САМУИЛ
испрошенный от Бога) — имя трех лиц: Чис 34:20 — сын Аммиуда. Он был назначен представлять колено Симеоново, к которому принадлежал при разделе земли Обетованной при Моисее. 1Пар 7:2 — сын Фолы и князь колена Иссахарова. 1Цар 1:20, 2:11, Деян 3:24, Евр 11:32 и др.
Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990
САМУИЛ
полулегенд. израильский жрец, пророк и «судья», последний вождь израильского плем. союза; передал власть первому царю Израильско-Иудейского царства — Саулу. Жил, согл. преданию, во 2-й пол. 11 в. до н.э. Позднейшая жреч. традиция приписыв. С. антимонархич. тенденции «народоправства».
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Самуил
Самуил (Samuel) (11 в. до н.э.), великий израильский пророк, последний из судей израильских. При С. была установлена наследственная царская власть. Во время владычества филистимлян в Израиле С., обладавший верховным авторитетом, призвал свой народ к борьбе с ними. После победы над филистимлянами С. помазал на царство Саула, к-рый стал первым царем Израиля. Саул пожелал также исполнять и обязанности первосвященника, тогда. С. был вынужден тайно помазать на царство др. царя - Давида.
Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999
САМУИЛ
1. (г. рожд. не уст. - ум. 1014) - царь Западно-Болгарского царства (997-1014). Укрепил внутр. положение Зап.-Болг. царства и значительно расширил его терр.
2. полулегендарный израильский жрец, пророк и "судья", последний вождь израильского плем. союза; передал власть первому царю Израильско-Иудейского царства - Саулу. Жил, согласно преданию, во 2-й пол. 11 в. до н.э. Позднейшая жреческая традиция приписывала С. антимонархич. тенденции "народоправства".
Лит.: Хрестоматия по истории Др. Востока, М., 1963, с. 291-93; Гельцер М. Л., Проблема образования гос-ва на древнем Бл. Востоке, "ВИ", 1964, No 1.
Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976
Самуил
пророк и судья израильский. Его история подробно изложена в Первой книге Царств. Самуил вместе с Гадом и пророком Нафаном написал Первую и Вторую книги Царств (Первая книга Паралипоменон, 29, 29–30). Судивший народ израильский с самых юных лет Самуил скончался двумя годами раньше Саула, первого царя израильского, и был оплакан всем Израилем. Пророк Самуил во всех отношениях является образцом всего, что есть хорошего в умах и сердцах человека. С самого юного возраста он был привязан к Господу, постоянно служил в храме, был благочестивым, любезным и кротким, за что приобрел в глазах Божьих особое благоволение. Повзрослев, пророк оправдал все надежды народа, возложенные на него, как на судью израильского. Кроме того, Самуил был «мужем молитвы» и всегда получал ответ на свои ходатайства пред Богом. Пророк Иеремия ставит его в один ряд с Моисеем и Аароном. Кроме того, пророк Самуил стоит в ряду тех ветхозаветных пророков, которые возвещали людям исполнение веры во Христе (Деяния апостолов, 3, 24).
Источник: Православная энциклопедия.
Самуил
имя Бога)-а) (Чис 34.20)-сын (потомок) Аммиуда, представитель колена Симеонова среди участников раздела земли;
б) сын Елканы, левита из рода Каафа, и Анны, рожденный по обету его матери и отданный ею на служение Господу на всю его жизнь (1Ц 1.11,20,26-28). Свое служение он начал при Илии в Силоме. Там явился ему Господь, он услышал Его голос и стал Его пророком (1Ц 3.19-21). Позже он переселился в Раму, построил там жертвенник и оттуда обходил и судил Израиля (1Ц 7.16-17). Ковчег во все дни жизни Самуила находился в Кириафиариме. Состарившись, Самуил поставил судьями своих сыновей (1Ц 8.1-2), но они не ходили его путями и народ потребовал себе царя. Хотя это требование не понравилось Самуилу, он по слову Божию помазал им в царя Саула. В 1Ц 12 Самуил подводит итог своей деятельности и предостерегает Израиля и его царя от непослушания Господу и своеволия. Но именно за эти грехи Саул был отвергнут и Господь повелел престарелому Самуилу помазать в царя Давида-младшего сына Иессея. Самуил, судя по 1Ц 19.20 организовал пророческую школу. В 1Пар 29.29 упоминается о том, что он оставил некоторые записи о делах Давида. Умер Самуил, по-видимому, за несколько лет до гибели Саула (1Ц 25.1; 28). Самуил во все дни своей жизни был полностью предан Господу (Иер 15.1; Евр 11.32) и оставался мужем молитвы (1Ц 12.23; Пс 98.6);
в) (1Пар 7.2)-аналог. Иахмай.
Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998
Самуил
(в миру Степан) — монах, дьячок одной из тамбовских церквей, как человек чуткий к вопросам жизни и неспособный удовлетворяться одним разглагольствием о них, представляет собою характерное явление для культурной истории Петровской эпохи. Какой-то монах Савва преподал ему распространенное в то время учение об антихристе, который воцарился в лице Петра Великого, "потому что владеет сам один, и патриарха нет, а то его печать, что бороды брить и у драгунов раскаты". Вследствие этого Степан перестал ходить в церковь. Духовник его еще более усилил его сомнения, рассказав такой случай: "как мы бывали на Воронеже в певчих, то певали пред государем и в компании, проклинали изменников кой-каких; однажды дошел разговор до Талицкого, и государь говорил: “какой он вор Талицкий! Уж и я по его антихрист! О Господи! уже и я антихрист пред Тобою”". Передавая этот эпизод, духовник выражался неопределенно, так что Петр действительно мог представляться антихристом. Те же впечатления вынес Степан из чтения Кирилловой книги и из разговора с какой-то бабой, видевшей царицу Евдокию, которая будто бы говорила о Петре: "это не мой царь, иной выше". Под влиянием этих рассказов Степан постригся под именем Самуила в Трегуляевском Тамбовском монастыре. Ожидая гонения на монастыри, он собирался "уйти в горы". А между тем монах Филарет сообщил ему, что Петр сын Лефорта, а монах Никодим подтвердил, что Петр предтеча антихристов. Находясь в Воронеже, С. подбросил в неизвестный двор письмо, что Петр антихрист; а после этого услыхал, что царь сидит в заточенье в Стокгольме. Запрещение читать Ефремову книгу и Соборник и некоторые распоряжения Духовного регламента о монахах окончательно привели С. в отчаяние: он бежал, но был пойман и посажен на цепь. Во время вторичного побега к казакам он встретился с каким-то попом, который называл Петра "имперетером": "людей-де перетерли". Но здесь же, у казаков, чтение Увета Духовного и Пращицы оказало такое действие на С., что он возвратился в православие. По указу Синода, как молодой монах, С. был отправлен для ученья в Богоявленский монастырь в Москве. Тягости этого школьного обучения, а также известие, что бывшая его жена вышла за кого-то замуж, снова возбуждают ропот С. Он порицает Духовный регламент, и в бессильной ярости, чтобы как-нибудь облегчить себя, стал писать на клочках бумаги бранные слова против преобразователя, когда того уже не было в живых. Одну такую бумажку нашли, признали руку С. и взяли его в Тайную канцелярию. С. откровенно изложил дело, клялся, что писал не для того, чтобы пустить в народ, но ради покоя совести. Его казнили смертью.
Соловьев, История России, т. ХVIII, гл. 3. — Его же, статья в Православном Обозрении, 1860 г., № 7.
{Половцов}
Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008
Самуил
Шамуэль. Самуил, т. е. услышан Богом (испрошенный у Бога) 1) Сын Елканы и Анны, живших в Рамафаим-Цофиме, городе колена Ефремова. Его набожная мать, испросившая его у Господа, дала обещание посвятить его в назореи Господу; еще ребенком он был отведен ею в святилище в Силом, где вырос под наблюдением Илия и участвовал в служении при святилище (1 Цар 1:2 и дал.). В юных годах он был призван Господом на служение посредством ночного видения, во время которого Господь открыл ему о наказании, ожидающем Илия и его дом (1 Цар. 3 гл ). Часто повторяющиеся от Господа откровения утвердили его призвание; и весь Израиль узнал, «что Самуил удостоен быть пророком Господним» (1 Цар. 3:20). После смерти Илия Самуил сделался судьею и, благодаря его влиянию, израильтяне уничтожили своих идолов (7:3 и дал.) и, собравшись на войну, поразили филистимлян (7:7 и дал.). Самуил судил народ во все дни своей жизни (7:15), из года в год он ходил и обходил Вефиль, и Галгал, и Массифу, и судил Израиля (7:16 и дал.). В Раме, его родном городе, Самуил построил жертвенник и исполнял обязанности священника, молился за народ и совершал жертвоприношения, хотя и не был священником (7:5 и дал.). Торжественное празднование Пасхи, которое устроил Самуил, жило в воспоминании летописцев еще несколько столетий (2 Пар 35:18) При наступлении старости он поставил своих сыновей и Авию судьями над Израилем. Развращенность этих сыновей и страх народа перед аммонитским царем Маасом заставили израильтян просить Самуила поставить им царя (1 Цар. 8:2 и дал.; 12:12). Такая просьба не понравилась Самуилу, однако Господь велел ему исполнить их желание, ознакомив предварительно народ с требованиями, которые царь имеет право предъявить к их личности и имуществу. Выслушав от Самуила «права царя» (8:9 и дал.), народ все-таки стал настаивать на исполнении своего желания. Тогда Самуил помазал над ними царем Саула, сына Кисова (1 Цар. 9:1,10). Потом он созвал общенародное собрание в Массифе, где выбор Саула был утвержден (1 Цар. 10:20 и дал ). Самуил записал права царя в книгу и положил ее «пред Господом» (10:25). После победы Саула над аммонитянами Самуил еще раз утвердил посвящение нового царя торжественным жертвоприношением в Галгале (11:14 и дал.). Затем старец Самуил в торжественной прощальной речи подверг оценке свою неподкупною деятельностью по отношению к народу во все время руководства им от самой юности; предостерег их и нового царя от непослушания Богу; по их просьбе он обещал продолжать до своей смерти молиться за них и учить их доброму пути (12:1,5,19,23). Во время царствования Саула Самуил являлся строгим опекуном царя: он обличал его за непослушание (1 Цар. 13:9, 13), за пощаду Агага и за амаликитянскую добычу (15:9,25). Когда Самуил едва не упал духом, наблюдая заблуждения царя Саула, Господь послал его помазать царем Давида вместо Саула (16-1 и дал.). Самуил продолжал свою пророческую деятельность в Раме, где ему пришлось принять один раз бежавшего Давида (1 Цар. 19:18 и дал.). Когда он умер, все израильтяне собрались оплакивать его и похоронили его в Раме, в его доме (1 Цар. 25:1). Несчастный Саул искал свидания с ним после его смерти, при помощи волшебницы в Аэндоре (1 Цар. 28 гл.). Память пророка Самуила свято чтилась в Израиле. Современники называли его мужем Божиим», «человеком уважаемым», обращались к нему, как к прозорливцу, чтобы через него вопрошать Бога (1 Цар. 9:6 и дал.). В Пс. 98:6 и Иер. 15:1 он упоминается рядом с Моисеем и Аароном, и в Деян. 3:24; 13:20 он называется пророком (Срав. Евр. 11:32. По I Пар. 26:28 он посвятил различные дары для дома Господня и по 1 Пар. 9:22 он вместе с Давидом поставил привратников у дверей святилища. Самуил является основателем и руководителем пророческих школ, что видно из 1 Цар. 10:5; 10:20; кроме того он оставил исторические записи в делах Давида (1 Цар. 29:29). О старости Самуила и о числе лет его деятельности, Священное Писание ничего не говорит. Из того, что он был в преклонных годах при воцарении Саула (1 Цар 8:1) и что прожил значительную часть сорокалетнего царствования Саула, видно, что он дожил до глубокой старости. По Иосифу Флавию, Самуил до воцарения Саула был судьею только 12 лет.
Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868