Савва, инок

Найдено 1 определение
Савва, инок
Савва (2-я пол. XV в.) – инок, автор «Послания на жидов и на еретики», написанного в 1488 г. и адресованного боярину Дмитрию Васильевичу Шеину. Биографические данные о С. могут быть извлечены только из вступительной части его Послания. С. именует себя иноком «Сенного острова», – очевидно, речь идет о Троицком Сенновском монастыре, находившемся в Вотской пятине Корельского уезда (Карельский перешеек). Предположение о тождестве С. с автором Послания о Мономаховом венце, бывшим митрополитом Спиридоном-Саввой, никак не обосновано и представляется сомнительным. Поводом к написанию Послания С. была поездка посла Ивана III Дмитрия Шеина в Крым, в ходе которой он должен был вести переговоры с неким Захарием Скарой Гуил Гурсисом, проживавшим в северном Причерноморье и намеревавшимся перейти на русскую службу. Захария Скару до 1488 г. считали в Москве «евреянином»; в те же годы архиепископ Геннадий обнаружил в Новгороде еретиков, которым он приписывал, среди прочих заблуждений, склонность к «жидовскому мудрствованию». В связи с этим С. и направил Шеину свое Послание, представляющее собой компиляцию из противоиудейских разделов Палеи Толковой и «Слова о законе и благодати» киевского митрополита Илариона.
Послание С. не представляется нам сколько-нибудь значительным источником по истории идеологической борьбы кон. XV в. Наиболее оригинальными представляются в Послании С. выступления в защиту церковного имущества («десятина Мелхиседека») и характерные для обличителей еретиков кон. XV в. высказывания против неблагочестивых государей: «Аще бо царь, или князь, или богат, или силный, аще и мнится, гордяся величеством маловременным сим, а не поклоняется богу нашему Спасу господу Исусу Христу, написанному образу его на иконе и не причащается тела и крови Христовы, – той воистину раб есть и проклят». В Захарии Скаре, упоминаемом С., некоторые исследователи видели лицо, идентичное «жидовину Схарии», которого Иосиф Волоцкий объявил в нач. XVI в. в «Просветителе» главным зачинщиком новгородской ереси. Но Захарий Скара Гуил Гурсис был идентичен Захарию Гвизольфи – властителю Тамани (Мартеги) и представителю древней генуэзской католической семьи. Представление о нем как о «жидовине», которое дало повод С. к написанию его Послания, по-видимому, было ошибочным – во всяком случае после 1488 г. Иван III стал именовать Захарию «князем Таманским», а не «евреянином». Связь между Посланием С. и «Просветителем», возможно, заключалась в ином: использовав выписки из Палеи, содержавшиеся у С., Иосиф Волоцкий мог заимствовать у С. и имя «жидовина», присвоив его совратителю новгородских еретиков.
Изд.: Послание инока Саввы на жидов и на еретики / Предисл. С. А. Белокурова // ЧОИДР. 1902. Кн. 3, отд. II. С. 1–94.
Лит.: Будовниц И. У. Русская публицистика XVI века. М.; Л., 1947. С. 59–60; Дмитриева Р. П. Сказание о князьях Владимирских. М.; Л., 1955. С. 80; Лурье Я. С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV – начала XVI в. М.; Л., 1960. C. 131–135, 224–225, 239; Голейзовский Н. К. Заметки о Дионисии // ВВ. М., 1971. Т. 31. С. 177.
Я. С. Лурье

Источник: Словарь книжников и книжности Древней Руси. 1987