте"); на рус. сцене — Уберто ("Отец и дочь"), Лициния ("Весталка"), Жоконда ("Жоконд"), Селима ("Похищение из сераля"), Дон Леона де Монтемира ("Алина, королева Голкондская" Ф. Буальдье), Де Вальрива ("Молодая вспыльчивая жена"), Зюльнара ("Зораима и Зюльнар"), Фернандо ("Сорока-воровка"), Дона Феррандо ("Так поступают все женщины, или Школа влюбленных"), Тамино ("Волшебная флейта"), Фра-Дьяволо ("Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине"), Дон Жуана ("Дон Жуан"), Замоского ("Фаниска"). Др. партии: Филимон ("Мельник— колдун, обманщик и сват"). Любим ("Старинные святки"), Миловзор ("Оборотни, или Спорь до слез, а об заклад не бейся"), Павел ("Павел и Вирги-ния"), Альберт ("Камилла, или Подземелье"), Маркиз ("Гризельда"), Ричард Львиное Сердце, Сект. Сен-Фар. Жан, Кортес, Норфольк, Зелевк, Корадин, Биржи, Дорваль, Леон. Мендоза. Партнеры: А. И. Иванова, П. Злов, М. Лебедев, С. Самойлова, Е. Сандунова, Н. Семенова, Пел п/у К. Кавоса, Ф. Шольца.


Участвовал в концертах хора Петерб. театр. уч-ща п/у Г. Ломакина, в к-рых исп. сальные партии в хор. произв. А. Гурилева и С Дегтярева.


Талант певца высоко ценил М. Глинка.


Портрет певца неизв. худож. — в ЛГТМ.


Лит.: Василий Михайлович Самойлов. ( Некролог) // Репертуар русского театра. 1839. Кн. II. Т 1. С 1—8; Кублицкий М. Е. История оперы в лучших ее представителях: Композиторы. — Певцы. — Певицы. — М., 1874. С. 246— 247: Вольф А. И. Хроника петербургских театров с конца 1826 до начала 1855 года. Ч. 1—3. — СПб., 1877—1884; Божерянов И. Н., Карпов Н. И. Иллюстративная история русского театра XIX века. — СПб.. 1903. Т 1. С. II; В. М.Самойлов // РМГ. 1903. № 25—26; семья Самойловых // Ежегодник имп. театров. Сезон 1903— 1904. Прилож. к вып. 14. С 51—65; Вигель Ф. Ф. Записки. Т. 1. —М., 1928. С 335; Державин К. Н. Род Самойловых //Державин К. Н. Полвека на сцене Александринского театра. — Л., 1935; Д-в. С Три поколения // Рабочий и театр. 1936. № 21. С 4—5; Самойловы на сцене [Краткие сведения о 18 представителях семьи Самойловых] // Искусство и жизнь. 1941. № 4; Жихарев С. П. Записки современника. — М.; Л., 1955; Одоевский В. Музыкально-литературное наследие. — М., 1956. С. 108—109; Гозенпуд А. А. Музыкальный театр в России: От истоков до Глинки. Очерк. — Л., 1959. С. 429—440.





Самойлов, Василий Михайлович


отец В. В. Самойлова (см.), актер, оперн. певец, первый тенор; р. 6 апр. 1782 г., † 1839 г. 11 июля (утонул).


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008