Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово (итал. Basilica di Sant´Apollinare Nuovo) — ранехристианская базилика в Равенне (Италия). Построена в конце V — начале VI веков остготским королем Теодорихом Великим. В базилике сохранились многочисленные мозаики, часть из которых датируется временем ее основания. В 1996 году базилика в составе раннехристианских памятников Равенны была включена в число объектов Всемирного наследия.
История базилики
Базилика, изначально посвященная Христу Спасителю, была построена королем Теодорихом на рубеже V - VI веков. После завоевания Равенны императором Юстинианом I все культовые здания ариан перешли к православным и базилику в 561 году переосвятили в честь святого Мартина Турского, прославившегося обличением арианского вероучения. После этого, мозаики на арианские темы были частью переложены, частью зачернены (как гласит предание, это было сделано по требованию папы Григория Великого).
В 856 году в базилику из Сант-Аполлинаре-ин-Классе были перенесены мощи покровителя Равенны святого Аполинария и храм был переосвящен в честь этого святого и получил свое настоящее название Сант-Аполлинаре-Нуово. В X - XI веках к храму была пристроена колокольня, в XVI веке — мраморный фронтон. В 1748 году мощи святого Аполлинария были возвращены на свое изначальное место в Классе, но базилика сохранила свое посвящение и название.
Архитектурные особенности
Внешний вид храма является типичным для ломбардской постройки: кирпичные стены расчленены пилястрами и сдвоенными окнами. Фасад, имевший ранее квадрипортик (замкнутую со всех сторон паперть) в настоящее время украшен мраморным портиком. Пристроенная к храму цилиндрическая колокольня является типичной для равеннских кампанил: оконные проемы имеют прогрессию створок — от одной до трех.
Базилика имеет три нефа, разделяемых колонадой из 24-х мраморных колонн с коринфскими капителями и греческими буквами. Размеры базилики 42 на 21 метр. Из-за небольших размеров храма пространство боковых нефов сливается с центральным, чему способствует широкий шаг колонн. Центральный неф завершается барочной апсидой, предваряемой широким пресбитерием, отреставрированным в 1986 году.
Внутренее убранство
Интерьер базилики пышно украшен ранневизантийскими мозаиками, расположенными в три яруса. Создание мозаичного комплекса относится к эпохе Теодориха, в нем участвовали различные мастера. В 60-х годах VI века мозаики были частично переложены, чтобы изжить память об остготских правителях Равенны. Академик В.Н. Лазарев отмечает, что мозаики базилики «обнаруживают дальнейший отход от эллинистическо-римского наследия, что во многом сближает их с памятниками восточного, главным образом сиро-палестинского круга». Переложенные мозаики менее интересны, чем теодориховские; среди них выделяется портрет императора Юстиниана, который ряд исследователей считает портретом короля Теодориха.
От храма Теодориха кроме мозаик сохранился и ряд предметов скульптурного убранства: резной престол и сень из порфира, преграда перед престолом с изображениями виноградной лозы, павлина и креста, а оборот преграды украшен барельефом с Даниилом в львином рву. В центре главного нефа сохранился амвон византийского типа, созданный в VI веке.
Евангельские сюжеты
Верхний ряд стен центрального нефа украшают мозаики, созданные на основе сюжетов Нового Завета. На северной (левой) стене помещены 13 сцен чудес Христовых, а на южной (правой) 13 изображений Страстей Христовых (без сцены распятия). Впервые в византийском искусстве евангельские сцены размещаются не в хронологическом порядке, а в той последовательности как они вспоминаются в богослужебном чине. Во всех сценах число действующих лиц сведено к минимуму, а архитектура и пейзажи лишь слегка обозначены либо отсутствуют совсем.
Создание этих мозаик относится к эпохе Теодориха, что подтверждается их примитивностью, ориентированностью на переднюю плоскость т.е. иконография библейских сцен находится на стадии становления. В ценах чудес искусствоведы отмечают благостное и умиротворенное выражение лица Иисуса, контрастирующее со страдальческим ликом в сценах Страстей на противоположенной стене.
Пророки и святые
Под евангельскими сюжетами находятся изображения пророков и святых, разделяемых оконными проемами. Их фигуры помещены выше горизонтального фриза, отделяющего средний ярус стен от нижнего, что вместе фигурами птиц и травой под ногами должно формировать мотив райского бытия святых. Фигуры одеты в белоснежные одежды, лица отличаются индивидуальными чертами, но отсутствие надписей не позволяет однозначно идентифицировать персонажей.
Процессия мучеников
На южной стене центрального нефа помещено монументальное изображение процессии мучеников. Шествие начинается от здания, подписанного как Palatium, которое отождествляется с дворцом короля Теодориха. Возглавляет процессию святой Мартин Турский, которому в прошлом была посвящена базилика. В процессии участвует 26 святых, среди которых по подписям можно определить архидиакона Лаврентия, диакона Викентия, римских пап Климента, Корнилия и Сикста II. Фигуры святых разделяются пальмами, по цветочному полю, держа в руках свои мученические венцы, процессия подходит к сидящему на троне Иисусу Христу, окруженному четырьмя ангелами. В руке Христа находится скипетр, до 560-х годов на его месте была книга, раскрытая на словах: «Ego sum Rex gloriae» (Аз есмь Царь славы).
Как показали исследования, эта мозаика была переделана в 60-х годах VI века. Изначально в процессии участвовали фигуры самого Теодориха и его придворных, которых несколько святых представляли Иисусу. Также изменению подверглась мозаика с изображением палат Теодориха. Исследователи считают, что на фоне центральной арки дворца ранее находилась фигура Теодориха, а во фронтоне — группа из трех фигур: Теодорих на коне посреди богинь городов Рима и Равенны.
Процессия мучениц
Расположена на северной стене центрального нефа и представляет собой процессию из 22-х мучениц выходящих из равеннского порта Классе (Civitas Classis) по направлению к престолу Богородицы, держащей на коленях младенца Христа. Из мучениц по подписям можно определить фигуры Кикилии, Анастасии Узорешительницы, Агнии, Агафии, Виктории, Евфимии и Иустины. Все святые держат в руках мученические венцы, композиция аналогична шествию мучеников (фигуры разделены пальмами, под ногами цветочное поле). Во главе процессии изображены волхвы, приносящие свои дары Христу. Их фигуры заменили изображение жены короля Теодориха.
Особый интерес представляет мозаика с изображением порта в Классе, созданная в тот период когда порт еще существовал. Исследователи полагают, что на стенах порта изначально помещались фигуры представителей остготской знати, уничтоженные при переделке мозаик.