пожиратель мяса — гроб, небольшая гробница из дерева, камня и другого материала, нередко украшенная росписью, скульптурой.
САРКОФАГ
САРКОФАГ
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Саркофаг
греч. sarkophagos, букв. – пожиратель мяса) – гроб, небольшая гробница из дерева, камня и других материалов, нередко украшенный росписью, скульптурой.
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
САРКОФАГ
продолгов. ящик из дерева, камня, глины и т.п. для погребения мертвых. С. использ. египтянами, на Крите (С. в Агиа Триада), на греч. востоке (клазоменские С., ликийские С., С. сатрапов), в Финикии (С. Александра), в Этрурии с 6 по 1 в. до н.э. У римлян С. были распростр. со 2 в. н.э. (ранее — в виде исключения). Рим. С. нередко были украшены изображ. на миф. темы, сценами охоты, сражений, дионисийскими сюжетами и т.д. или же просто орнаментами (гирлянды, узоры). В раннехрист. иск-ве убранство С. непосредств. ориентир. на рим. образцы.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
САРКОФАГ
(греч. sarkophagos — пожиратель мя-са) — гроб, небольшая гробница, в широком смысле — любой архитектурно и художественно оформленный гроб. Особенно примечательные саркофаги сооружа-лись в Древнем Египте. Они состояли из нескольких саркофагов, сложенных друг в друга, а внутри находи-лась мумия. Этруски помещали на своих саркофагах фигуру умершего на крышке. Эллинистические, древ-неримские и раннесредневековые саркофаги украша-лись рельефами и архитектурным декором. В эпоху Возрождения саркофаги часто становились центром композиции торжественного надгробия, куда входили также рельефы и круглая скульптура.
Саркофаг
(греч. Sarkophagos — пожиратель мяса), продолговатый ящик из дерева, камня, глины и т. п. для погребения мертвых. С. использовались египтянами, на Крите (С. в Агиа Триада), на греч. востоке (клазоменские С, ликийские С, С. сатрапов), в Финикии (С. Александра), в Этрурии с 6 по 1 в. до н. э. У римлян С. были распространены со 2 в. н. э. (ранее — в виде исключения). Рим. С. нередко были украшены изображениями на мифологич. темы, сценами охоты, сражений, дионисийскими сюжетами и т. д. или же просто орнаментами (гирлянды, узоры). В раннехристианском искусстве убранство С. непосредственно ориентировано на рим. образцы. В эпоху итал. Ренессанса и барокко С. часто становился центром композиции торжеств, надгробия.
Источник: Словарь античности. 1989
Саркофаг
гр. пожирающий плоть)
место упокоения, гроб, каменный, деревянный, золотой, украшенный рельефами или расписной. Др.-египет. С. имели антропоморфную форму, причем неск. С. могли вставляться один в другой. Др.-гр. С. нередко приобретали форму храма. Наиб, известные из них происх. из Сидона (в т. ч. - т. н. «Саркофаг Александра»). Особ, сложными по декорации были др.-рим. С., прямоугольные или овальные, заключавшие в рельефах своих стенок целую аллегорическую программу.
Лит.: Акимова Л. И. Саркофаг с дионисийскими сценами из собрания ГМИИ имени А. С. Пушкина//Музей-7. М., 1987. С. 112- 123.
Д.М.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
место упокоения, гроб, каменный, деревянный, золотой, украшенный рельефами или расписной. Др.-египет. С. имели антропоморфную форму, причем неск. С. могли вставляться один в другой. Др.-гр. С. нередко приобретали форму храма. Наиб, известные из них происх. из Сидона (в т. ч. - т. н. «Саркофаг Александра»). Особ, сложными по декорации были др.-рим. С., прямоугольные или овальные, заключавшие в рельефах своих стенок целую аллегорическую программу.
Лит.: Акимова Л. И. Саркофаг с дионисийскими сценами из собрания ГМИИ имени А. С. Пушкина//Музей-7. М., 1987. С. 112- 123.
Д.М.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
САРКОФАГ
• Sarcoph?gus,
??????????,
1. камень, с примесью квасцового сланца, который выкапывали и ломали при Ассе в Мизии, имевший будто то свойство, что ускорял разложение, почему им выкладывали гробы. Plin. 2, 98. 36, 17. Таких гробов находится еще много при Ассе;
2. в переносном значении всякий другой каменный гроб. Самые древние каменные гробы или саркофаги суть египетские, сделанные из известкового камня, реже из базальта или мрамора, обыкновенно украшенные внутри и снаружи иероглифами и изображениями, относившимися к культу. Самые большие и самые красивые состоят из красного или черного гранита; в них хоронили царей или жрецов. В Афинах часто находили гробы, вытесанные в скале и покрытые каменной крышкой, также сделанные из глиняных кирпичей; в Этрурии же встречались особенно длинные гробы из жженой земли, на крышках которых были изображены во весь рост похороненные в них люди. Часто встречаются при этих гробах также урны. Римские саркофаги были четырехугольные ящики с рельефными изображениями и ставились на могилах. Искусство воспользовалось этими каменными гробами для самых разнообразных изображений из области религии, мифологии и сказаний о героях; особенно часто встречаются изображения из цикла мифов о Дионисе и Прометее; часто также попадаются изображения охоты, состязаний, битв, триумфальных шествий и других сцен. С этими каменными гробами как по своему назначению, так и по форме очень сходны египетские ящики для мумий, т. е. деревянные вместилища для набальзамированных трупов. Именно египетские мумии не покоились прямо в саркофагах, но клались в ящики из дерева сикоморы (египетской смоковницы) или в особенного рода обертку из клеенчатого холста. Эти вместилища были как раз пригнаны к телу, но лицо, вырезанное на крышке, не представляло покойника, а Осириса или Изиду. Этими масками обозначали пол покойного. Кроме того, эти ящики покрывались также гипсом, окрашивались внутри и снаружи красками и покрывались иероглифами или иератическим письмом. Живописные изображения относились обыкновенно к похоронным обрядам и к великим божествам подземного царства; особенной роскошью отличались шейные и нагрудные украшения, испещренные разными красками; под этими украшениями до самых ног, снабженных пестрыми повязками и сандалиями, находятся фигуры и иероглифы. Часто эти погребальные ящики клали один в другой и даже в третий, но все они внутри и снаружи покрыты бесчисленными фигурами, надписями, цветами и другими украшениями, исполненными богатейшим набором красок.
??????????,
1. камень, с примесью квасцового сланца, который выкапывали и ломали при Ассе в Мизии, имевший будто то свойство, что ускорял разложение, почему им выкладывали гробы. Plin. 2, 98. 36, 17. Таких гробов находится еще много при Ассе;
2. в переносном значении всякий другой каменный гроб. Самые древние каменные гробы или саркофаги суть египетские, сделанные из известкового камня, реже из базальта или мрамора, обыкновенно украшенные внутри и снаружи иероглифами и изображениями, относившимися к культу. Самые большие и самые красивые состоят из красного или черного гранита; в них хоронили царей или жрецов. В Афинах часто находили гробы, вытесанные в скале и покрытые каменной крышкой, также сделанные из глиняных кирпичей; в Этрурии же встречались особенно длинные гробы из жженой земли, на крышках которых были изображены во весь рост похороненные в них люди. Часто встречаются при этих гробах также урны. Римские саркофаги были четырехугольные ящики с рельефными изображениями и ставились на могилах. Искусство воспользовалось этими каменными гробами для самых разнообразных изображений из области религии, мифологии и сказаний о героях; особенно часто встречаются изображения из цикла мифов о Дионисе и Прометее; часто также попадаются изображения охоты, состязаний, битв, триумфальных шествий и других сцен. С этими каменными гробами как по своему назначению, так и по форме очень сходны египетские ящики для мумий, т. е. деревянные вместилища для набальзамированных трупов. Именно египетские мумии не покоились прямо в саркофагах, но клались в ящики из дерева сикоморы (египетской смоковницы) или в особенного рода обертку из клеенчатого холста. Эти вместилища были как раз пригнаны к телу, но лицо, вырезанное на крышке, не представляло покойника, а Осириса или Изиду. Этими масками обозначали пол покойного. Кроме того, эти ящики покрывались также гипсом, окрашивались внутри и снаружи красками и покрывались иероглифами или иератическим письмом. Живописные изображения относились обыкновенно к похоронным обрядам и к великим божествам подземного царства; особенной роскошью отличались шейные и нагрудные украшения, испещренные разными красками; под этими украшениями до самых ног, снабженных пестрыми повязками и сандалиями, находятся фигуры и иероглифы. Часто эти погребальные ящики клали один в другой и даже в третий, но все они внутри и снаружи покрыты бесчисленными фигурами, надписями, цветами и другими украшениями, исполненными богатейшим набором красок.