САВИН
Савин
археоастрономический памятник святилище эпохи энеолита (сер. - вторая пол. III тыс. до н.э.). Кург. обл., Белозерский р-н, 3,5 км к Ю.-З. от дер. Зюзино. Открыт и иссл. М.П.Вохменцевым, Потемкиной Т.М. Расположен в пойме р. Тобол (пр. берег), на береговом останце. На наиб. возвышенной сев.-зап. ч. гривы обнаружено сооружение из двух примыкающих друг к другу колец с внутр. диаметром 14-16 м, напоминающих восьмеркообразную фигуру, образованных рвами шир. 0,9-1,8 м, глубиной 0,6-0,8 м. Внутрь первого круга, расположенного сев., ведут два коридорообразных прохода строго с зап. и вост. стороны. По дну кольцевых рвов и вокруг них с внеш. стороны на расстоянии от 1,5 до 10 м, расположены ямы, в осн. столбовые (всего 117) и ок. 20 кострищ. У края и в верхнем заполнении большинства ям в пределах рвов, в ц. углублениях внутри кругов найдены скопления костей животных совместно с керамикой, орудиями, залегающими на углистом слое с пятнами прокала, золы, охры, углей. В сер. первого круга и во рву второго найдены следы захоронений чел.: черепов взрослого и ребенка и совместно трех скелетов (двух мужчин зрелого возраста и молодой девушки) в нетрадиционных для обычных погребений позах, сопровождаемых жертвоприношениями животных. В 150 м к В. от описанного сооружения обнаружены только ямы от столбов, следы кострищ, единичные фрагменты керамики, и две соединенные ямы значительных размеров (2,6x2 м; 2,8x1,7 м) со следами длительного горения огня, общая конфигурация к-рых близка к форме осн. сооружения. Найдена керамика (18 раздавленных сосудов и фрагменты от 360 сосудов), орудия из камня - скребки, ножи, скобели; присутствуют резчики, долота, стамески, сверла, проколки, шлифованные тесла и топоры, наконечники копий и стрел, костяной гарпун с насечками; из глины - пряслица, скребки на фрагментах керамики, предметы культового назначения. Кости животных принадлежат лошади, косуле, лосю, в единичных случаях - кабану, медведю, волку. При археол. реконструкции были привлечены данные астрономии, что позволило установить использование системы столбов в ц. кругов, во рвах и за их пределами в качестве маркировочных мет, фиксирующих все важнейшие точки сезонных восходов и заходов Солнца и Луны, а также положение Луны после захода Солнца от молодого месяца до фазы полнолуния, тем самым определяя смену сезонов в течение г. и время в течение суток. Это был способ измерения времени, основанный на изменениях фаз луны (лунный календарь). Особо важную роль играли входные коридоры, к-рые являлись определенной конструкцией для определения точек восходов и заходов Солнца и Луны в период весеннего и осеннего равноденствия (21 марта и 21 сент.). Наиб. значительные жертвоприношения на пам. совершались в дни осенне-весеннего равноденствия и летнего солнцестояния. Святилище выполняло функции, связанные гл. обр. с охотничьими обрядами, отражающими годовой цикл чередования сезонов в промысловом календаре. Особую роль для использовавшего святилище нас. играла охота на лошадь в связи с нач. ее приручения. Имели место и др. ритуалы, относящиеся к разл. сторонам жизни об-ва. Размеры святилища свидетельствуют о том, что С.I являлся родовым культовым местом, возможно, неск. тер. близких родов. По своей культ. принадлежности пам. может быть отнесен к сосновоостровскому типу заур. энеолита. Присутствие в комплексе керамики андреевского, шапкульского, липчинского типов - результат контактов соседних групп нас. северолесостепной и южнолесной зон. Лит.: Потемкина Т.М., Гусаков М.Г. Религиозные представления населения эпохи энеолита Зауралья (по материалам раскопок святилища Савин) // Религиозные представления в первобытном обществе. Тезисы докладов. М., 1987. Потемкина Т.М., Вохменцев М.П.
САВИН
Александр Николаевич (4(16).VII.1873 - 29.I.1923) - рус. историк, специалист по агр. истории Англии 16-17 вв. Ученик П. Г. Виноградова, С. по окончании Московского ун-та начал преподавать на Высших женских курсах в Москве, затем до конца жизни преподавал в ун-те (с 1903 - приват-доцент, с 1908 - проф.). После Окт. революции С. читал лекции и вел семинары также в Ин-те красной профессуры, принимал участие в работе Ин-та истории РАНИОН. Политич. симпатии С. склонялись к конституц.-демократич. идеям, в духе к-рых он писал ст. в "Рус. ведомостях". Являясь одним из наиболее значит. представителей либерально-бурж. школы рус. историков нач. 20 в., С. в преподавательской деятельности выступал разносторонним и глубоким знатоком мн. проблем истории Зап. Европы в ср. века и новое время. Однако более всего его привлекала история Англии. Среди прочитанных им спецкурсов наиболее известны лекции по англ. революции, дающие большой фактич. материал, но раскрывающие историю революции лишь в политич. и религ. плане. С. много внимания уделял также проблемам историографии. В семинарах С. занимались известные сов. историки (С. Д. Сказкин, В. М. Лавровский и др.). Н.-и. интерес С. был неизменно прикован к социально-экономич. отношениям в англ. деревне 16-17 вв. Неоднократные поездки в Англию позволили ему привлечь большое число не исследованных ранее док-тов (архивы маноров, делопроизводств. судов, "Церк. оценка" и др.). Первым результатом обработки архивных мат-лов явилась магистерская дисс. "Англ. деревня в эпоху Тюдоров" (М., 1903), в 1906 появилась "Англ. секуляризация" (докторская дисс). В 1916-17 С. написал ряд работ, посвященных истории отдельных маноров от 11 до 18 вв., чтобы конкретно проследить превращение ср.-век. маноров в крупное х-во нового времени. С. как историка-аграрника отличала особая тщательность и тонкость анализа источников, широкое использование (впервые в рус. медиевистике) статистич. метода исследования. Будучи историком-позитивистом скептич. и аналитич. склада, С. в своих работах отказался от обобщающих построений. Однако он не был и чистым эмпириком. С. сделал ряд ценных выводов, касающихся агр. строя и положения англ. крестьянства в 16-17 вв., хотя подходил к изучению указанных проблем формально-юридически. С. впервые показал ист. преемственность между копигольдерами, осн. массой англ. крестьянства в эпоху Тюдоров, и крепостными крестьянами ср. веков - вилланами; доказал юридич. необеспеченность прав копигольдеров на землю и проследил процесс перехода в массовых масштабах крест. земель в руки дворянства. Дав анализ х-ва на зем. владениях церкви, С. раскрыл несостоятельность утверждений мн. историков о якобы благотворительной роли монастырей. С. показал также, что в результате секуляризации большая часть монастырских земель попала в руки т. н. нового дворянства. Проявляя интерес к концепции агр. революции, изложенной Марксом в 24-й гл. "Капитала", С. придерживался, однако, иных взглядов и отрицал насильств. характер экспроприации англ. крестьянства в эпоху Тюдоров. Соч. (кроме указ. в статье): История двух маноров, "ЖМНП", 1916, ч. 62, No 4; История одного восточного манора, в кн.: Сб. ст. в честь М. К. Любавского, П., 1917; Век Людовика XIV, (М.), 1930; Лекции по истории англ. революции, 2 изд., М., 1937; Заметка о первоначальном накоплении в изображении Маркса, в сб.: Помощь, СПБ, 1901. Лит.: Памяти А. Н. Савина. 1873-1923, в кн.: Труды ин-та истории. Сб. ст., в. 1, М., 1926; Сказкин С. Д., А. Н. Савин, "ИЖ", 1944, No 7-8; Балалаева H. M., К вопр. о мировоззрении А. Н. Савина, "Уч. зап. Хабаровского пед. ин-та", 1958, т. 3; Могильницкий Б. Г., К вопр. о методологич. основах ист. взглядов А. Н. Савина, в сб.: Ср. века, в. 16, М., 1959. H. M. Мещерякова. Москва.