САТИРОВСКАЯ ДРАМА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское]

САТИРОВСКАЯ ДРАМА
первонач. местные веселые сценич. представ. на Пелопоннесе. Их основн. персонаж. были сатиры из свиты Диониса. Им прицепл. толстые животы, либо (в Афинах) конские хвосты и фаллосы. Этим персонажам было присуще неумерен. обжорство, пьянство и чувственность. Когда возникла опасность того, что с расцв. трагедии и комедии С. д. будут вытеснены, Пратин из Флиунта контрастно соотнес действие своих С. д. со своими же трагедиями. При этом герои трагедии (особенно Геракл) попадали в комич. положения. Этим Пратину удалось достичь того, что С. д. прочно вошли в состав театрал. представл. в кач-ве четвертой драмы после трилогии. Единств. полностью дошедшая до нас С. д. — «Киклоп» Еврипида; сохран. большие отрывки из «Рыбаков» Эсхила и «Следопытов» Софокла. Сцены из С. д. были излюбл. сюжетами рисунков на вазах.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Сатировская драма
театр, жанр, получивший развитие в Афинах в V в. до н. э. Возник из культового хора граждан, ряженных сатирами (лесными демонами плодородия), к-рые составляли свиту бога Диониса. Первонач. содержанием С. д. были, по-вид., эпизоды из «биографии» Диониса, к к-рым вскоре присоединились приключения сатиров в связи с др. мифолог, героями. С оформлением (500 до н. э.) системы худож. соревнований драматургов на Вел. Дионисиях С. д. вошла в кач-ве послед, части в тетралогию и была призвана разрядить трагич. напряжение, достигнутое в трилогии. Структура С. д. воспроизводила композ. схему трагедии (ямена хоровых и речевых партий), сама же пьеса была значит, короче (до 700 - 800 ст.). Как видно из единств, целиком сохран. С. д.- «Киклопа» Еврипида - и из отрывков С. д. Эсхила и Софокла, их содержание составлял к.-н. эпизод из мифа, поданный с известной долей юмора. Сатиры обычно с бол. охотой брались за порученное им дело, но с возникновении первых же трудностей старались от него избавиться. Нередко они были не прочь позабавиться с к.-н. красавицей (здесь их жертву спасало вмешательство бога или героя) или выступали как няньки при божеств, младенце (Дионисе или Геракле). Язык С. д. отличался большей, по ср. с трагедией, прослойкой прозаической и бытовой лексики.
   Соч.: Эсхил. Трагедии. М., 1989; Софокл. Драмы. М., 1990; Еврипид. Трагедии. М., 1969. Т. 1.
   Лит.: Ярхо В. Лексика сатировских драм Эсхила // ИАН ОЛЯ. 1963. Т. XXII.
   В.Я.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997