Самуил Миславский

Найдено 1 определение
Самуил Миславский

(в миру Симеон Григорьевич) — митрополит киевский и галицкий (1731—1796 гг.) — сын священника села Полошек Глуховского полка, Миславский род. 24-го мая 1731 г. и в 1742—1754 гг. получил образование в Киевской духовно и академии, в эпоху ее процветания. При окончании курса, Миславский 12-го апреля 1754 г. постригся в монашество с именем Самуила и был оставлен при академии и последовательно преподавал различные предметы, преимущественно латинскую грамматику, поэзию и риторику; 25-го ноября 1754 года С. был рукоположен в иеродиакона и 6-го января 1756 г. — в иеромонаха. Школа выработала в С. не только всесторонне образованного богослова, искусного и тонкого диалектика, образцового проповедника и замечательного лингвиста, свободно изъяснявшегося на латинском, польском и французском языках и излагавшего свои мысли на немецком и греческом языках, — но и человека гуманного, правдивого, отзывчивого на все доброе, твердого, смело и настойчиво преследующего намеченные цели, человека с изворотливым умом, жаждой к образованию, стремлением передать его другим и уменьем приноравливаться ко всем обстоятельствам и случайностям и извлекать из них пользу для себя и для других. Его высокие достоинства вскоре были оценены, и 7-го ноября 1757 г. С. был назначен префектом академии и преподавателем философии; на обязанности же префекта лежало и хозяйство академии. Академия обязана С. новым местом и зданиями, оконченными постройкою в 1765 г. С 1-го сентября 1759 г. С. был исполняющим должность ректора академии, а 16-го января 1761 г. был возведен в сан архимандрита Киево-братского монастыря и определен ректором академии и членом духовной консистории.


Особенное внимание архимандрита С. было обращено на кафедру гомилетическую. Как член консистории, С. участвовал в комиссии по пересмотру положения о правах и преимуществах малороссийского духовенства. В марте и июле 1762 г. С. ездил в Петербург для принесения поздравлений императору Петру Феодоровичу и императрице Екатерине II и обратил на себя внимание своими проповедями. 21-го августа 1768 г. был вызван в Петербург для исполнения чреды священнослужения и проповеди слова Божия и 28-го декабря того же года рукоположен в епископа белгородского и обоянского, а 15-го февраля 1769 г. отправился на место нового служения. Короткое время управления С. белгородскою епархиею было полезно и для Харьковского коллегиума. В нем преосвященный обратил внимание на преподавание всех наук и в особенности русского языка, который раньше был только второстепенным предметом. К этому же времени относится знакомство и начало сближения С. с наследником престола Павлом Петровичем, окончившееся тесною дружбою между ними. Случившееся во время чумы 1771 г. убийство московского архиепископа Амвросия и отсутствие епископа в соседней крутицкой епархии вызвали 24-го сентября 1771 г. перемещение епископа С. на крутицкую епархию и назначение его присутствующим в московской синодальной конторе. Императрица просила С. поспешить приездом и в октябре 1771 г. он прибыл в Москву. Немало трудов выпало на долю его по управлению двумя епархиями (московская до 1775 г. не имела у себя архиепископа). Сначала он продолжал дела, начатые убитым архиепископом, — очищал зараженные церкви, приводил в порядок приходы, реставрировал три московских собора и крутицкий архиерейский дом. По синодальной конторе было тоже много дел, которые решались с изумительною быстротою; по указанию же епископа приведен был в порядок и архив конторы. За труды эти С. 15-го февраля 1775 г. пожалован был званием члена Св. Синода, а 14-го июня того же года — алмазною панагиею. 17-го марта 1776 г. С. переведен был на ростовскую кафедру, где ему пришлось вести борьбу с господствовавшими в обществе и духовенстве пороками. Преосвященный действовал на общество словом и своим примером. В 1777 г., при учреждении ярославского наместничества, С. оказывал содействие светским лицам отводом помещений и доставлением служащих лиц. Памятником его забот о духовенстве служат основанные им в 1776 г. училища в Ростове и Угличе и заложенный дом для семинарии. 22-го сентября 1777 г. С. был возведен в сан архиепископа, а ровно через 6 лет (22-го сентября 1783 г.) назначен митрополитом в Киев. Более чем двенадцатилетнее управление С. киевскою митрополиею полно трудов и забот, направленных на устройство епархии, находящихся в ней учебных заведений и так называемых "заграничных", присоединяемых из польских областей православных церквей и монастырей. Ревностный архипастырь, сознававший свои обязанности, сочувствовавший всему доброму, во всей деятельности своей заявлял непреклонное желание создать лучшие порядки в епархии, возвысить ее благоустройство и нравственное состояние духовенства и паствы. При нем произошло в киевской епархии введение штатов церквей, монастырей и духовенства (указы 10-го апреля и 13-го июля 1786 г.); митрополит действовал как просвещенный и преданный интересам государства и церкви исполнитель общей правительственной меры и в корне подавлял всегда возникающую при реформах оппозицию. Он учредил должность благочинных, составил им инструкцию, поднял дело церковной проповеди, снабдил церкви богослужебными и другими полезными книгами, заботился и о материальном благосостоянии духовенства, освободив его от некоторых сборов. В Духовной академии выдвинул на первый план русский язык и ввел преподавание всеобщей и естественной истории, географии, чистой и прикладной математики, архитектуры, живописи и изъяснения воскресных и праздничных Евангелий. От преподавателей требовал разумного преподавания, учредил при академии в 1787 г. гражданскую типографию, увеличил академическую библиотеку и улучшил материальные средства академии. Симпатии митрополита С. к заграничным православным сказались в денежных пособиях присоединяемым и в заботах о воссоединении униатов с православною церковью. Результатом деятельности митрополита было обращение в православие более 2-х миллионов жителей Волыни и Подолии. Из литературных трудов митрополита известны: составленная им "Латинская грамматика" (Киев, 1765 г.); составленное по поручению Св. Синода "Собрание поучительных слов из сочинений св. И. Златоуста и Ефрема Сирина"; исправленный им трактат Адама Зерникава "О происхождении Св. Духа" (Кенигсберг, 1774 г., 2 тома с присоединением Коридалова письма к ректору академии Софронию Початскому о том же предмете); "Догматы православной веры", на латинском и русском, Киев, 1760 г.; проповеди: на день вступления на престол императрицы Екатерины, на 21-е декабря 1768 г., на 24-е ноября 1775 г.; О силе, правилах и выгодах, в законе Божием содержащихся; Слово о великих предметах учреждений Екатерины; О побуждениях к принятию должности судей (последние три перев. на греч., лат. и нем. языки); Слово при первом служении в Киеве; исторически важное "Увещательное поучение новому викарию епископу Виктору"; Речи императрице Екатерине в Москве, при посещении Данилова монастыря и проч. "Историческое описание Киевской лавры"; "Права и преимущества малороссийского духовенства" — рукопись лаврской библиотеки; "Начальные трактаты богословских лекций Феофана Прокоповича" (изд. в Кенигсберге и Москве в 1773—1776 гг., в 7-ми частях); С. составил продолжение этих "лекций" и издал в 1782 г. в Лейпциге в 3-х частях. За ученые труды избран был в члены Российской академии. Скончался митрополит С. 5-го января 1796 г. на 66-м году от рождения.


О. Рождественский, "Самуил Миславский, митрополит Киевский", Труды Киев. Дух. Акад., 1876 и 1877 гг. — Филарет, "Обзор", кн. II. — Митр. Евгений, "Словарь Историч.", т. II. — "Духовный Дневник", 1865 г., № 2.


Здр.


{Половцов}





Самуил Миславский


(в миру Симеон) — духовный писатель (1731—1796). Сын священника, воспитанник Киевской духовной академии, С. в той же академии был сначала преподавателем, потом ректором. На кафедре он держался метода Амоса Коменского и философских систем Вольфа и Бакмейстера. Его "Латинская грамматика", изданная в 1765 г., долго считалась лучшим руководством. Составленная им в бытность ректором инструкция вводила определенный порядок во внешней и внутренней жизни академии. С 1768 г. С. занимал разные епископские кафедры; с 1783 г. был митрополитом Киевским. В этом сане он явился деятельным проводником преобразовательных идей Екатерининского времени. Он ввел изучение русского языка и русской словесности, признавая образцовым писателем Ломоносова; включил в программу академии общеобразовательные предметы (математику, историю и географию), забытые инструкцией 1763 г.; усилил преподавание новых языков, жертвуя на это свои личные средства; ввел обучение рисованию и музыке. Учено-литературные труды С.: "Учитель веры: догматы православной веры", на латинском и русском яз. (Киев, 1760), "Историческое описание Киевской лавры", с описанием гор. Киева (Киев, 3 изд.: 1799, 1801, 1804), "Увещательное поучение новому викарию епископу Виктору", важное в церковно-историческом отношении (М., 1786) и др. Напечатано также несколько речей его, в том числе: "О силе, правилах и выгодах в законе содержащихся" (М., 1776), "О великих предметах учреждений имп. Екатерины II" (СПб., 1777), "О истинном преимуществе града Киева, которым он может хвалиться пред другими" (М., 1786). Переписка С. с игуменом Иаковом напечатана в "Киевских епархиальных ведомостях" за 1857 г. Ср. Рождественский, "Митрополит Киевский, Самуил Миславский" (Киев, 1877); Серебренников, "Киевская академия со второй половины XVIII в." (Киев, 1897).


В. Р—в.


{Брокгауз}





Самуил Миславский


(Симеон Григорьевич) — митрополит Киевский и Галицкий.


Родился 24 мая 1731 года в селе Полошки Глуховского полка в семье священника.


В 1742 году поступил в Киевскую духовную академию.


12 апреля 1754 года пострижен в монашество; 25 ноября рукоположен во иеродиакона.


По окончании духовной академии оставлен преподавателем при ней.


6 января 1756 года рукоположен во иеромонаха.


7 ноября 1757 года назначен префектом Киевской духовной академии и преподавателем философии.


С 1 сентября 1759 года исполнял обязанности ректора Киевской духовной академии.


16 января 1761 года возведен в сан архимандрита Киево-Братского Богоявленского монастыря и назначен членом консистории.


12 августа 1768 года переведен в Киевский Николаевский Пустынный монастырь.


28 декабря 1768 года хиротонисан во епископа Белгородского и Обоянского.


8 1769 году он разработал новую инструкцию о порядке, методах и объеме преподавания в каждом учебном классе Харьковского коллегиума. Получили признание при епископе Самуиле и "прибавочные" классы коллегиума, к которым так неблагосклонно отнесся его предшественник епископ Порфирий (Крайский, 11768). Особое значение преосвященный Самуил придавал изучению иностранных языков в этих классах. Не имея преподавателей иностранных языков, он послал на свой счет двух наиболее способных студентов в Германию для изучения немецкого языка и подготовил к преподаванию его в коллегиуме.


Французский язык преподавал в коллегиуме преподаватель-француз. С ним был заключен договор, и он готовил способных студентов в преподаватели французского языка.


Вместе с изучением иностранных языков было обращено внимание и на более тщательное изучение русского языка, т. к. до этого времени он изучался очень мало, уступая место господствующему тогда в школах латинскому языку. Епископ Самуил изменил существовавшее положение и введением новой инструкции возвысил русский язык над латинским.


С изменением и усовершенствованием учебного процесса епископ Самуил заботился и о хозяйственном благоустройстве коллегиума, а особенно находящегося при нем сиропитательного дома. Этот дом был предметом постоянных его забот. Он построил для него новое здание на средства паствы и свои личные.


Уделяя главное внимание коллегиуму, преосвященный Самуил не отказывался и от подготовительных братских школ, открытых епископом Петром (Смеличем, † 1744), но ко времени служения преосвященного Самуила прекративших свое существование. По просьбам духовенства епископ Самуил разрешил вновь открыть подготовительные школы, и не только в прежних, но и в других местах. Причем, разрешая открывать школы, он требовал, чтобы они имели направление славяно-российское.


Однако, несмотря на существование в епархии учебных заведений, образованного духовенства не хватало. Особенно печально было то, что и образованные священники нерадиво относились к своим обязанностям, почти не проповедовали в храмах слово Божие. Такое нерадение священства к исполнению важной обязанности их звания глубоко огорчало архипастыря, и он был вынужден строгими требованиями возбуждать их к просветительской деятельности. При епископе Самуиле была расширена архиерейская власть по отношению к приходскому духовенству, т. е. выборное начало в приходах стало терять свою силу.


Возвышая свою власть над духовенством, епископ Самуил в то же время всегда был близок к нему, особенно к бедным духовного звания.


Деятельность преосвященного Самуила коснулась и монашеской жизни. Во избежание нареканий на монашество, он своим указом от 24 апреля 1769 года запретил монахам занимать должности приказчиков и управителей в монастырских имениях и рекомендовал назначать на эти должности людей светских, достойных и способных к выполнению порученного дела. Вторым указом епископ Самуил запретил без излишней надобности выдавать отпуска монахам. Со строгостью преследовал архипастырь показное, лицемерное благочестие и самочиние в духовной жизни, ведущие к соблазнам среди простого народа. В то же время он благосклонно относился к благочестивым народным религиозным обычаям и оказывал при необходимости свое содействие. Так, когда из-за ссоры двух монастырей был запрещен крестный ход с иконой Знамения Божией Матери, в котором местные жители находили для себя духовное утешение, преосвященный Самуил обратился в 1770 году в Святейший Синод с прошением возобновить совершение крестного хода. Это прошение при нем удовлетворено не было, и крестный ход стал совершаться вновь только в 1790 году.


24 сентября 1771 года епископ Самуил переведен на Крутицкую кафедру и назначен присутствующим Синодальной конторы.


С 16 сентября 1771 года по 20 января 1775 года управлял Московской епархией.


С 17 февраля 1775 года — член Святейшего Синода, в том же году 17 июля награжден алмазной панагией.


С 17 марта 1776 года — епископ Ростовский и Ярославский.


22 сентября 1777 года возведен в сан архиепископа.


22 сентября 1783 года возведен в сан митрополита Киевского и Галицкого.


С 10 апреля 1786 года — священноархимандрит Киево-Печерской лавры.


Скончался 5 января 1796 года. Погребен в усыпальнице Святой Софии, устроенной в Успенском приделе Софийского собора.


Оценивая личность митрополита Самуила, можно сказать, что это всесторонне образованный богослов, искусный и тонкий диалектик, образцовый проповедник, замечательный лингвист, свободно изъяснявшийся на латинском, польском и французском языках и излагавший свои мысли на немецком и греческом языках; гуманный, правдивый, отзывчивый на все доброе, твердый, смелый и настойчиво проводивший намеченные им цели. Со знанием дела он нес свои архипастырские обязанности, стремился завести лучшие порядки в епархиях, которые занимал, возвысить их благоустройство. Заботился о просвещении духовенства и о повышении его нравственного уровня. Памятником его забот о духовенстве служили основанные им в 1776 году училища в Ростове и Угличе и заложенный дом для духовной семинарии. Он учредил должность благочинных, составил им инструкцию, поднял дело церковной проповеди, снабдил церкви богослужебными и другими полезными книгами, заботился и о материальном благосостоянии духовенства, освободив его от некоторых сборов.


Митрополит Самуил много потрудился и на миссионерском поприще. Им было обращено в Православие более двух миллионов жителей Волыни и Подолии.


Преосвященный Самуил вел праведную жизнь.


За ученые труды был избран членом Российской академии наук.


Труды:


Латинская грамматика. — Киев, 1765. Догматы православной веры (на лат. и рус). — Киев


— 1760.


Увещательное поучение новому викарию епископу Виктору.


Историческое описание Киевской лавры. — Киев, 1799,1801,1804.


Права и преимущества малороссийского духовенства (рукопись лаврской библиотеки). Начальные трактаты богословских лекций Феофана Прокоповича (изд. в Кенигсберге и Москве в 1773—1776 гг.).


Слово на день вступления на престол императрицы Екатерины. — М., 1768. Слово на 21 декабря 1768 года. — СПб., 1769. Слово о силе, правилах и выгодах, в Законе Божием содержащихся. — М., 1776.


Слово о великих предметах учреждений Екатерины. — СПб., 1777; М., 1778. Слово при первом служении в Киеве 1784 г. — М., 1786. Речи:


Императрице Екатерине в Москве. — М., 1775; Императрице Екатерине при посещении Данилова монастыря. — М., 1775; Императрице Екатерине в Киеве. — Киев, 1787. Слово на Рождество Христово в 1757 году (в рукописи).


Слово на преподобного Феодосия в 1758 году (в рукописи).


Переписка с игуменом Иаковом // Киевские ведомости. — 1857.


Инструкция с расписанием, когда какие предметы преподавать в академии // История Киевской академии, с. 129—130.


Литература:


Рождественский Ф. Самуил (Миславский), митрополит Киевский (с 70 письмами, напечатанными с рукописей Киево-Софийского собора и Киевской консистории). — Киев, 1877. Поселянин Е. Русские подвижники XIX века. Историко-биографические очерки Е. Поселянина. — 3-е изд. — СПб., 1910, с. 49. Погожев Е. Н. Идеалы христианской жизни // Е. Поселянин. — СПб., 1913, с. 202. Шемякин В. И. Москва, ее святыни и памятники. — М., 1896, с. 91.


Захарченко М. М. Киев теперь и прежде [988— 1888]. — Киев, 1888, с. 117,196,199. Эдинг Б. Н. Ростов Великий, Углич. Памятники художественной старины. — М., изд. Кнебель, [1914], с. 128.


Евгений (Болховитинов), митрополит. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской Церкви: в 2 т. — СПб., 1827. — Т. 2, с. 279—280. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1403, 1404,1418.


Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1871 гг.). — М., 1872, № 123. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 8,19, 22, 334, 634,1038.


Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 40.


Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1895 гг.). — СПб., 1896, № 123.


Бекетов П. П. Портреты именитых мужей Российской Церкви с приложением их краткого жизнеописания. — М., 1843, с. 45, 46. Старческие советы некоторых отечественных подвижников благочестия XVIII-XIX вв. — М., изд. Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, 1913, с. 208.


Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. — 3-е изд. — СПб., 1884, с. 375—377. Труды Киевской духовной академии. — 1870, сентябрь, с. 488.


— 1874, март, с. 3; август, с. 406. — 1884, октябрь, с. 286—300. — 1885, май, с. 122—140. Православный собеседник. — Казань, 1909, июль-август, с. 210; ноябрь, с. 599. Исторический вестник. — СПб., 1885, октябрь, с. 95. — 1906, январь, с. 304. Известия по Казанской епархии. — 1879, № 20, с. 590. — 1883, № 23, 24, с. 786. Русская старина. — СПб., 1870—1918; 1871, апрель, с. 653—655.


— 1876, февраль, с. 458; май, с. 49. Духовный дневник. — Харьков, 1864—1866; 1865, № 2.


Письма Киевского митрополита Евгения Болховитинова к В. Г. Анастасевичу // Русский архив. — М., 1889. — Кн. 2, с. 375. Разговор с митрополитом Филаретом // Русский архив. — М., 1889. — Кн. 2, с. 462. Скворцов Н. Московский Кремль // Русский архив. — М., 1893. — Кн. 3, с. 14. Лебедев А. Архиепископ Иаков Вечерков // Русский архив. — М., 1916. — Кн. 1, с. 182. Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний // Под ред. С. Н. Южакова: в 20 т. — СПб., 1900—1905. — Т. 17, с. 35.


Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911. — Т. 2, с. 1243; т. 10, с. 606—607.


Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 2, с. 1329, 2403. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907. — Т. 28-а, с. 247.


Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913. — Т. 18, с. 178—179.





Самуил Миславский


— Митрополит Киевский и Галицкий, Архимандрит Киево-Печерской Лавры и Член Св. Синода и Российской Академии, родился в Малороссийском городе Глухове 24 мая 1731 года и при крещении наименован Симеоном; с детства обучался в Киевской Академии, а по окончании наук принял монашество в Киево-Софийском Монастыре 12 Июня 1754 года и проходил постепенно в Академии разные учительские звания. В 1756 году 6 Января посвящен в Иеромонахи; с 7 Ноября 1757 года был там Префектом и философии—а с 4 Сентября 1759 года—богословия учителем при звании Префекта. 10 Февраля 1762 года посвящен в Архимандрита Киево-Братского Монастыря и определен ректором Академии, Членом Киевской Консистории; а богословие преподавал до вакации 1764 года; потом паки с 1766 по 1768 год; а в сем году Указом от 12 Августа переведен в Пустынно-Николаевский Монастырь, и в ту же осень вызван в С.-Петербург на чреду Священнослужения, где 28 Декабря того же года хиротонисан в Епископа Белоградского; в 1771 году Сентября 24 переведен в Москву на Крутицкую Епархию и ему поручено было доканчивать обновление Московских Соборов. 17 Февраля 1775 года пожалован в Члены Св. Синода; 17 Марта 1776 года переведен в Ростовскую Епархию, и там 1777 года Сентября 22 пожалован Архиепископом; а 1783 года Сентября 22 Митрополитом в Киевскую Епархию с предоставлением ему и титула Члена Св. Синода; 1786 года Апреля 10 пожалован титулом Архимандрита Киево-Печерской Лавры; скончался в Киеве 1796 года Января 5, будучи 65 лет от рождения.


В бытность еще учителем латинского языка в Киевской Академии, он издал Пирскую Латинскую Грамматику, для употребления учителей и учеников, напечатана в Киеве в 1765 г. в 8 долю листа, а будучи ректором и учителем богословия, он там же издал на латинском и русском языках Догматы Православныя Веры Кафолическия и Апостольския Церкви Восточныя первейшие и к верованию ради поучения вечнаго спасения самонужнейшие и проч., напечатаны в листе 1760 г. Он отыскал начальные Трактаты Богословских лекций Феофана Прокоповича и их издал в Кенигсберге и Москве с 1773 до 1776 гг. в VII частях; а продолжение этих лекций по методу Феофана сам сочинил и тем окончил весь курс его Догматической Богословии, который потом совокупно с Феофановыми начальными, исправленными однако трактатами, издал в Лейпциге в 1782 г. в 3-х частях в 8 долю листа. После книга сия Н.Н. Бантышем-Каменским для российских семинарий еще дважды была напечатана в Лейпциге же. Он нашел также несколько неизданных Латинских Писем Феофановых и вместе с прежде изданными в 1743 г. напечатал в 1776 г. в Москве в 8 долю листа; также исправил латинский трактат Адама Зерникава О происхождении Св. Духа и своим иждивением напечатал в Кенигсберге в 1774 г. в 4 долю листа в 2-х томах, с присовокуплением Коридалова Письма к Софронию Початскому, ректору Киевскому, о том же предмете. Из Поучений его и речей приветственных Императрице напечатано несколько в 1768, 1769, 1775, 1777 и 1787 гг. в С.-Петербурге, Москве и Киеве. Из них три его Поучения, говоренные в 1775, 1777 и 1778 гг., переведены на греческий, латинский и немецкий языки и напечатаны в Москве. Для Киевской Академии он завел при Лавре Русскую Гражданскую типографию, в которой первая книга в 1787 г. напечатана была его Поздравительные речи Государыне Императрице Екатерине II, бывшей тогда в Киеве.


{Болховитинов}





Самуил Миславский


(до постр. Симеон) — митрополит киевский и галицкий; род. в Глухове, 24 мая 1734 г., † в Киеве, 1796 г. 5 янв.; учился в Киевской академии и с 1759 г. был префектом, а с 1762 г. ректором, архимандритом Киевобратского и Пустынно-Николаевского мон., 28 дек. 1768 г. рукоположен в епископа белогородского; с 1771—76 г. епископ крутицкий и ростовский 1776—83 г.; с 1777 г. архиепископ, писатель.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008