Саргаринская (Саргаринско-Алексеевская) культура
Саргаринская (Саргаринско-Алексеевская) культура
археол. культура эпохи бронзы. Назв. по комплексу пам. в урочище Саргары на р. Жабай у г. Атбасара Акмолинской обл. Входит в общность культур валиковой керамики, занимает тер. степной и частично лесостепной полосы между рр. Урал и Обь, датируется XIII (XII)-IX (VIII) вв. до н.э. С.К. сформировалась на базе федоровской культуры андроновской культ.-ист. общности под влиянием черкаскульской, карасукской и ирменской культур, к-рые определили ее локальные особенности. Выделена С.Я.Зданович. В развитии С.К. определяются три этапа: ранний (XIII-XII вв. до н.э.), развитый (XII-X вв. до н.э.) и финальный (IX-VIII вв. до н.э.). Пос. имеют пл. от 0,5-6 до 30-150 тыс. кв. м. Планировка: одно- и двухрядовая вытянутая вдоль берега и кучевая с ц. площадкой. Жилища иногда группируются в блоки из трех и более построек. Преобладают крупные жилища пл. до 200-400 кв. м, есть небольшие хоз. и жил. постройки в 25-50 кв. м. Жилища полуземляночной каркасной конструкции. Наиб. выразительный признак С.К. - керамика. На первом этапе она имеет переходный характер. Федоровские традиции проявляются в форме и декоре. Сохраняются простые элементы узора: "елочка", зигзаг, каннелюры, вдавления, флажковые композиции, появляется валик. Керамика второго этапа имеет три осн. формы: высокие горшки с шир. горловиной и разл. профилировкой шейки, узкогорлые высокие горшки и слабопрофилированные сосуды низких пропорций. Узор из одного-двух элементов выполнен нарезкой, реже гребенчатым штампом, состоит из поясков насечек, "сеточки", "елочки", каннелюр, вдавлений, ногтевых защипов, жемчужин, редко - зигзаг, заштрихованные треугольники и ромбы. 10-40% посуды имеют валик, на отд. сосудах - налепные шишечки. Керамика третьего этапа "донгальская". Форма сосудов горшечная, элементы орнамента: узкий высоко поднятый валик, гладкий или рассеченный нарезками (иногда два валика), жемчужины, "елочка", редко насечки по венчику. Осн. х-ва С.К. являлось скотоводство отгонного типа с небольшой амплитудой кочевания. Осн. стада составляли овцы (козы) и лошади (60-80%), остальное - крупный рогатый скот. Земледелие носило подсобный характер, преобладало огородничество, возможно полеводство с системой орошения лиманного и арычного типов. Для обработки почвы использовалась тягловая сила животных. Роль охоты и рыболовства незначительна. Развитие произв. базировалось на металлургии бронзы. Расцвет С.К. связан с шир. освоением меднорудных и оловянистых месторождений Казахстана и Алтая. На Юж. У. рудная база находилась в кризисном состоянии, а мет. произв. было ориентировано на вост. сырье. Металлические изделия отливались в каменных и глиняных литейных формах (одно и двухстворчатых). Наряду с изделиями общеевроп. форм, распространены изделия специфические: тесла с уступом, однолезвийные ножи с выделенной рукоятью и ножи с кольцевым навершием. Мн. орудий из камня: кайлы, молоты, терочники, песты, куранты, молотки разл. размеров, наковальни, мотыги, скребла, лощила. Наборы орудий свидетельствуют о высоком уровне развития ремесел - гончарного, косторезного, деревообработки, ткачества. Могильники С.К. датируются развитым этапом С.К. Преобладают захоронения в ящиках или цистах, в оградах и без них. Положение погребенных скорченно на пр. или лев. боку (преобладают), на спине, сидя. Ориентировка головой чаще на С.-З., С. и С.-В. Особое место занимают "мавзолеи" - крупномасштабные сооружения из неск. вписанных друг в друга прямоугольных оград-стен. С.К. завершает андроновскую линию развития культур бронзового века. Ее носители приняли участие в сложении кочевых культур Юж. У. и Казахстана, а также внесли вклад в формирование оседлых культур раннего железного века Зауралья и Зап. Сибири. Лит.: Зданович С.Я. Саргаринская культура - заключительный этап бронзового века в Северном Казахстане. Автореф. дисс. ... канд. ист. наук. М., 1979; Потемкина Т.М. Бронзовый век лесостепного Притоболья. М., 1985. Зданович С.Я.