— баталический живописец, рисовальщик и аквафортист; род. в 1860 г.; учился в нежинской гимназии, из которой, в 1879 г., перешел в ученики Имп. Академии художеств, где в 1884 г. был награжден мал. золот. медалью за написанную по конкурсной программе картину "Эпизод из битвы при Малом Ярославце, в 1812 г." и в 1885 г. удостоен больш. зол. медали за исполнение программы "Русская кавалерия, возвращающаяся после атаки на неприятеля в 1812 г.". После того, состоя пенсионером академии с 1885 по 1888 г., совершенствовался в Париже под руководством Детайля и дважды ездил на Кавказ с целью собирания материалов для картин, заказанных для тифлисского музея, и для рисунков, изображающих пребывание имп. Александра III и его супруги в Тифлисе. Им исполнено большое количество рисунков (преимущественно черченных пером) для различных иллюстрированных изданий, между прочим для описаний коронования имп. Александра III и ныне благополучно царствующего Государя Императора. Упражняясь в первую пору своей деятельности аквафортным гравированием, он выпустил в свет до 30-ти листов, изображающих преимущественно бытовые сцены, в которых участвуют солдаты, крестьяне и лошади.
{Брокгауз}
Самокиш, Николай Семенович
(Samokich), род. 1860 г.; классный художник 1-й степени по баталической живописи; в 1884 г. получил малую, a в 1885 большую золотую медаль за баталические программы. С 1885 по 1888 пенсионер академии; учился y Деталя. Много путешествовал. Его офорты:
1. Голова лошади (мал. доска).
2. Офицер и солдат верхом. Во 2-м состоянии прибавлены легкие очертания нескольких верховых на втором плане.
3. Солдат в полной амуниции стоит, опершись на ружье: "Самокиш — 1881".
4. Улыбающийся солдат в кепи; погрудное изображение (1881).
5. Белая лошадь. В 1-м сост. тени едва намечены. 2-е сост. оконченной доски. В 1-м и 2-м сост. подпись: "Самокиш".
6. Неудавшийся женский погрудный портрет. Этой доски было 3 состояния, на 2-м и 3-м находится подпись: "Самокиш | 1882".
7. Прицел из пушки. На грязной дороге, среди луж, стоит пушка, около казенной части ее стоят три солдата, один прицеливается, другой держит банник, третий стоит рядом; на первом плане офицер смотрит в бинокль, за пушкою две пары лошадей с верховыми. Во 2-м состоянии доски прибавлено много работ.
8. Маленькая доска. Закутанный артиллерийский солдат, верхом на лошади, держит другую в поводу: "Самокиш".
9. Артиллерийский солдат в рубахе, верхом на лошади в хомуте; без фона: "Самокиш".
10. Гусарский офицер сидит на складном стуле: "Н. Самокиш".
11. Две лошадки, белая и темная, стоят рядом и щиплют траву.
12. Две оседланные лошади и два охотника: "Самокиш".
13. Борзая собака с черными пятнами на голове и на боку.
14. Пароконная телега стоит y корчмы; в ней сидит охотник; в телегу влезает военный: "Н. Самокиш 1883". 1-е отпеч. чистый офорт; 2-е пройдены иголкой. 5.2 х 6.9. 1-е сост. без неба. Во 2-м — сделаны штрихи на небе и доска пройдена. В 3-м — доска значительно пройдена, оттиски этого состояния приложены к 4-му выпуску журн. Вестн. Изящ. Искусств 1884 г. с подписью: "Отъезд на охоту". На 1-м и 2-м оттисках подпись: "Н. Самокиш"; в 3-м прибавлен год: "1883".
15. Две гончие собаки на смычке: "Н. Самокиш".
16. Дохлая лошадь, борзятник верхом, две борзые нюхают лошадь; ворона улетает от трупа: "Н. Самокиш".
17. Лошадь в узде; с набором: "Н. Самокиш".
18. Портрет инфанты Изабеллы: "Simon De Vos pinx | Самокиш sculp. L´infante Isabelle I Gouvernante des Pays-Bas". Этой доски было несколько состояний.
19. Портрет барона Фредерикса. Погрудное изобр. в фуражке. Под портретом картинка, писанная Самокишем и поднесенная барону Фредериксу при оставлении им Конногвардейского полка, которым он командовал: "Н. Самокиш".
20. Три борзые собаки лежат y ног борзятника, сидящего на лавке: "Н. Самокиш. 1883 г.".
21. Две борзые собаки: "Н. Самокиш".
22. Воин в шлеме и плаще держит кремневое ружье на плече: "Н. Самокиш | 1885".
23. Амазонка скачет по грязной дороге: "Н. Самокиш".
24. Маленькая доска (в длину) — двое мужчин ходят под деревьями; левее крестьянин держит двух верховых лошадей: "Н. Самокиш".
25. Амазонка, с кавалером, остановились в лесу на берегу озера: "Н. Самокиш".
26. Крестьянин, привезший на санях лед: "Н. Самокиш".
27. Крестьянский двор (неразборчивая подпись названия селения).
28. Длинная и узкая доска. Улица в деревне; направо на первом плане телега и три распряженные лошади.
29. Пейзаж, налево деревья, направо вдали река. Над деревьями название местности (наоборот) написано неразборчиво.
{Ровинский}
Самокиш,
Николай СеменовичРод. 1860, ум. 1944. Живописец, создатель многофигурных батальных композиций ("Переход Красной Армии через Сиваш", 1935, и др.). Заслуженный деятель искусств России (1937). Лауреат Государственной премии СССР (1941).