Самокиш, Николай Семенович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Самокиш (Самокиша) Николай Семенович
(1860–1944) - живописец и рисовальщик-баталист, академик Петербургской АХ (1890), заслуженный деятель искусств РСФСР (1937). В 1879–1885 учился в Петербургской АХ у Б. Виллевальде и П. Чистякова, в 1886–1889 - в Париже у Э. Детайля. Во время русскояпонской войны находился в армии (издал альбом «Война 1904–1905 гг. Из дневника художника»). В 1912–1917 преподавал в Петербургской АХ, профессор, руководитель батального класса в 1913–1918. Ученики: М.И. Авилов, П.И. Котов, Г.К. Савицкий, К.Д. Трофименко, Л.И. Чернов. Член АХРР (с 1923). Развивал традиции русской батальной живописи 2-й половины XIX - начала XX вв. В советское время создал ряд картин на темы героических подвигов Красной армии в период Гражданской войны 1918–1920 («Переход Красной армии через Сиваш», 1935; Государственная премия СССР, 1941) и истории украинского народа. Работал также в обл. анималистического жанра и книжной графики. С 1928 часто приезжал в Харьков, где выполнял заказы исторического музея, участвовал в республиканских выставках. В 1936–1941 преподавал в Харьк. художественном институте, с 1938 руководил батально-исторической мастерской. Награжден орденом Трудового Красного Знамени. В Харьк. историческом и художественном музеях хранятся его картины «Бой Богуна с Чернецким под Монастырищем», «Поход запорожцев в Крым», «Атака» и др. Сохранились его росписи парадного подъезда дома по ул. Мироносицкой, 44. В Х-ве его именем названы переулок в Дзержинском районе (Госпром) и улица в Киевском районе (пос. Жуковского). Мемориальная доска установлена на доме № 37 по ул. Дарвина, где в 1929–1941 жил художник (1962, скульптор Ю.П. Варвянский).

Источник: Харьков. Энциклопедический словарь.

Самокиш, Николай Семенович

— баталический живописец, рисовальщик и аквафортист; род. в 1860 г.; учился в нежинской гимназии, из которой, в 1879 г., перешел в ученики Имп. Академии художеств, где в 1884 г. был награжден мал. золот. медалью за написанную по конкурсной программе картину "Эпизод из битвы при Малом Ярославце, в 1812 г." и в 1885 г. удостоен больш. зол. медали за исполнение программы "Русская кавалерия, возвращающаяся после атаки на неприятеля в 1812 г.". После того, состоя пенсионером академии с 1885 по 1888 г., совершенствовался в Париже под руководством Детайля и дважды ездил на Кавказ с целью собирания материалов для картин, заказанных для тифлисского музея, и для рисунков, изображающих пребывание имп. Александра III и его супруги в Тифлисе. Им исполнено большое количество рисунков (преимущественно черченных пером) для различных иллюстрированных изданий, между прочим для описаний коронования имп. Александра III и ныне благополучно царствующего Государя Императора. Упражняясь в первую пору своей деятельности аквафортным гравированием, он выпустил в свет до 30-ти листов, изображающих преимущественно бытовые сцены, в которых участвуют солдаты, крестьяне и лошади.


{Брокгауз}





Самокиш, Николай Семенович


(Samokich), род. 1860 г.; классный художник 1-й степени по баталической живописи; в 1884 г. получил малую, a в 1885 большую золотую медаль за баталические программы. С 1885 по 1888 пенсионер академии; учился y Деталя. Много путешествовал. Его офорты:


1. Голова лошади (мал. доска).


2. Офицер и солдат верхом. Во 2-м состоянии прибавлены легкие очертания нескольких верховых на втором плане.


3. Солдат в полной амуниции стоит, опершись на ружье: "Самокиш — 1881".


4. Улыбающийся солдат в кепи; погрудное изображение (1881).


5. Белая лошадь. В 1-м сост. тени едва намечены. 2-е сост. оконченной доски. В 1-м и 2-м сост. подпись: "Самокиш".


6. Неудавшийся женский погрудный портрет. Этой доски было 3 состояния, на 2-м и 3-м находится подпись: "Самокиш | 1882".


7. Прицел из пушки. На грязной дороге, среди луж, стоит пушка, около казенной части ее стоят три солдата, один прицеливается, другой держит банник, третий стоит рядом; на первом плане офицер смотрит в бинокль, за пушкою две пары лошадей с верховыми. Во 2-м состоянии доски прибавлено много работ.


8. Маленькая доска. Закутанный артиллерийский солдат, верхом на лошади, держит другую в поводу: "Самокиш".


9. Артиллерийский солдат в рубахе, верхом на лошади в хомуте; без фона: "Самокиш".


10. Гусарский офицер сидит на складном стуле: "Н. Самокиш".


11. Две лошадки, белая и темная, стоят рядом и щиплют траву.


12. Две оседланные лошади и два охотника: "Самокиш".


13. Борзая собака с черными пятнами на голове и на боку.


14. Пароконная телега стоит y корчмы; в ней сидит охотник; в телегу влезает военный: "Н. Самокиш 1883". 1-е отпеч. чистый офорт; 2-е пройдены иголкой. 5.2 х 6.9. 1-е сост. без неба. Во 2-м — сделаны штрихи на небе и доска пройдена. В 3-м — доска значительно пройдена, оттиски этого состояния приложены к 4-му выпуску журн. Вестн. Изящ. Искусств 1884 г. с подписью: "Отъезд на охоту". На 1-м и 2-м оттисках подпись: "Н. Самокиш"; в 3-м прибавлен год: "1883".


15. Две гончие собаки на смычке: "Н. Самокиш".


16. Дохлая лошадь, борзятник верхом, две борзые нюхают лошадь; ворона улетает от трупа: "Н. Самокиш".


17. Лошадь в узде; с набором: "Н. Самокиш".


18. Портрет инфанты Изабеллы: "Simon De Vos pinx | Самокиш sculp. L´infante Isabelle I Gouvernante des Pays-Bas". Этой доски было несколько состояний.


19. Портрет барона Фредерикса. Погрудное изобр. в фуражке. Под портретом картинка, писанная Самокишем и поднесенная барону Фредериксу при оставлении им Конногвардейского полка, которым он командовал: "Н. Самокиш".


20. Три борзые собаки лежат y ног борзятника, сидящего на лавке: "Н. Самокиш. 1883 г.".


21. Две борзые собаки: "Н. Самокиш".


22. Воин в шлеме и плаще держит кремневое ружье на плече: "Н. Самокиш | 1885".


23. Амазонка скачет по грязной дороге: "Н. Самокиш".


24. Маленькая доска (в длину) — двое мужчин ходят под деревьями; левее крестьянин держит двух верховых лошадей: "Н. Самокиш".


25. Амазонка, с кавалером, остановились в лесу на берегу озера: "Н. Самокиш".


26. Крестьянин, привезший на санях лед: "Н. Самокиш".


27. Крестьянский двор (неразборчивая подпись названия селения).


28. Длинная и узкая доска. Улица в деревне; направо на первом плане телега и три распряженные лошади.


29. Пейзаж, налево деревья, направо вдали река. Над деревьями название местности (наоборот) написано неразборчиво.


{Ровинский}






Самокиш, Николай Семенович


Род. 1860, ум. 1944. Живописец, создатель многофигурных батальных композиций ("Переход Красной Армии через Сиваш", 1935, и др.). Заслуженный деятель искусств России (1937). Лауреат Государственной премии СССР (1941).

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008