Самуил

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

САМУИЛ
испрошенный от Бога) — имя трех лиц: Чис 34:20 — сын Аммиуда. Он был назначен представлять колено Симеоново, к которому принадлежал при разделе земли Обетованной при Моисее. 1Пар 7:2 — сын Фолы и князь колена Иссахарова. 1Цар 1:20, 2:11, Деян 3:24, Евр 11:32 и др.

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

САМУИЛ
полулегенд. израильский жрец, пророк и «судья», последний вождь израильского плем. союза; передал власть первому царю Израильско-Иудейского царства — Саулу. Жил, согл. преданию, во 2-й пол. 11 в. до н.э. Позднейшая жреч. традиция приписыв. С. антимонархич. тенденции «народоправства».

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Самуил
Самуил (Samuel) (11 в. до н.э.), великий израильский пророк, последний из судей израильских. При С. была установлена наследственная царская власть. Во время владычества филистимлян в Израиле С., обладавший верховным авторитетом, призвал свой народ к борьбе с ними. После победы над филистимлянами С. помазал на царство Саула, к-рый стал первым царем Израиля. Саул пожелал также исполнять и обязанности первосвященника, тогда. С. был вынужден тайно помазать на царство др. царя - Давида.

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999

САМУИЛ
1. (г. рожд. не уст. - ум. 1014) - царь Западно-Болгарского царства (997-1014). Укрепил внутр. положение Зап.-Болг. царства и значительно расширил его терр. 2. полулегендарный израильский жрец, пророк и "судья", последний вождь израильского плем. союза; передал власть первому царю Израильско-Иудейского царства - Саулу. Жил, согласно преданию, во 2-й пол. 11 в. до н.э. Позднейшая жреческая традиция приписывала С. антимонархич. тенденции "народоправства".

Лит.: Хрестоматия по истории Др. Востока, М., 1963, с. 291-93; Гельцер М. Л., Проблема образования гос-ва на древнем Бл. Востоке, "ВИ", 1964, No 1.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Самуил
пророк и судья израильский. Его история подробно изложена в Первой книге Царств. Самуил вместе с Гадом и пророком Нафаном написал Первую и Вторую книги Царств (Первая книга Паралипоменон, 29, 29–30). Судивший народ израильский с самых юных лет Самуил скончался двумя годами раньше Саула, первого царя израильского, и был оплакан всем Израилем. Пророк Самуил во всех отношениях является образцом всего, что есть хорошего в умах и сердцах человека. С самого юного возраста он был привязан к Господу, постоянно служил в храме, был благочестивым, любезным и кротким, за что приобрел в глазах Божьих особое благоволение. Повзрослев, пророк оправдал все надежды народа, возложенные на него, как на судью израильского. Кроме того, Самуил был «мужем молитвы» и всегда получал ответ на свои ходатайства пред Богом. Пророк Иеремия ставит его в один ряд с Моисеем и Аароном. Кроме того, пророк Самуил стоит в ряду тех ветхозаветных пророков, которые возвещали людям исполнение веры во Христе (Деяния апостолов, 3, 24).

Источник: Православная энциклопедия.

Самуил
имя Бога)-а) (Чис 34.20)-сын (потомок) Аммиуда, представитель колена Симеонова среди участников раздела земли;
б) сын Елканы, левита из рода Каафа, и Анны, рожденный по обету его матери и отданный ею на служение Господу на всю его жизнь (1Ц 1.11,20,26-28). Свое служение он начал при Илии в Силоме. Там явился ему Господь, он услышал Его голос и стал Его пророком (1Ц 3.19-21). Позже он переселился в Раму, построил там жертвенник и оттуда обходил и судил Израиля (1Ц 7.16-17). Ковчег во все дни жизни Самуила находился в Кириафиариме. Состарившись, Самуил поставил судьями своих сыновей (1Ц 8.1-2), но они не ходили его путями и народ потребовал себе царя. Хотя это требование не понравилось Самуилу, он по слову Божию помазал им в царя Саула. В 1Ц 12 Самуил подводит итог своей деятельности и предостерегает Израиля и его царя от непослушания Господу и своеволия. Но именно за эти грехи Саул был отвергнут и Господь повелел престарелому Самуилу помазать в царя Давида-младшего сына Иессея. Самуил, судя по 1Ц 19.20 организовал пророческую школу. В 1Пар 29.29 упоминается о том, что он оставил некоторые записи о делах Давида. Умер Самуил, по-видимому, за несколько лет до гибели Саула (1Ц 25.1; 28). Самуил во все дни своей жизни был полностью предан Господу (Иер 15.1; Евр 11.32) и оставался мужем молитвы (1Ц 12.23; Пс 98.6);
в) (1Пар 7.2)-аналог. Иахмай.

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

Самуил

(в миру Степан) — монах, дьячок одной из тамбовских церквей, как человек чуткий к вопросам жизни и неспособный удовлетворяться одним разглагольствием о них, представляет собою характерное явление для культурной истории Петровской эпохи. Какой-то монах Савва преподал ему распространенное в то время учение об антихристе, который воцарился в лице Петра Великого, "потому что владеет сам один, и патриарха нет, а то его печать, что бороды брить и у драгунов раскаты". Вследствие этого Степан перестал ходить в церковь. Духовник его еще более усилил его сомнения, рассказав такой случай: "как мы бывали на Воронеже в певчих, то певали пред государем и в компании, проклинали изменников кой-каких; однажды дошел разговор до Талицкого, и государь говорил: “какой он вор Талицкий! Уж и я по его антихрист! О Господи! уже и я антихрист пред Тобою”". Передавая этот эпизод, духовник выражался неопределенно, так что Петр действительно мог представляться антихристом. Те же впечатления вынес Степан из чтения Кирилловой книги и из разговора с какой-то бабой, видевшей царицу Евдокию, которая будто бы говорила о Петре: "это не мой царь, иной выше". Под влиянием этих рассказов Степан постригся под именем Самуила в Трегуляевском Тамбовском монастыре. Ожидая гонения на монастыри, он собирался "уйти в горы". А между тем монах Филарет сообщил ему, что Петр сын Лефорта, а монах Никодим подтвердил, что Петр предтеча антихристов. Находясь в Воронеже, С. подбросил в неизвестный двор письмо, что Петр антихрист; а после этого услыхал, что царь сидит в заточенье в Стокгольме. Запрещение читать Ефремову книгу и Соборник и некоторые распоряжения Духовного регламента о монахах окончательно привели С. в отчаяние: он бежал, но был пойман и посажен на цепь. Во время вторичного побега к казакам он встретился с каким-то попом, который называл Петра "имперетером": "людей-де перетерли". Но здесь же, у казаков, чтение Увета Духовного и Пращицы оказало такое действие на С., что он возвратился в православие. По указу Синода, как молодой монах, С. был отправлен для ученья в Богоявленский монастырь в Москве. Тягости этого школьного обучения, а также известие, что бывшая его жена вышла за кого-то замуж, снова возбуждают ропот С. Он порицает Духовный регламент, и в бессильной ярости, чтобы как-нибудь облегчить себя, стал писать на клочках бумаги бранные слова против преобразователя, когда того уже не было в живых. Одну такую бумажку нашли, признали руку С. и взяли его в Тайную канцелярию. С. откровенно изложил дело, клялся, что писал не для того, чтобы пустить в народ, но ради покоя совести. Его казнили смертью.


Соловьев, История России, т. ХVIII, гл. 3. — Его же, статья в Православном Обозрении, 1860 г., № 7.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Самуил
Шамуэль. Самуил, т. е. услышан Богом (испрошенный у Бога) 1) Сын Елканы и Анны, живших в Рамафаим-Цофиме, городе колена Ефремова. Его набожная мать, испросившая его у Господа, дала обещание посвятить его в назореи Господу; еще ребенком он был отведен ею в святилище в Силом, где вырос под наблюдением Илия и участвовал в служении при святилище (1 Цар 1:2 и дал.). В юных годах он был призван Господом на служение посредством ночного видения, во время которого Господь открыл ему о наказании, ожидающем Илия и его дом (1 Цар. 3 гл ). Часто повторяющиеся от Господа откровения утвердили его призвание; и весь Израиль узнал, «что Самуил удостоен быть пророком Господним» (1 Цар. 3:20). После смерти Илия Самуил сделался судьею и, благодаря его влиянию, израильтяне уничтожили своих идолов (7:3 и дал.) и, собравшись на войну, поразили филистимлян (7:7 и дал.). Самуил судил народ во все дни своей жизни (7:15), из года в год он ходил и обходил Вефиль, и Галгал, и Массифу, и судил Израиля (7:16 и дал.). В Раме, его родном городе, Самуил построил жертвенник и исполнял обязанности священника, молился за народ и совершал жертвоприношения, хотя и не был священником (7:5 и дал.). Торжественное празднование Пасхи, которое устроил Самуил, жило в воспоминании летописцев еще несколько столетий (2 Пар 35:18) При наступлении старости он поставил своих сыновей и Авию судьями над Израилем. Развращенность этих сыновей и страх народа перед аммонитским царем Маасом заставили израильтян просить Самуила поставить им царя (1 Цар. 8:2 и дал.; 12:12). Такая просьба не понравилась Самуилу, однако Господь велел ему исполнить их желание, ознакомив предварительно народ с требованиями, которые царь имеет право предъявить к их личности и имуществу. Выслушав от Самуила «права царя» (8:9 и дал.), народ все-таки стал настаивать на исполнении своего желания. Тогда Самуил помазал над ними царем Саула, сына Кисова (1 Цар. 9:1,10). Потом он созвал общенародное собрание в Массифе, где выбор Саула был утвержден (1 Цар. 10:20 и дал ). Самуил записал права царя в книгу и положил ее «пред Господом» (10:25). После победы Саула над аммонитянами Самуил еще раз утвердил посвящение нового царя торжественным жертвоприношением в Галгале (11:14 и дал.). Затем старец Самуил в торжественной прощальной речи подверг оценке свою неподкупною деятельностью по отношению к народу во все время руководства им от самой юности; предостерег их и нового царя от непослушания Богу; по их просьбе он обещал продолжать до своей смерти молиться за них и учить их доброму пути (12:1,5,19,23). Во время царствования Саула Самуил являлся строгим опекуном царя: он обличал его за непослушание (1 Цар. 13:9, 13), за пощаду Агага и за амаликитянскую добычу (15:9,25). Когда Самуил едва не упал духом, наблюдая заблуждения царя Саула, Господь послал его помазать царем Давида вместо Саула (16-1 и дал.). Самуил продолжал свою пророческую деятельность в Раме, где ему пришлось принять один раз бежавшего Давида (1 Цар. 19:18 и дал.). Когда он умер, все израильтяне собрались оплакивать его и похоронили его в Раме, в его доме (1 Цар. 25:1). Несчастный Саул искал свидания с ним после его смерти, при помощи волшебницы в Аэндоре (1 Цар. 28 гл.). Память пророка Самуила свято чтилась в Израиле. Современники называли его мужем Божиим», «человеком уважаемым», обращались к нему, как к прозорливцу, чтобы через него вопрошать Бога (1 Цар. 9:6 и дал.). В Пс. 98:6 и Иер. 15:1 он упоминается рядом с Моисеем и Аароном, и в Деян. 3:24; 13:20 он называется пророком (Срав. Евр. 11:32. По I Пар. 26:28 он посвятил различные дары для дома Господня и по 1 Пар. 9:22 он вместе с Давидом поставил привратников у дверей святилища. Самуил является основателем и руководителем пророческих школ, что видно из 1 Цар. 10:5; 10:20; кроме того он оставил исторические записи в делах Давида (1 Цар. 29:29). О старости Самуила и о числе лет его деятельности, Священное Писание ничего не говорит. Из того, что он был в преклонных годах при воцарении Саула (1 Цар 8:1) и что прожил значительную часть сорокалетнего царствования Саула, видно, что он дожил до глубокой старости. По Иосифу Флавию, Самуил до воцарения Саула был судьею только 12 лет.

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
196.79 кб

Британские коммерсанты в России петровского времени: деятельность компании «Ральф Робинсон Самуил Га

Репин Николай Николаевич
Рассматривается предпринимательская деятельность британских купцов Ральфа Робинсона и Самуила Гартсайда в России в переломный период ее истории Петровское время.
Читать PDF
205.42 кб

Государственные контролеры - Александр Аггеевич Абаза, Самуил Алексеевич Грейг

Читать PDF
306.15 кб

Самуил Фейнберг, Александр Черепнин и Александр Мосолов: из истории отечественного инструментального

Реченко Мария Владимировна
Объектом статьи стал отечественный инструментальный концерт 20-30 годов ХХ века. Автор рассматривает этапы становления жанра и более подробно останавливается на сочинениях А. Черепнина, С. Фейнберга и А.
Читать PDF
309.11 кб

Самуил Кур. Понять Чурлёниса

Галинская И. Л.
Читать PDF
845.44 кб

Самуил Адливанкин - детский иллюстратор

Воронина Екатерина Аркадьевна
В статье впервые собрана и проанализирована книжная графика советского художника Самуила Адливанкина (1897-1966), которая открывает его с новой стороны, в качестве интересного детского иллюстратора.
Читать PDF
255.70 кб

САМУИЛ МАРШАК (1887-1964)

Кулешов Евгений Витальевич
Читать PDF
97.77 кб

Самуил Аронович Кугель всегда на переднем крае

Васильев Ю. С.
Читать PDF
93.23 кб

Самуил Аронович Кугель — драгоценный сплав искренности и достоинства

Пигров К. С.
Читать PDF
294.21 кб

"И ТОЧНО МНОГО ЛЕТ ОН МНЕ ЗНАКОМ". МАКСИМ ГОРЬКИЙ И САМУИЛ МАРШАК НА ФОНЕ ЭПОХИ

Де Флорио Джулия
В статье рассматривается история взаимоотношений М. Горького и С. Я. Маршака с первых дореволюционных встреч и до последнего разговора в Крыму весной 1936 г., за несколько месяцев до смерти Горького.
Читать PDF
161.95 кб

В гостях у Самуила Яковлевича маршака (вводный урок по теории драмы на примере пьесы «12 месяцев»)

Медведева Светлана Александровна
Читать PDF
1.13 мб

История изучения церковнославянского перевода трактата «Учителя Самуила обличение»

Зяблицына Наталья Александровна
Работа представляет собо.й обзор мнений о церковнославянском переводе средневекового трактата “Rationes breves magni rabi Samuelis iudaei nati”. Авторство перевода стало предметом научной дискуссии, начавшейся на рубеже XIX–XX вв.
Читать PDF
378.99 кб

«Дело» профессора Самуила горловского (1896-1936)

Брачев Виктор Степанович
Первая в литературе научная биография историка-германиста второй половины 1920-х начала 1930-х годов Самуила Сауловича Горловского (1896-1936). Рассмотрены основные вехи жизненного пути С.С.

Похожие термины:

  • Самуил, 1812—15 г

    строитель Белогостицкого мон., ярослав. еп. {Половцов}
  • Самуил, 1659 г

    игум. Николаевского Тиханова мон., костр. еп. {Половцов}
  • Самуил, 1697 г

    игум. Воскресенского полоцкого мон., могил. еп. {Половцов}
  • Самуил, 1703 г

    строитель Осинского Преображ. мон. {Половцов}
  • Самуил, 1705 г

    игум. Троицкого Черноезерского мон. {Половцов}
  • Самуил, 1706—1707 г

    архим. Николаевского старого мон., в Москве. {Половцов}
  • Самуил, 1718 г

    игум. Оранского мон., нижегород. еп. {Половцов}
  • Самуил, 1755—1756 г

    строитель Пустынно-Николаевского самарского мон. {Половцов}
  • Самуил, 1784 г

    строитель Оранского нижегор. мон. {Половцов}
  • Самуил, 1790 г

    строитель шкловского Воскресенского мон. {Половцов}
  • Самуил, с 1800 г

    строитель Бобренева (Старо-Голутв.) мон.; † 1829 г. {Половцов}
  • Самуил, 1813 г

    строитель Борковской Троицк. пуст., владимир. еп. {Половцов}
  • Самуил, 1810 г

    архим. Успенского Тихвина мон., новг. еп.; † окт. 1828. Дополнение: Самуил, 1805 г. архиманд. псковской Никандровой пустыни; 10 февр. 1810 г. архиманд. Успенского тихвинск. мон., уволен 29 сент. 1823 г.; † 9 октября 18
  • Самуил, 1836 г

    игумен Псково-Печерского мон. {Половцов}
  • Самуил, 1811—19 г

    строитель Никольского Старо-ладожского мон. {Половцов}
  • Самуил, 1820—31 г

    игум. Вознесенской Седмиезерн. пуст., казан. еп. {Половцов}
  • Самуил, 1836—42 г

    архим. Троицкого Киренск. мон., иркутской еп. {Половцов}
  • Самуил, 1830—53 г

    архим. Троицкого Чебоксар. мон., казан. еп. {Половцов}
  • Самуил, 1842—55 г

    Спасского мон., в г. Якутске. {Половцов}
  • Самуил, 1658—59 г

    игум. Крестовоздвиж. мон., под Полтавою. {Половцов}