САПГИР

Найдено 1 определение
САПГИР
Генрих Вениаминович (1928, Бийск, Алтайский край – 1999, Москва), русский писатель. В раннем детстве переехал в Москву. Перед Великой Отечественной войной учился в литературной студии поэта А.А. Альвига. В 1944 г. познакомился с поэтом и художником Е. Л. Кропивницким, который стал для Сапгира духовным учителем и литературным наставником. Во второй пол. 1950-х гг. вокруг художника О. Я. Рабина, жившего в подмосковном поселке Лианозово, складывается «лианозовская группа» – неформальное объединение писателей (И. Холин, Вс. Некрасов) и живописцев (Е. и Л. Кропивницкие, В. Кропивницкая, О. Потапова, В. Немухин, Н. Вечтомов и др.); участником ее стал и Сапгир. Первая неофициальная публикация Сапгира в СССР состоялась в самиздатовском машинописном журнале «Синтаксис» (1959), за границей печатался с 1968 г. В России до 1989 г. издавались только его стихотворения для детей.
Сапгир – автор поэтических циклов «Голоса» (1958–62), «Люстихи», «Псалмы» (оба – 1965–66), «Элегии» (1967–70), «Сонеты на рубашках»» (1975–89), «Черновики Пушкина» (1980-е); повести «Дядя Володя», романов «Сингапур» и «Армагеддон», рассказов. Сапгир написал несколько книг для детей: «Первое знакомство» (1960), «Сказки» (1961), «Нарисованное солнце» (1962), «Ау» (1963), «Звездная карусель» (1964), «Здравствуй» (1965), «Леса-чудеса» (1967); «Карманный фонарик» (1978); «Полосатые стихи» (1991), «Принцесса и людоед» (1996), сценарии к мультипликационным фильмам «Лошарик», «Паровозик из Ромашково», «Принцесса и людоед». Переводил еврейского поэта Овсея Дриза, немецких поэтов. Его стихи переведены на английский, французский, польский, словацкий и др. языки. Творчество Сапгира отличается исключительным стилевым разнообразием. Он использует приемы авангардистской поэтики, изображая абсурдный быт, оживляя мертвые предметы. Сапгир – мастер подражаний (преимущественно иронических) авторам разных эпох.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
118.99 кб

Наследники Хлебникова. 1. Генрих Сапгир

Орлицкий Юрий Борисович
Генрих Вениамиинович Сапгир (1928-1999) выдающийся русский поэт конца ХХ в., представитель неоавангардистского направления. Сапгир неоднократно писал, что одним из своих учителей считает Хлебникова.
Читать PDF
643.49 кб

НАСЛЕДНИКИ ХЛЕБНИКОВА: ГЕНРИХ САПГИР, ГЕННАДИЙ АЙГИ, АЛЕКСАНДР КОНДРАТОВ, СЕРГЕЙ БИРЮКОВ

Орлицкий Юрий Борисович, Павловец Михаил Георгиевич
В статье рассматриваются литературная практика и теоретическая рефлексия по поводу личности и творчества выдающего русского поэта начала ХХ в.
Читать PDF
0.00 байт

Поэзия г. Сапгира в хоровом творчестве Ю. Евграфова

Шашлова Е. Г.
Рассматривается проблема преемственности музыкального воплощения современной поэзии в хоровом творчестве. Анализ проводится на примере некоторых особенностей творческого пересечения музыки московского композитора Ю.
Читать PDF
0.00 байт

Традиции рубаи О. Хайяма в «Стихах для перстня» г. Сапгира

Водолеева М. П.
Традиция стихотворных переводов рубаи О. Хайяма достаточно развита как в европейской, так и в русской литературе. В 1950-х годах переводами стихотворений О.
Читать PDF
0.00 байт

Международная научная конференция восьмые сапгировские чтения «Двенадцать лет без Сапгира (русская п

Губайдуллина А. Н.
Читать PDF
234.64 кб

"свое" и "чужое" в цикле г. Сапгира "Этюды в манере Огарева и Полонского" : к проблеме "романизации"

Константинова Светлана Леонидовна
Читать PDF
0.00 байт

Поэтика абсурда в русской литературной традиции XX века (на материале лирики г. Сапгира)

Двойнишникова Мария Павловна
Анализируются традиции русской авангардной поэзии начала XX века на примере лирики представителя «лианозовской школы» Г.
Читать PDF
0.00 байт

Эффект «Киноглаза» («Глаза-кинокамеры») в поэзии Генриха Сапгира

Константинова Светлана Леонидовна
Кинематографичность как одна из составляющих поэтики Г. Сапгира рассматривается сквозь призму обращения к приему «киноглаза» («глаза-кинокамеры»), прослеживаемого на протяжении всего творчества поэта.
Читать PDF
0.00 байт

«Пространственно-временной сдвиг» в поэтическом цикле Генриха Сапгира «Этюды в манере Огарёва и Поло

Леушина О.В.
В статье рассматривается лирический цикл Г. Сапгира «Этюды в манере Огарёва и Полонского» как «пространственно-временной сдвиг».

Похожие термины:

  • Сапгир, Кира Александровна

    (урожденная Гуревич; р. 6. 06. 1940) Род. в Москве. Окончила Московский институт иностр. языков (1969). Работала редактором переводов в ТАСС (1968—70), переводчиком в Московском архитектурном институте (1970—74),