Сатана

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

САТАНА
противодействующий — дьявол. По учению ряда религий — злой дух или глава злых духов, виновник зла в мире, властелин ада, толкающий людей к греху.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Сатана
слово еврейского происхождения, означающее врага или противника. Священное Писание употребляет его применительно к дьяволу, начальнику злых духов, губителю человеческих дух и противнику Бога.

Источник: Православная энциклопедия.

САТАНА
1Пар 21:1 и др.) — Еврейское слово, означающее вообще противника и врага. В Свящ. Писании название это вообще прилагается к диаволу, который есть начальник злых духов, враг Божий и искуситель и губитель душ человеческих. Употребление этого слова в ев. Матфея (16:23) означает то сатанинское искушение, которому подвергся ап. Петр.

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

Сатана
в иудаизме и христианстве главный антагонист Бога и всех верных Ему сил на небесах и на земле, враг человеческого рода, царь ада и повелитель бесов. В Ветхом Завете слово Сатана - имя нарицательное. С особой враждой он относится к носителям сакральной власти в избранном народе, искушая и вводя в грех. Его поведение как космического провокатора, подстрекателя и соблазнителя сближало его образ с образом змия из истории грехопадения Адама и Евы. Внушениям Сатаны приписываются все черные дела из истории избранного народа, например поклонение израильтян золотому тельцу во время 40-летних блужданий по пустыне после исхода из Египта. К Сатане восходит все моральное зло мира. Воинство враждебных духов состоит под властью Сатаны.

Источник: Исторический словарь

Сатана
(евр. противник) – в христ. традиции главный враг Бога, всех верных Ему сил на Небе и на земле, а также рода человеческого, царь ада и повелитель бесов. Тексты Нового Завета не содержат какоголибо зримого образа С., ибо он есть дух, деятельность которого является источником мирового зла. С. противостоит Богу не на равных основаниях, но как падшее Его творение – его существование допускается Богом согласно замыслу Божию о мире, главным образом для сохранения свободы сотворенных существ. Используя во враждебных Богу целях полученные от Него же способности, С. против собственной воли может в конечном счете содействовать исполнению Божия Промысла. Поэтому действительный противник С. не Бог, а архангел Михаил, небесный покровитель христиан, борющихся с С.

Источник: Краткий православный словарь.

Сатана
греч. satanas, от др.-евр. satan — враг, заговорщик) — дьявол, злой дух, властелин ада в христианстве. Образ С. утвердился в XI веке. С— символ предателя. Цвет С— черный, символ всего губительного. С, или дьявол, появлялся в 2 ипостасях: соблазнителя и преследователя. В первом случае он принимал обманчиво привлекательный вид, во втором — устрашающий. Считали, что С. насылает болезни, а вместе со своим воинством (чертями и чертенятами) мешает творить молитву, задувает свечи, смущает благочестивых, богобоязненных. Черти могут принимать облик свиньи, змеи, собаки, влекут человека к соблазнам. Считали, что хороший, добрый поступок — от Бога, дурной — от С. Согласно ортодоксальному христианству, С— творение Бога, падший ангел. В отличие от ортодоксального христианства, манихейство уравнивало С. и Бога, что с точки зрения христианской ортодоксии являлось величайшим заблуждением.

Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999

сатана
древнеевр. противник)-в своем первоначальном смысле (противник) это слово в еврейском тексте Ветхого Завета употребляется очень часто: Чис 22.22,32 (переведено-Ангел); 2Ц 19.22 (наветник), 3Ц 5.4; 11.25 (противник), Пс 108.6 (диавол). В этом же смысле оно употреблено в Мф 16.23. В Иов 1.6; 2.1 сатана как клеветник является пред лицо Божие среди сынов Божиих и здесь он выступает как дух, наблюдающий за человеческими делами, исследующий человеческие слабости и возводящий на людей всегда справедливые с виду обвинения пред Богом. Не оттого ли сатаной в 1Пар 21.1 назван гнев Господень (2Ц 24.1)? Это слово употреблено в Ветхом Завете только в пяти местах (кроме указанных выше еще в Зах 3.1-2). В Новом Завете словом «сатана» (как и «диавол»-От 20.2) называется древний змий, клеветник и враг Божий, который был изгнан с неба, из царства света и истины (Лк 10.18; 2Пет 2.4; Иуд 6; От 12.8), и которого Бог сокрушит под ноги верующих (Рим 16.20). Являясь врагом каждой человеческой души, сатана действует в мире многоразличными способами (От 12.9): похищает посеянное слово (Мк 4.15), сковывает болезнями (Лк 13.16, ср. 1Кор 5.5; 1Тим 1.20), входит внутрь человека (Лк 22.3), поселяет в сердце коварные планы (Деян 5.3), является в виде Ангела света (2Кор 11.14), препятствует распространению слова Божия (1Фес 2.18). Но сила его ограничена Богом и уповающим на Господа он не может повредить (об этом говорит все Священное Писание).
Сатана (как и его слуги) имеет в Библии следующие имена:
Аваддон, Аполлион и ангел бездны (От 9.11),
бес (Лк 8.27,29),
большой красный дракон (От 12.3),
веельзевул (Мф 12.24),
Велиар (2Кор 6.15),
великий дракон (От 12.9),
власть тьмы (Кол 1.13),
враг (Мф 13.28,39),
диавол (Лк 8.12; 1Пет 5.8),
дракон (От 20.2),
древний змий (От 12.9; 20.2),
дух злобы поднебесной (Еф 6.12),
дух лжи (3Ц 22.22-23),
дух сынов противления (Еф 2.2),
жестокий ангел (Пр 17.11),
злой ангел (Пс 77.49),
злой дух от Господа (1Ц 16.14-16,23; 18.10; 19.9),
искуситель (Мф 4.3; 1Фес 3.5),
князь бесовский (Мф 12.24),
князь, господствующий в воздухе (Еф 2.2),
князь мира сего (Ин 12.31; 14.30; 16.11),
лжец (Ин 8.44),
лукавый (Мф 13.19,38),
мироправитель тьмы века сего (Еф 6.12),
нечистый дух (Мф 12.43),
отец лжи (Ин 8.44),
человекоубийца (Ин 8.44).
Господь Иисус Христос искупив нас Своей жертвой на кресте, победил и осудил навечно сатану и его слуг (Мф 25.41; Ин 12.31; Евр 2.14; От 20.10).

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

Сатана
евр. сатан, т. е. противник. 1) Первоначально это слово употреблялось в значении противника вообще. Так, например, в Чис. 22:22, 32 (евр. текст) говорится, что ангел Господень вышел против Валаама, как сатана, т.е. противник, чтобы свести его с этого злого пути. Также в 3 Цар. 5:4 (евр. текст) написано: «нет противника (сатаны) и нет более препон». В этом смысле Иисус обратился к Петру (Мат. 16:23; Map. 8:33). По всей вероятности, слово сатана имеет это же общее значение, также и в Пс. 108:6. 2) В более особом значении это слово употребляется в трех местах Ветхого Завета и часто в Новом Завете по отношению к самому упорному противнику Бога и всего доброго. Так, мы читаем в 1 Пар. 21:1, что сатана внушил Давиду исчислить народ (в параллельном месте 2 Цар. 24:1 сатана назван «гнев Господень»); в кн. Иова 1 и 2 гл. сатана выступает против Иова, и у пророка Захарии 3 гл. он является противником первосвященника Иисуса. Отк. 20:2 называет его драконом, древним змеем, который есть диавол и сатана. Иисус отогнал его от Себя, назвав сатаною (Мат. 4:10). По Лук. 10:18, Иисус видел сатану, спадшего с неба, подобно молнии. Может быть, эти слова указывают на изгнание бесов, или на первоначальное изгнание сатаны из мира света и истины (Иуд. 6; 2 Пет. 2:4). Но эти слова также можно понять, — и это всего вернее — как пророчество о конечном поражении, которое понесет сатана, когда Бог мира сокрушит его под ногами верующих (Рим. 16:20), в то время, когда он будет скован на тысячу лет (Отк. 20:2) и освобожден на малое время (Отк. 20:7), будет ввержен в озеро огненное (Отк. 20:10). До тех пор, пока это не сбудется, сатана действует всевозможными способами, чтобы удерживать людей во зле и препятствовать устроению Царства Христова. Он препятствует действию Слова Божия (1 Фес. 2:18), похищает посеянное в сердцах человеческих ( Map. 4:15), влагает в сердца злые планы и намерения (Деян. 5:3), искушает людей под видом ангела света (2 Кор. 11:14), вселяется внутрь их (Лук. 22:3) и мучает их болезнями и тому подобно (Лук. 13:16), к чему некоторые применяют слова ал. Павла о предании сатане во измождение плоти для того, чтобы дух был спасен в день. Господень (1 Кор. 5:5); и о предании Именея и Александра сатане, чтобы они научились не богохульствовать (1 Тим. 1:20). Сатанинскою синагогою (сборищем) называются такие люди, которые объединились на почве лицемерия и греха (Отк. 2:9; 3:9), такие, которые всецело отдали себя во власть сатаны (Отк. 2:13) и погрузились в глубины сатанинские (Отк. 2:24). 3) Сатаною Писание называет и подчиненных диаволу духов. Так, у Мат. 12:26 говорится, что сатана сатану не изгоняет ( Map. 3:23,26; Лук. 11:18); во 2 Кор. 12:7 говорится об ангеле сатаны (Лук. 10:18). См. также Map. 5:9; Еф. 6:12. Срав. «диавол».

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

САТАНА (hа-Сатан)
Первоначальное значение слова в Библии -"противник", "помеха". И сказал Давид*: "Ныне же Господь, Бог мой, дал мне покой кругом: нет помехи и нет бедствия" (I Ц. V, 18). Другое значение в Библии близко к "изменник": военачальники филистимские советовали Ахишу изгнать Давида, чтобы не был он помехой в стане их в случае войны(I Сам. XXIX, 4). С. как существо из потустороннего мира упомянут впервые в книге Иова. Там он предстает перед Господом вместе с ангелами. В обращении к Господу он выделяется как одно из значительных лиц среди небожителей. Он желает причинить человеку зло, но не в силах выполнить свои зловещие замыслы без дозволения Господа. Вера в Единого Бога не ущемляется верой в существование С, так же, как не ущемляется она верой в ангелов. Подобное же описание мы находим в книге пророка Зхарии (111,1-2): "И показал Он мне Иегошуа-первосвященника, стоящего перед ангелом Господним, а С. стоял справа от него, чтобы обвинять его. И сказал Господь С: да укорит Господь тебя, С, и да укорит тебя Избирающий Иерусалим". Из сказанного в книге Зхарии С. предстает как наушник, но он не в силах вредить по своему разумению. Иначе выглядит С. в I Хр. (XXI, 1). Там он предстает почти полновластным гением зла. Вначале он подстрекает Давида произвести перепись населения среди евреев, а затем приносит ему несчастья. В Талмуде* и древних мидрашах* имя С. встречается очень редко. В трактате Авот (IV, 11) сказал р. Элиэзер бен Яаков: "Выполняющий одну заповедь обретает одного защитника, а совершающий один грех обретает одного обвинителя". Таким образом, не С. является обвинителем, а сам проступок. Из многочисленных талмудических источников можно заключить, что наказывает за грехи ангел, а не С, но в более поздний период говорится в этой связи именно о С. и его свите. Согласно тексту Мидраша (Ялкут Брейшит XXIII), С. был сотворен одновременно с Хавой (Евой). Он способен летать, принимает образ птицы или женщины и подстерегает свои жертвы. Существовало поверье, что он появляется иногда в облике барана; и обращались к нему с презрением: "Стрела в глаза твои, Сатана!" Иные убеждены, что он — злой помысел, соблазняющий человека согрешить и обвиняющий грешника впоследствии, а также ангел смерти, который приходит за душой человека. Иногда он цепляется за слово, вырвавшееся у человека, например, проклятие - и приносит ему несчастье. Отсюда происходит выражение: "Не открывай Сатане рта" (Бр. XIX, 1). В сказаниях о С. говорится, что он всегда старается вредить человеку, особенно в минуту опасности. Но вместе с тем возможности его ограничены; трубление в шофар* приводит его в смятение, и он прекращает свои происки. В Йом Кипур* С. лишен всякой власти. Объясняется это так: сумма числовых значений букв (гиматрия) слова "hа-сатан" — 3.4. Таким образом, С. облечен властью 3.4 дня в году, а в 3.5-ый день, то есть в Йом Кипур, он лишен всякой власти. С. досадно, если Израиль благоденствует, и когда обрели сыны Израилевы Тору, он ни на минуту не мог успокоиться, пока не соблазнил их на грех золотого тельца. Грех древа познания тоже был совершен не без его участия. Спросил С. Всевышнего: "Владыка мира! Свет этот, заключенный под Твоим престолом, кому он предназначен?". Отвечал ему: "Тому, кто в будущем обличит и опозорит тебя". Спросил Его: "Владыка мира! Покажи мне его". Сказал ему: "Подойди и зри". Увидев, затрясся, пал ниц и сказал: "Конечно, это Машиах (Мессия*), ибо он ниспровергнет меня в будущем" (Псикта Раббати III, .). Каббалисты* дали новое определение С. и его "плеяде" - "клипа" - кожура, оболочка, нечистая сила, то есть нечто наружное.

Источник: Энциклопедия иудаизма. 1983

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Армянская Сатеник/Сатиник и Кавказская Сатана/Сатаней

Петросян Армен Егишевич
В кавказских эпосах есть следы влияния армянской мифологии и эпоса: например, образы кадзей, Артавыза и Аргваны в осетинской и западнокавказских традициях восходят к армянским прототипам.
Читать PDF

Преподобный Ефрем Сирин (Мар Афрем нисибинский). О воскресении, смерти и сатане

Заикин С. П.
Читать PDF

Дискурс тьмы, или анонимный сатанизм

Романов А.В.
Читать PDF

От формализма, бездушия и правовой безнравственности граждан до сатанизма один шаг

Чернышов Михаил Юрьевич
Анализу подлежат ключевые вопросы, связанные с положением дел в российском обществе в аспекте проблемы социально-правовой безопасности граждан России.
Читать PDF

Основные течения современного российского сатанизма

Ковтун А. Л.
Читать PDF

Отражение книжной тематики в сатанизме как своеобразной субкультуре: древний этап

Столяров Юрий Николаевич
Среди истоков мировой книжной культуры важное место занимает весь спектр религиозных воззрений, включая их антипод все виды антисвятости: «отречённые книги», магия, оккультизм, эзотеризм и т. п.
Читать PDF

Опыт комментария XXIII главы ("Великий бал у Сатаны") булгаковского романа "Мастер и Маргарита" в ри

Токарева Л. Н.
Читать PDF

Роман Э. Т. А. Гофмана «Эликсиры сатаны» как «Рассказываемый театр» (тип «Потешного чудака»)

Мишина Лариса Алексеевна
Читать PDF

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КНИЖНОЙ ТЕМАТИКИ В БОРЬБЕ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ С САТАНИЗМОМ

Столяров Юрий Николаевич
В предыдущей публикации (Вестник культуры и искусств. 2018. № 4. С. 7-15) освещался начальный период сатанизма и место, которое занимала в нём тема письменности, тема книги. В настоящей статье эта тема продолжается.
Читать PDF

2013. 01. 023. Каусслер Б. Британско-иранские отношения; «Сатанинские стихи» и фатва: дипломатическа

Тупов Б. С.
Читать PDF

В поисках идентичности: роман С. Рушди «Сатанинские стихи»

Чуванова Ольга Игоревна
В статье анализируется роман британского писателя индийского происхождения С. Рушди «Сатанинские стихи», одной из главных тем которого является поиск и обретение идентичности.
Читать PDF

Русская интеллигенция в «Сатанинском мире» прозы Л. М. Леонова

Матушкина Валентина Ивановна
В статье рассматривается трагическая судьба русской интеллигенции в истории отечества. Основное внимание уделяется социальному и религиозно-философскому аспектам леоновского поэтического космоса.

Похожие термины:

  • Спиридон Сатана

    — митрополит Киевский. Родился в городе Твери. Приняв монашество, уехал в Константинополь, где патриархом и всем освященным Собором был избран и 15 сентября 1475 года хиротонисан в митрополита Киевс
  • САТАНА ЛЮЦИФЕР

    ангел, первый воспротивившийся Богу и соблазнивший других ангелов, ставших демонами, или злыми духами. Называется «клеветником» так по своему коварству и старанию обольстить людей и внушить им ло
  • САТАНГ

    разменная монета в Таиланде, равная одной сотой бата.
  • САТАНИ-ДАР

    Бугор сатаны") - древнепалеолитич. местонахождение на юго-зап. склоне горы Арагац, близ села Пирмалак в Талинском р-не Арм. ССР. Исследовано С. А. Сардаряном, С. Н. Замятиным и М. З. Паничкиной в 1945-49. На
  • Сатанк

    Кайова. Точная дата рождения неизвестна, в разных источниках варьируется от 1800 до 1818 г. Родился в Черных Холмах Дакоты. Семья его была богатой и принадлежала к элите племени. Много времени проводил
  • АРСЕНИЙ САТАНОВСКИЙ

    2-я половина 17 в.), иеромонах Киевского Братского монастыря. В 1649 прибыл в Москву вместе с Епифанием Славинецким. По поручению патриарха Никона руководил исправлением богослужебных книг.
  • Сатановский, Евгений Янович

    Президент Российского еврейского конгресса (РЕК) с декабря 2001 г.; родился 15 июня 1959 г. в г. Москве; окончил Московский институт стали и сплавов по специальности "инженер-прокатчик" в 1980 г.; канди
  • Сатанта

    Родился пр. в 1830 г. в семье известного шамана Красное Типи. С детства отличался высоким ростом, крепким телосложением и силой. Первое имя – Большие Ребра. Красный цвет служил ему магической защит