Самозванчество
САМОЗВАНЧЕСТВО
в России XVII—XVIII вв. провозглашение правителем государства нелегитимных лиц, выдававших себя за чудесно спасшегося царя (императора). В Смутное время XVII в. это были многочисленные Лжедмитрии, в XVIII в. наиболее известные самозванцы — княжна Тараканова, выдававшая себя за дочь Елизаветы Петровны, около десяти Петров Я/, среди которых самым известным был Е. И. Пугачев.
Источник: История России. Словарь-справочник. 2015
Самозванчество
присвоение чужого имени и звания по соц.-полит., националистическим, корыстным мотивам или по причине психических отклонений. Распространено в России в XVII - первой четв. XX в. Соединяясь с нар. движениями, С. иногда превращалось в мощный стимул соц. и полит. протеста, фактор мобилизации масс для борьбы с правящей династией или местными властными структурами. "Царственное" С. - наиб. показательно в лице Пугачева, к-рый, присвоив имя покойного императора Петра III, поднял восст., охватившее ок. 3 млн чел. на тер. прим. 600 тыс. кв.км. Действия самозванцев в послепугачевский период были мелкомасштабными. В 1836 ок. Красноуфимска появился таинственный чел., к-рый, по слухам, был Александром I. В 1840-е в Челяб. у. Оренб. губ., в Малмыжском у. Вятской губ., в обл. Ур. казачьего войска появлялись самозванные "великие князья Константины Павловичи", к-рые заявляли о ревизорских целях своих поездок для выявления адм. злоупотреблений. Однако их действия не получили шир. соц. резонанса и быстро прекратились полицией. В связи с проведением реформы 1861 в Оханском и Ирбитском у. Перм. губ. самозванные Вел. кн. Константин и Михаил Николаевичи выступили в поддержку бывш. помещичьих крест. при оформлении уставных грамот, к-рые освобождали их от крепостничества. В 1901 в Челяб. у. появилась царственная самозванка душевнобольная Лежнева, к-рая объявляла себя царицей Марией Федоровной и обещала крест. облегчение податей. После расстрела царской семьи на У. появились самозванцы, выдававшие себя за Вел. Кн. Алексея и Вел. Кн. Анастасию и Ольгу. Лжеханы и лжесултаны действовали во время башк. восст. XVIII в. В 1704-1711 появились "султан Мурат", "хан Хазей". Наиб. "удачливым" лжеханом стал "Салтан-Гирей" (Карасакал), в действительности простой башкир М.Юлаев, возглавивший восст. 1741. "Нецарственное" С. обнаружилось, в частности, в 1704, когда три беглых солд. проехали по поморским, ур. и сибирским гг., объявляя о предстоящем "государевом шествии" в Сибирь и называя себя царскими посланниками из Москвы. В 1755 в Уфимской пров. был схвачен беглый солд. из ясачных татар М.Тойметев, к-рый под именем капитан-поручика лейб-гвардии Преображенского полка и крестника графа П.И.Шувалова обещал льготы рус. и инородческому нас. и занимался поисками медных руд., надеясь в конце концов заслужить прощение за свои незаконные действия. В 1765 исетский казак Ф.И.Каменщиков-Слудников под именем сенатского фурьера М.Ресцова обещал заступничество в Сенате за приписных крест. против з-дской адм., поднял волнения в Масленском остроге и Барневской слободе. В 1851 отставной чиновник Петровский под видом "чиновника особых поручений" для ревизии вол. и сел. управ ездил по Стерлитамакскому у. Оренб. губ. и за небольшую мзду принимал у крест. ходатайства по зем. спорам и пр. делам. В 1859 во время "трезвенного движения" в Белебеевском у. Оренб. губ. объявился чиновник, "командированный от Высшего правительства для уничтожения существовавших в России питейных домов". Лит.: Короленко В.Г. Современная самозванщина // Полное собрание сочинений. СПб., 1914. Т. 3; Дело о самозванце Ф.И. Каменщикове-Слудникове. Екатеринбург, 1992; Миненко Н.А. "Великий князь" Данило Петров сын Тяжелков: феномен самозванчества и социальная психология уральского крестьянства в начале реализации реформы 1861 // Социально-политические институты провинциальной России (XVI - начало XX в.). Челябинск, 1993. Побережников И.В.