Самсон

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

САМСОН
в библейской мифологии древнееврейский богатырь, обладавший необыкновенной силой, таившейся в его длинных волосах. Его возлюбленная филистимлянка Далила остригла у спящего С. волосы и позвала воинов, которые ослепили его и заковали в цепи. В плену волосы у С. отросли. Почувствовав былую силу, он разрушил храм, под развалинами которого погибли филистимляне и С.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Самсон
солнце) (Суд 13.24; 14.1,3,5,7,10,12,15,16,20; 15.1,4,6,7,10-12,16; 16.1-3,6,7,9,10,12-14,20,23,25-30; Евр 11.32)-сын Маноя из колена Данова, назорей от чрева матери, рожденный по благовестию Ангела, герой и судья Израиля в течение 20 лет (Суд 15.20; 16.31). Обладал невероятной физической силой, особенно когда на него сходил Дух Божий. Был последним судьей (см.) из упомянутых в книге Судей.

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

САМСОН
легенд. богатырь израильск. племени данитов, соверш. ряд подвигов в борьбе с филистимлянами. По преданию, истребил 1000 врагов ослиной челюстью, похитил ворота г. Газы, но затем попал в руки неприят. в результ. коварства красавицы-филистимлянки Далилы, обрезавшей его волосы, в к-рых таилась волшеб. мощь С. В плену волосы у С. отросли и к нему вернулась прежняя сила. Когда филистимляне привели его в храм Дагона, он сломал колонны, крыша обрушилась и С. погиб вместе с врагами. В легендах о С. нашли отраж. события 12 — 11 вв. до н.э. — борьба между др.-евр. племенами и филистим-лянами.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

САМСОН
др.-евр. Шимшон, связывают с "Шемеш" - солнце) - легендарный богатырь израильского племени данитов, совершивший ряд подвигов в борьбе с филистимлянами. По преданию, истребил 1000 врагов ослиной челюстью, похитил ворота г. Газы, но затем попал в руки неприятелей в результате коварства красавицы-филистимлянки Далилы, обрезавшей его волосы, в к-рых таилась волшебная мощь С. В плену волосы у С. отросли и к нему вернулась прежняя сила. Когда филистимляне привели его в храм Дагона, он сломал колонны, крыша обрушилась и С. погиб вместе с врагами. В легендах о С. нашли отражение события 12-11 вв. до н.э. - борьба между др.-еврейскими племенами и филистимлянами.

Лит.: Фрезер Д., Фольклор в Ветхом завете, пер. с англ., М., 1931.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Самсон
в Библии древнееврейский богатырь, обладавший необыкновенной физической силой, таившейся в его длинных волосах. Виновницей гибели Самсона становится его возлюбленная - филистимлянка Далила. Подкупленная властителями филистимскими, она трижды пытается выведать у Самсона источник его чудесной силы, но он трижды обманывает ее, говоря, что потеряет силу, если его свяжут семью сырыми тетивами, или опутают новыми веревками, или воткут его волосы в ткань. По ночам Далила осуществляет все это, но Самсон, просыпаясь, с легкостью разрывает любые путы. Наконец, устав от упреков Далилы в нелюбви и недоверии к ней, Самсон открывается ей, что силы покинут его, если остричь ему волосы. Ночью филистимляне остригают спящего Самсона. Потом они ослепляют его, заковывают в цепи и заставляют вращать мельничные жернова в темнице. Чтобы насладиться унижением Самсона, филистимляне требуют привести его на праздник в храм их бога и заставляют забавлять собравшихся. Самсон, у которого уже успели отрасти волосы, просит отрока-поводыря подвести его к центральным столбам храма, чтобы опереться на них. Вновь обретя силу, Самсон сдвигает с места два центральных столба, и здание обрушивается на собравшихся. Так, в миг своей смерти Самсон убивает врагов больше, чем за всю свою жизнь.

Источник: Исторический словарь

Самсон

— митрополит Астраханский и Терский (1697—1714 гг.). Биографические сведения о нем начинаются с 1685 г., когда он был архимандритом Курского Знаменского монастыря, а в 1697 г. 2-го февраля возведен в сан митрополита Астраханского, в каковом сане и скончался 3-го апреля 1714 г. Как в курском монастыре он продолжал строительную деятельность своих предшественников, так и в Астрахани митрополит С. с необыкновенною ревностью трудился над постройкою величественного собора, оконченного в 1710 г. При нем же построены: крестовая домовая церковь в архиерейском доме, церковь Рождества Богородицы, Входа в Иерусалим, соборная в Троицком монастыре и Покровский монастырь. Во время астраханского бунта 1705 г. жизнь митрополита была в большой опасности. Мятежники знали, что митрополит предан государю, ведет с ним переписку и может их выдать, почему и искали убить его. Предуведомленный о замыслах бунтовщиков, митрополит тайно оставил архиерейский дом и выехал сначала в Иоанновский монастырь, а затем перешел в Воскресенский Болдинский монастырь; когда же и в последнем оставаться было небезопасно, тогда он удалился к татарам в Мошайкский улус, а после — к калмыцкому владельцу Аюке Манги, откуда написал государю о бунте в Астрахани и просил защиты. По прибытии Б. П. Шереметева с войском, бунтовщики упросили митрополита вернуться в город; митрополит обратился к мятежникам с увещанием, и бунт в 1706 г. прекратился. После бунта митрополит еще 8 лет управлял епархиею, проявляя отеческое попечение о вверенной ему пастве.


"Астрахан. епарх. вед.", 1878 г., №№ 34, 35 и 52; 1879 г. №№ 37 и 38, 1880 г. № 14. — "Духовная Беседа", 1873 г., №№ 42 и 43. — Соловьев, "История России", т. ХV, гл. 2.


Здр.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Самсон
Шимшон, т. е. солнышко. Самсон, последний судья в книге Судей, сын Маноя из колена Данова, рожденный по особому Божьему обещанию от жены, бывшей долгое время неплодной, и от утробы матери посвящен в назореи Господу (Суд. 13). В то время, когда израильтяне в течение 40 лет были под игом филистимлян, Господь воздвиг Самсона, чтобы он подвигами своей необыкновенной физической силы мог вредить врагам Израиля На пути в Фимнафу, куда он шел для эго, чтобы взять себе филистимлянку в жены, он растерзал молодого льва, который шел к нему навстречу; в трупе этого льва на обратном пути он нашел рой пчел с медом. По поводу этого он задал филистимлянам загадку, и когда им с помощью его жены удалось отгадать ее, то он отдал проигранные в споре тридцать рубашек из тонкого полотна и тридцать перемен одежд (гл. 14) Когда после этого отец его жены отдал ее другому, то Самсон выпустил 300 лисиц с привязанными к хвостам факелами на жатву филистимлян и выжег ее. Филистимляне, со своей стороны, сожгли его жену и ее отца Тогда он «перебил им голени и бедра (15:8) и пошел и засел в ущелье скалы Етама» в Иудее. Выданный иудеями филистимлянам, он разорвал веревки, которыми были связаны его руки, нашел ослиную челюсть и убил ею 1000 человек филистимлян (15:14,15). После этого он почувствовал сильную жажду и воззвал к Господу, «и разверз Бог ямину в Лехе и потекла из нее вода» (15:18 и дал.). Однажды Самсон пошел в Газу и, увидев блудницу, вошел к ней. Филистимляне ходили кругом и подстерегали его всю ночь в воротах города, желая убить его. Когда он встал, то схватил створни городских ворот с обоими косяками, положил их на плечи и отнес на вершину горы, которая на пути к Хеврону (16:1 и дал.). Впоследствии он попал в сети филистимлянки Далилы, которая старалась узнать секрет его силы. С его слов, она связала его семью сырыми тетивами, потом семью новыми веревками, но он разорвал их; наконец, она воткала в ткань семь кос с его головы и прикрепила к колоде, но он выдернул ткальную колоду вместе с тканью Она докучала ему до тех пор, пока не узнала от него тайну «если же остричь меня, то отступит от меня сила моя» (16.17). Тогда она усыпила его на своих коленах и велела человеку остричь 7 кос его головы, и сила, действительно, отступила от него Филистимляне взяли его, выкололи ему глаза, сковали его двумя . медными цепями и приставили его молоть в доме узников. Между тем волосы на его голове начали отрастать. Некоторое время спустя филистимляне торжественно справляли праздник в храме своего идола Дагона и привели туда Самсона, чтобы забавляться им. Там он воззвал к Господу, сдвинул с места два средних столпа, на которых утверждалось все здание... «и обрушился дом на владельцев и на весь народ, бывший в нем, и было умерших, которых умертвил Самсон при смерти своей, более, нежели сколько умертвил он в жизни своей». Судьею Израиля он был 20 лет (16:21 и дал ). Он упоминается среди мужей веры (Евр 11:32).

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

Самсон
судья израильский, сын Маноя. Вопреки воле родителей захотел жениться на филистимлянке. Когда он и его родители шли в город, где жила его невеста, им на пути встретился молодой лев. Тут на Самсона сошел «Дух Господень, и он растерзал [льва] как козленка; а в руке у него ничего не было» (Книга Судей, 14, 6). Через несколько дней он решил посмотреть на труп льва и обнаружил в нем пчелиный рой и мед. Это дало ему повод предложить филистимлянам свадебную загадку, а если они ее не отгадают, то должны будут дать Самсону тридцать рубашек из тонкого полотна и тридцать перемен одежды. Филистимляне долго думали, но не смогли найти разгадку, потому приступили к его жене с угрозами с тем, чтобы она разузнала у мужа ответ. Проигравший Самсон должен был отдать филистимлянам тридцать рубашек из тонкого полотна и тридцать перемен одежды. Он выполнил самим же им назначенные условия, однако это стоило жизни тридцати филистимлянам, рубашки и одежды которых он принес нечестным отгадчикам. Жену же, изменившую его тайне, он оставил. Через некоторое время Самсон вернулся, чтобы помириться с женой, но узнал, что ее вторично выдали замуж. В отместку за это Самсон поймал 300 лисиц, привязал к их хвостам горящие факелы и пустил на виноградники и поля филистимлян. После этого случая они сожгли дом, где жила его бывшая жена вместе со всеми его обитателями. Эта жестокость снова навлекла на филистимлян месть Самсона, который, придя к обидчикам, перебил им голени и бедра, после чего скрылся в ущелье Етама. Тогда они пришли в земли иудейские и местные жители послали три тысячи человек, чтобы взять Самсона и выдать его неприятелям. Когда его привели в путах к филистимлянам, он разорвал узы и побил тысячу человек противника одной только ослиной челюстью. После битвы Самсон захотел пить, воззвал к Богу, и тогда у его ног забил источник, который впоследствии назвали источником взывающего. Однако у него были и слабости. Однажды он пришел в Газу и остался на ночь у блудницы. Узнав об этом, жители города заперли ворота, чтобы он не смог уйти. Но Самсон, выйдя от женщины, взял ворота с его запорами и вереями и отнес на ближайшую гору. Столь страшная сила испугала филистимлян, и они захотели узнать, откуда она взялась. И вот они обратились с просьбой выведать эту тайну к одной из филистимских женщин по имени Далида, которую Самсон страстно любил. Он долго скрывал от женщины тайну своей необыкновенной силы, но однажды признался, что он назорей и бритва с рождения не касалась его головы. Если его остричь, сила оставит его, и тогда он станет как все люди. В ту же ночь пока Самсон спал, Далида велела его остричь и позвала филистимлян. Неприятели тут же связали Самсона, выкололи ему глаза и приставили к жерновам молоть. Но вот наступил праздник Дагона, филистимляне решили призвать Самсона, чтобы поглумиться над ним. Однако пока силач пребывал у доме узников, волосы его отросли, поэтому силы вновь к нему вернулись. Сначала филистимляне потешались над Самсоном, а затем поставили его между двух столбов, служащих опорой зданию. Он ощупал столбы, воззвал к Богу и, упершись в них руками, потряс со страшной силой. Здание обрушилось и погребло под собой столько филистимлян, сколько Самсон не уничтожил за всю свою жизнь. Подробное изложение истории Самсона изложено в Книге Судей (гл. 13–16).

Источник: Православная энциклопедия.

САМСОН
солнце; Суд 13:24) — сын Маноя, бывший судиею Израильским 20 лет. Обстоятельства сопровождавшие его рождение замечательны. см. Маной. Вопреки желанию своих родителей, которые были почитателями Закона (Исх 34:16, Вт 7:3), он пожелал жениться на одной женщине из Филистимского города Фимнафы. Когда был он на пути в этот город с отцом своим и матерью, на встречу им вышел молодой лев. На Самсона сошел Дух Господень, и он растерзал льва как козленка; а в руке у него ничего не было (Суд 14:6). Спустя несколько дней он захотел посмотреть труп льва и в нем нашел пчелиный рой и мед, который поел сам и принес еще домой отцу и матери. Это дало ему повод к загадке, предложенной Филистимлянам во время свадебного пиршества, с обещанием ценного подарка тому, кто разрешит ее в течение семи дней, и с тем условием что если они не разрешат ее, то должны будут дать ему подобный же дар (30 рубашек из тонкого полотна и 30 перемен одежд). Будучи не в состоянии разрешить эту загадку, гости обратились к жене Самсона, которая своими настоятельными просьбами получила от него разрешение загадки. С сильными угрозами они добились от нее разрешения загадки и передали Самсону. Но он узнал об их коварстве и хотя сдержал свое слово и сделал им подарок, но подарок стоил жизни тридцати человекам их соотечественников; он пошел в Аскалон и убив там тридцать человек, снял с них одежды и отдал перемены платья их разгадавшим загадку. За сим он оставил свою жену, изменившую его тайне. По возвращении в город Фимнафу с целью примирения с своею женою, он узнал, что она вышла вторично замуж и не может более с ним видеться. Тесть его предложил ему в жены другую дочь младшую, более красивую. Но Самсон не согласился на это и решил отметить Филистимлянам за жену. Он поймал 300 лисиц, и к хвостам каждой пары их прикрепил по зажженному факелу и пустил их в поля и виноградники Филистимские. От этого во многих местах в городе и в поле занялся пожар и все сделалось добычею пламени. Когда же Филистимляне узнали, что пожар этот произвел Самсон из за жены его, которую отец выдал за брачного друга Самсона, зажгли дом в котором жила жена Самсона и сожгли ее. Это снова навлекло на Филистимлян мщение Самсона, который пришел к ним и перебил им головы и бедра, затем он засел в ущелье скалы Етама. Тогда Филистимляне вступили в удел Иуды. Жители сего удела, желая отвратить от себя ярость их, послали три тысячи человек к Самсону, чтобы связать его и выдать неприятелю. Он сам согласился на это, под условием что не будет убит своими. Когда же привели его к Филистимскому войску и оно увидев его испустило радостный крик: тогда, объятый Духом Божиим, он разорвал свои узы и избил тысячу воинов попавшеюся ему ослиною челюстью. После этого подвига он почувствовал сильную жажду, воззвал к Богу, и тотчас же перед ним открылся источник (ямина в Лехе), который после назывался источником взывающего. — Показав себя таким образом подвижником брани и вместе подвижником веры, впоследствии Самсон показал своим примером, что и великие люди могут иметь великие слабости. Раз пришел он в Газу и вошел в дом блудницы. Жители Газы, узнав об этом, заперли городские ворота, и стерегли чтобы поймать и убить его. Но Самсон ночью подошел к воротам, поднял их с их вереями и запорами на свои плечи и отнес на вершину близ лежавшей горы. Столь необыкновенный опыт страшной силы Самсоновой возбудил в Филистимлянах желание узнать, от чего у него такая сила. И вот они обратились к Далиде, другой Филистимлянке, которую страстно любил Самсон, с просьбою выведать тайну его необыкновенной силы. Долго скрывая от нее это, он наконец открыл ей, что он назарей Богу и что бритва ни разу не проходила по голове его, и что если остричь его, то сила оставит его. Тогда Давида во время сна велела остричь его, и действительно сила Божия оставила его. Призванные Филистимляне взяли его, выкололи ему глаза, привели его в Газу, оковали его двумя медными цепями и приставили к жерновам молоть в доме узников. Весьма вероятно, что в этом состоянии Самсон очистил прежние грехи свои раскаянием и силы его росли вместе с волосами. В праздник Агона Филистимляне приказали принести его в свое собрание, чтобы поругаться над ним. Они смеялись над ним и заушали его и наконец поставили его между столбами здания. Тогда сказал Самсон мальчику, который водил его, чтобы подвел его ближе к столбам, на которых утверждалось здание, и ощупав их в последний раз воззвал к Богу о помощи, и упершись в них, в один правою, а в другой левою рукою, потряс их с такою силою, что все здание обрушилось, и он при своей смерти умертвил врагов более нежели сколько во время своей жизни. Все обстоятельства его жизни и подвиги подробно изложены в Суд 13-16. Св. An. Павел, перечисляя верующих, упоминает также и о Самсоне, как о подвижнике истинной веры (Евр 11:32,33).

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

Найдено научных статей по теме — 14

Читать PDF
142.90 кб

2009. 02. 015. Риппин А. Мусульманский Самсон: средневековые, современные и научные интерпретации. R

Демидов К. Б.
Читать PDF
148.37 кб

Самсон Наумович Бройтман

Хуршилова Мадина Багадуровна
Читать PDF
401.11 кб

Литературные аллюзии в заглавиях рассказов Д. Г. Лоуренса («Самсон и Далила», «Новая Ева и ветхий Ад

Булашова Наталия Михайловна
Статья посвящена литературным аллюзиям в заглавиях рассказов Д. Г. Лоуренса «Самсон и Дали-ла» и «Новая Ева и ветхий Адам». Автор переосмысливает эти вечные образы.
Читать PDF
291.98 кб

Самсон Вырин: миф о маленьком человеке

Юхнова Ирина Сергеевна
Предлагается историко-культурный комментарий повести «Станционный смотритель», показывается, как реализуется в произведении тема униженного богатыря.
Читать PDF
240.72 кб

«Самсон в оковах» Леонида Андреева: от замысла и вариантов к тексту

Кен Людмила Николаевна
Читать PDF
877.86 кб

Генезис мотива слепоты в творчестве Элиаса Канетти: Канетти и живопись (Рембрандт «Ослепление Самсон

Зозуля Наталья Михайловна
В статье анализируется мотив слепоты / ослепления в романе Э.
Читать PDF
267.79 кб

САМСОН И СОЛОМОН. К вопросу о противостоянии одесситов

Зубарева Вера Кимовна
Читать PDF
190.03 кб

Урок мужества. Памяти Самсона бройтмана

Тамарченко Натан Давидович
Читать PDF
292.33 кб

Феномен Самсонова (к 90-летию профессора Н. Г. Самсонова)

Тарабукина Марфа Васильевна, Самсонова Лариса Николаевна
Читать PDF
262.99 кб

Интерпретации образа Самсона из «Книги судей израилевых» в русской литературе ХIХ начала ХХ вв

Козаногин Сергей Владимирович
Предложен анализ интерпретаций образа Самсона в стихотворениях Языкова, Мея и пьесе Андреева. Выделено несколько типов включения библейского текста в текст авторский: воссоздание текста, его переосмысление и неомифологизация.
Читать PDF
96.31 кб

Ле ЭРИ А. Воспроизведение текста жития святого: житие святого Самсона, описанное Бодри де бургейлем

Каплан А. Б.
La reecriture d' un texste hagiogrphique au XII-e siecle: la Vita sancti Sansonis de Baudri de Bourgueil // Annales de Bretagne et des pays de l'Ouest. Rennes, 2001. T.108, N 2. P.730.
Читать PDF
665.71 кб

Трагедия махаджирства в системе идейно-эстетических координат Самсона Чанбы

Богатырева Светлана Владимировна
Исследуя метафизические корни махаджирства в контексте современ-ной историософской доктрины, автор статьи освещает мировоззренческую и творческую эволюцию писателя С.
Читать PDF
9.84 мб

Интервью с проф. Элизабет фон Самсонов «Тело, машина и искусство»

Степанов Михаил Александрович
В интервью с известной австрийской философиней Элизабет фон Самсонов обсуждаются актуальные проблемы современной философии и искусства. Как трансформируются понятия душа и тело в медиализированном мире?
Читать PDF
0.00 байт

Очерк в творчестве удмуртского прозаика С. Самсонова

Максимова Ольга Михайловна
В статье рассматриваются особенности публицистики известного удмуртского прозаика С. Самсонова.

Похожие термины:

  • Самсон, 1648 г

    в России до 1917 количество земли в условиях надельного землевладения, приходившееся на одну ревизскую душу; после 1861 - на одну наличную душу - крестьян-мужчин, независимо от возраста.
  • Самсон, 1721 г

    вектор силового (экономического, стратегического, культурного, хозяйственного, административного и т. д.) воздействия геополитического полюса на периферийные регионы. Реальная политическая карт
  • Самсон, 1761 г

    система, в которой управление осуществляется через парламент, где, таким образом, законодательная и исполнительная власть «сливаются» друг с другом.
  • Самсон, 1755—57 г

    Полный, всеобщий, всеобъемлющий. Т. война -война, попирающая все нормы международного права, законы и обычаи войны и использующая все без исключении ресурсы и средства, ведущие к массовому уничтож
  • Самсон, 1702—6 г

    upper/top circles/stratum, top echelon) -привилегированная часть какого-либо слоя, группы, класса, организации, общества.
  • Самсон, 1750—64 г

    19.10.1871, С.-Петербург - 22.1.1947, Нью-Йорк). Социал-демократ. Сын владельца аптеки. Врач. Образование высшее. Окончил медицинский факультет Юрьевского университета (1895), работал врачом в С.-Петербурге. С 1894
  • Дидидзе, Самсон Симеонович

    врач, р. 1873. {Венгеров}
  • Коссович, Дм. Самсон

    препод. Моск. сельско-хоз. инст., присяжн. поверен. 1913 г. {Венгеров}
  • Андреев, Самсон Иванович

    (1912—?) — летчик-истребитель, капитан. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 г. Воевал в составе 67 иап, был зам. командира эскадрильи. 5 августа 1941 г. в воздушном бою тараном сбил истребитель
  • Попов, Самсон Андреевич

    — основатель и редактор-издатель "Русского Спорта", род. в 1850 г., ум. 4-го декабря 1884 г. Образование получил в 1-й С.-Петербургской гимназии и Земледельческом Институте, курс которого окончил в 1870
  • Самсон, архим. Спасского Юнгенск. мон

    казан. еп.; † 1 февр. 1764 г. {Половцов}
  • Самсон, митрополит астраханский

    и терский; † 1714 г. {Половцов}
  • Боркум, Соломон и Самсон

    — братья, видные деятели митавской еврейской общины; в 1778 г. они вступили в местную хебра-кадиша, в 1828 г. оба умерли; пользуясь покровительством курляндского герцога, они способствовали развитию об
  • Григорьев, Самсон

    дьяк, еретик новгородский, при Иване III. {Половцов}
  • Колыванов, Самсон

    ушкуйник новгородский, убитый в Югре 1357 г. {Половцов}
  • Коссович, Самсон Семен

    агроном, † 8 июня 1898. {Венгеров}
  • Волков, Самсон

    переводчик И. А. Н., посланный в Москву (1765 г.) с историком Миллером, но воротившийся сюда (1766 г.). {Половцов}
  • Долгоруков, князь Самсон Иванович

    — служил при Иване Грозном воеводою в украинских полках с 1589 по 1598 г., потом был послан в Смоленск для окончания "строения каменного города", т. е. укрепленных городских стен. В 1599 г. он встречал
  • Самсон-фон-Гиммельшерна, дворянский род

    — дворянский род. Предок его, Нэман С. († в 1583 г.), выехал из Гельдерна в Ригу, где был мещанским старостой. Его сын Герман (1579—1643), известный проповедник и богослов, был лифляндским суперинтендантом
  • Максимов, Самсон, сподвижник Е.И.Пугачева

    атаман повстанческого отр., сформированного в осн. из нас. Багаряцкой слободы Екат. ведомства (в 40 верстах от Каслинского з-да). В янв. 1774 отр. М. действовал совместно с повстанческими отр. П.Журбинско