(сцен. псевд. Сараджев, Сараджини) [1(13).5. 1879, г. Сигнах Тифлис. губ., ныне Сигнахи — 11.11.1924, Тифлис] — арт. оперы (лирико-драм. тенор), камерный певец и арт. кино. Нар. арт. ГССР (1923). Род. в семье педагога. С 1888 жил в Тифлисе, где до 1895 учился в гимназии. В 1897— 1900 солист нар. хора п/у С. Кавсадзе, с 1898 одновременно обучался игре на виолончели в Тифлис. муз. уч-ще. Выступал в концертах вместе с З. Палиашвили. С 1903 обучался пению в Петербурге, сначала у И. Прянишникова, затем у А. Панаевой-Карцовой. В том же году впервые выступил в концерте, в к-ром исп. груз. песню "Урмули" ("Аробная"); с тех пор часто принимал участие в груз. вечерах-концертах. В 1906 дебютировал в партии Альфреда ("Травиата") на сцене петерб. Итал. оперной антр. А. Церетели, где выступал с Я. Вай-дон-Королевич, Т. Руффо и Л. Кавальєри. Осенью того же года с большим успехом выступил в Тифлисе в операх "Евгений Онегин", "Травиата", "Фа-уст" и "Риголетто". В 1906— 08 совершенствовался в вокальном искусстве в Милане у проф. Кастелано. В 1908 дебютировал в милан. т-ре "Ла Скала", затем выступал в Турине, Парме, Триесте, Париже, Ницце (здесь его слушал писатель А. Куприн). Брюсселе и в городах Германии (под псевд. Сараджини). Исп. в концертах рус. и груз. нар. песни. В Италии установились дружеские отношения с Т. Руффо (жил у него), Э. Джиральдони и Ф. Шаляпиным. С 1908 пел в петерб. Итал. труппе (антр. У. Гвиди; партнеры О. Баронат и Э. Джиральдони). Позднее гастролировал в Тифлисе (1914), Саратове, Москве, Петербурге (вместе с Дж. Ансельми), Киеве, Харькове, Кисловодске. В 1915—16 пел в труппе И. Палиашвили, с к-рой гастролировал в Екатеринбурге, Перми, Хабаровске, Благовещенске. Чите, Якутске, Омске, Томске. В 1916— 17 солист Бакин. оперы, с 1918 — Тифлис. оперного т-ра. Обладал сильным, красивым "чарующего" тембра голосом (современники сравнивали его с голосом А. Мазини), актер, талантом, имел яркую сцен. внешность. В манере исп. сочетались традиции рус. вокальной школы, итал. "бель канто" и характерные черты груз. вокального искусства. Изв. режиссер Н. Боголюбов писал: "Я прожил долгую жизнь, полную разнообразных событий, но впечатление от голоса, от фигуры, от игры, от выразительных глаз этого певца не исчезло до сих пор! Стройный, горячий, как молодой арабский конь. Сараджев вносил с собой на сцену темперамент своей солнечной родины; его голос, теплый и будто немного усталый, возбуждал у слушателя те ощущения, которые возникают при чтении знаменитого стихотворения французского поэта Поля Верлэна "Осенняя песнь", где каждый звук, каждое слово равноценны музыке. В полную силу его талант раскрылся много позднее, когда он обессмертил себя исполнением партии Абессалома в опере "Абессалом и Этери" Палиашвили". Создатель нац. стиля вокального исполнительства. Репертуар включал св. 35 партий.
1-й исп. партий в груз. классических операх: Шота ("Сказание о Шота Руставели"), Ясона ("Кристинэ"), Малхаза ("Даиси"; последняя роль певца). Лучшие партии: Ленский. Альфред ("Травиата"), Герцог ("Риголетто"), Хозе ("Кармен"), Рауль. Надир, Коте, Абесалом (один из первых исп.; в этой роли его запечатлел скульптор Н. В. Долидзе). Др. партии: Владимир Игоревич. Синодал, Берендей. Индийский гость, Герман ("Пиковая дама"): Альмавива ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Фауст ("Фауст"), Ромео ("Ромео и Джульетта"), Фра-Дьяволо. Джеральд, Вильгельм Мейстер, Радамес, Каварадосси, Пинкертон, Кавалер де Грие ("Манон"), Вальтер ("Нюрнбергские мейстерзингеры"). Лоэнгрин. Партнеры: О. Бахуташвили-Шульгина, Н. Ван-Брандт, Э. Джиральдони, А. Инашвили, Л. Кавальєри, Л. Липковская, Ф. Мухтарова. Е. М. Попова. Пел п/у И. Палиашвили, С. Столермана.
В концертах исп. первые груз. романсы М. Баланчивадзе. Д. Аракишвили и груз. нар. песни. Талант певца высоко ценили Ф. Шаляпин, Л. Собинов, Н. Боголюбов.
Записывался на грампластинки ("Граммофон". 1912); архив. записи 1915 — "Мелодия". 1985.
Создан скульптурный портрет арт. в роли Абе-салома (автор — Н. Долидзе) — в ГЦММК.
В 1923 С снимался в роли Яго в немом кинофильме "Отец-убийца".
Имя певца присвоено Тбилис. конс. (1947).
Лит.: Шавгулидзе Г. В. Дни и годы Тифлисского оперного театра. — Тбилиси, 1936. С. 36— 37; Кутатели А. Абесалом и Этери: Новелла о певце Вано Сараджишвили. — Тбилиси, 1939; Бухникашвили Г. Вано Сараджишвили // Заря Востока (Тбилиси). 1939. 12 ноября; Хучуа П. Любимый народом певец// Там же. 1954 ноября; Его ж е. Тбилисский Государствечный ордена Ленина театр оперы и балета им. З. П. Палиашвили: Краткий очерк. — Тбилиси 1958. С. 92—93; Туския И. Великий певец: К 80-летию со дня рождения В. Сараджишвили / / Заря Востока (Тбилиси). 1959. ЗО апр.; Коридзе В. Выдающийся грузинский певец: К 80-летию со дня рождения Вано Сараджишвили // Батум. рабочий. 1959. 30 апр.; Мачавариани Е. Грузинский Орфей // Веч. Тбилиси. 1960. 21 ноября; Грузии сыны: Сб. — М" 1961. С. 324—343; Кашмадзе Ш. Е. Вано Сараджишвили. — Тбилиси, 1963 (на груз, яз.); Цинцабадзе Ц. Соловей Грузии // Сов. Аджария. 1964. 12 ноября; Боголюбов Н. Н.* Шестьдесят лет в оперном театре: Воспоминания режиссера. — М., 1967. С. 115; Квалиашвили М. Г. По трудному пути: Воспоминания. — Тбилиси, 1969. С. 26. 59—65; 89. 103. 104, 109. 112—115; Иванишвили Д. Любовь, названная песней//Веч. Тбилиси. 1970. 21 окт: Шенгелиа Л. Вано Сараджишвили. — Тбилиси, 1972 (на груз. яз.); Горгидзе М. Ф. Грузины в Петербурге: Страницы летописи культурных связей. — Тбилиси, 1976. С. 243; все архив. материалы —в Театр. музее Грузии (Тбилиси).