САРТР
САРТР
Жан-Поль (1905–1980) — французский писатель и драматург, философ-экзистенциалист. Философские рассуждения Сартра об абсурдности и непозна-ваемости бытия, об извечном одиночестве и отчаянии человеческого существования сочетались с провозгла-шением «морали действия и решающего выбора», как он сам называл свое учение. Основные положения экзистенциализма были воплощены в романе «Тошнота» (1938), сборнике рассказов «Стена» и в трактате «Бытие и небытие» (1938). Внутренне опустошенный герой Сартра испытывает чувство тревоги, страха, тоски, то состояние «тошноты», за которым следует открытие подлинного «существования», завершающего «выбор пути». Для героя романа «Тошнота» - это решение создать книгу, в которой отсутствовала бы реальная жизнь. Участие Сартра в Движении Сопротивления в годы второй мировой вой-ны заставило писателя пересмотреть свое отношение к проблеме «свободы выбора» и человеческой активности. Герой романа «Дороги свободы» (1945–1949) наиболее полно выявляется в ситуациях на грани жизни и смерти, когда он должен сделать моральный выбор, выбрать свой вариант поведения и начать «действовать без надежды на успех». Конфликт характеров у Сартра заменен кон-фликтом моральных позиций. В его романах почти нет действия, показаны лишь духовное состояние героев, их отчаяние, тревога, сомнения, воспроизведенные через «поток сознания». В философско-политических драмах Сартра, основанных на его «теории ситуаций», провозглашается историческая ответственность человека за свою судьбу и поступки перед другими людьми, пафос действия, направленного против фашизма в прошлом и настоящим («Мертвые без погребения», 1946; «Затворни-ки из Альтоны», 1959 и др.)
САРТР
Sartre) Жан Поль (1905, Париж – 1980, там же), французский писатель и философ. После смерти отца воспитывался в семье деда, в среде академической интеллигенции (автобиографическая повесть «Слова», 1964). Окончив Эколь Нормаль (Париж, 1929), в 1933–34 гг. в Берлине изучал современную немецкую философию и создал атеистический экзистенциализм, в центре которого проблема личности, ее самосознания и поведения в абсурдном, необъяснимом мире. Трагический аспект экзистенциализма Сартра заключается в переживании разрыва между безнадежно затерянной мыслящей личностью, влачащей бремя своей свободы и духовной ответственности, и природой и обществом, выступающими как хаотическая и необъяснимая, абсурдная сила: философский роман «Тошнота» (1938), сборник новелл «Стена» (1939). В 1940 г. после вторжения немецкой армии во Францию Сартр попадает в лагерь для военнопленных. В 1941 г. примыкает к Сопротивлению, сотрудничает в антифашистской печати. Отношение свободного «я» к свободе других – такова тема драматургии Сартра. В пьесе-притче «Мухи» (1943) в основу сюжета положен греческий миф о трагедии рода Атридов; в пьесе «За запертой дверью» (1945) раскрывается диалектика личной свободы в мире без Бога и без нравственного закона. Основной вопрос нравственности довоенного Сартра выражает афоризм «Ад – это другие».
Под влиянием пережитого Сартр со второй пол. 1940-х гг. создает ангажированный экзистенциализм, который должен «не созерцать мир, а его переделывать». Важнейшей проблемой становится отношение к другому человеку, преодоление отчуждения; художник причастен ко всем заботам и страстям века, свободная личность необходимо ответственна, а выбор всегда обусловлен исторической и общественной ситуацией. Герой тетралогии «Дороги свободы» (1945–49) Матье Деларю сохраняет исходное ощущение потерянности в дебрях бытия, но горизонт его общественного мышления раздвинулся. Понимая необходимость занять твердую позицию перед лицом нацистской угрозы, он гибнет, пытаясь остановить колонну гитлеровцев. В пьесах «Мертвые без погребения» (1946), «Грязные руки» (1948), «Дьявол и господь Бог» (1951), «Затворники Альтоны» (1960) звучат темы жертвенности, самозаклания во имя спасения других. По мнению Сартра, художественная литература не смогла стать «всем для своей эпохи», и в 1960 г. он переходит к документальному повествованию. Таким настоящим романом стало произведение «Гадкий утенок. Гюстав Флобер с 1821 по 1857 г.» (3 т.; 1971–72).
В 1960-е гг. Сартр активно включается в общественную жизнь: участвует в «студенческой весне» 1968 г., состоит в левых общественных организациях, подписывает манифесты в защиту Конго, Кубы, против репрессий в Чили, войны во Вьетнаме и т. д. В нач. 1970-х гг. Сартр почти ослеп, однако болезнь не сломила его жизнестойкости – до последнего дня он отстаивал принцип «свободного сознания» даже в ситуации физической немощи.
Под влиянием пережитого Сартр со второй пол. 1940-х гг. создает ангажированный экзистенциализм, который должен «не созерцать мир, а его переделывать». Важнейшей проблемой становится отношение к другому человеку, преодоление отчуждения; художник причастен ко всем заботам и страстям века, свободная личность необходимо ответственна, а выбор всегда обусловлен исторической и общественной ситуацией. Герой тетралогии «Дороги свободы» (1945–49) Матье Деларю сохраняет исходное ощущение потерянности в дебрях бытия, но горизонт его общественного мышления раздвинулся. Понимая необходимость занять твердую позицию перед лицом нацистской угрозы, он гибнет, пытаясь остановить колонну гитлеровцев. В пьесах «Мертвые без погребения» (1946), «Грязные руки» (1948), «Дьявол и господь Бог» (1951), «Затворники Альтоны» (1960) звучат темы жертвенности, самозаклания во имя спасения других. По мнению Сартра, художественная литература не смогла стать «всем для своей эпохи», и в 1960 г. он переходит к документальному повествованию. Таким настоящим романом стало произведение «Гадкий утенок. Гюстав Флобер с 1821 по 1857 г.» (3 т.; 1971–72).
В 1960-е гг. Сартр активно включается в общественную жизнь: участвует в «студенческой весне» 1968 г., состоит в левых общественных организациях, подписывает манифесты в защиту Конго, Кубы, против репрессий в Чили, войны во Вьетнаме и т. д. В нач. 1970-х гг. Сартр почти ослеп, однако болезнь не сломила его жизнестойкости – до последнего дня он отстаивал принцип «свободного сознания» даже в ситуации физической немощи.
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006