Самолет DC-10 взорван над пустыней Тенере
Самолет DC-10 взорван над пустыней Тенере
29 сентября 1989 года взорвался в воздухе над пустыней Тенере (Нигер) самолет DC-10 французской авиакомпании UTA. 171 человек, включая 15 членов экипажа, — все, кто были на борту, — погибли. 29 сентября 1989 года самолет DC-10-30 («борт» № 54629) совершал рейс UTA 772 по маршруту Браззавиль — Нджамена — Париж. Первый отрезок пути был преодолен успешно. В 12.13 самолет оторвался от ВПП аэропорта Нджамена (Чад). Набрал высоту и занял эшелон полета 350 (10500 м). А через 21 минуту после взлета на борту лайнера взорвалась бомба, расположенная у места 13-R. «Дуглас» разрушился в воздухе. Смерть 157 пассажиров и 14 членов экипажа была ужасной. Обломки DC-10 удалось обнаружить в среду 30 сентября, утром, французскому военному самолету в пустынной местности на территории Нигера, в 650 км от столицы Чада. Обследование места падения самолета проведено группой военнослужащих и экспертов. Впоследствии было признано, что причиной катастрофы стал взрыв бомбы, заложенной террористами. Обломки лайнера находили на площади 50 кв. миль. Бомба скорее всего была заложена в Браззавиле. Подозревали конголезца, который поднялся на борт «Дугласа» в Браззавиле и сошел в Нджамене. Эту катастрофу сравнивают с трагедией в Локерби в небе Шотландии, и не только по масштабам: в обоих случаях очень скоро всплыл ливийский след. …Появление этого человека в французском посольстве в Киншасе стало сенсацией. Вместе с ним — конголезцем Бернаром Янгой, считавшимся без вести пропавшим, — вернулась и надежда сдвинуть с мертвой точки следствие по делу об одном из самых кровавых актов международного терроризма. Найти ниточку к разгадке команде французского следователя Жана-Луи Брюгьера, который уже третий год вел дело о взрыве DC-10, помог случай. В мае 1990 года французская полиция задержала торговца, наркотиками — конголезца. В обмен на освобождение он пообещал сообщить информацию, связанную с гибелью самолета. Так следствие вышло на группу проливийски настроенных конголезцев, среди которых был и Бернар Янга. Тогда же названы и еще два имени — Жан Нгалина и Апполинер Мангатани. Все трое состояли в организации «Зеленая молодежь», объединяющей сторонников ливийского лидера Муамара Каддафи, автора «Зеленой книги». Задержанный позже Нгалина признался, что проходил военную подготовку в Ливии. Как выяснилось, в роковой день Мангатани, с кейсом в руках, полученным от двух ливийских дипломатов, поднялся в Браззавиле на борт того самого лайнера. Сами они в тот же день вылетели в Триполи, а конголезец, взяв билет до Парижа, должен был сойти в Нджамене, где его обещали встретить и снабдить дальнейшими инструкциями. Таковы показания, полученные от Янги и Нгалины. Дальше начинаются загадки. Имя Мангатани числится в списке погибших пассажиров, а его родные категорически отрицали, что он покинул самолет в Нджамене, оставив на борту чемоданчик со взрывчаткой. Впрочем, многие полагают, что его в любом случае нет в живых: если он и не погиб над пустыней, то скорее всего ликвидирован позже теми, кому требуется запутать следствие. По данным конголезской прессы, Нгалина, второй активист «Зеленой молодежи», год назад погиб в Танзании. А 27 марта этого года скоропостижно скончался майор полиции Бонавантюр Бекуль, который вел следствие с конголезской стороны. Версия журналистов — отравление. В руках следствия оставался последний свидетель — Янга. Но и тот неожиданно исчез из тюрьмы в Браззавиле. Как полагают, этот шаг подсказан ему страхом за свою жизнь. А в 1992 году то же чувство толкнуло его на обратное решение: к французам он явился, надеясь, что те обеспечат его безопасность. Скрываясь все это время у друзей в Киншасе, он не чувствовал себя уверенно. Теперь попросил убежища во Франции и клялся, что расскажет все. При этом он не просто боялся — знал, откуда грозит опасность. Множатся вопросы, на которые нужно найти ответы. Почему важнейшему свидетелю дали скрыться? Ведь речь шла о деле, от исхода которого во многом зависела судьба Ливии, уже подвергшейся санкциям ООН. Одна из здешних газет, кстати, обратила внимание на то, что ливийцы заявили о готовности сотрудничать с ООН в расследовании воздушного терроризма… сразу после исчезновения Янги. Зачем вообще Триполи потребовалось уничтожение лайнера UTA 772. Существовала и такая точка зрения: цель теракта — устранить нескольких деятелей Чада, которые летят этим рейсом из Нджамены в Париж. Янга заявлял, что к передаче взрывного устройства, сработавшего над Нигером, причастен посол Ливии в Браззавиле. Популярная конголезская газета «Рюмер» выдвинула еще одну версию: к теракту причастен некий Ахмед Кади Йуба, колдун из Мавритании, якобы доставивший взрывчатку из Котону (Бенин) в Браззавиль на… конголезском президентском самолете. По утверждению «Рюмер», этот человек руководит сетью ливийских террористов в Африке и к его услугам не раз прибегал президент Конго Дени Сассу-Нгессо. Последнее обстоятельство, впрочем, не вызвало удивления у африканцев: в странах Черного континента люди профессии Йуба зачастую пользуются огромным влиянием и близки к крупнейшим политикам. Название газеты переводится как «слухи», но здесь, в Африке, слухи зачастую оказываются куда оперативнее и точнее официальной информации. Франция предъявила иск четырем ливийцам, но Ливия наотрез отказалась выдать подозреваемых.
Источник: 100 великих авиакатастроф. 2007