Савватий
Савватий
до пострижения Левшин Степан Васильевич) он же Дмитриев, он же Кулаков (ок. 1825 - 08.09.1898) старообрядческий архиепископ Моск. и всея Руси (Белокриницкая иерархия). Тульский купец 2-й гильдии. Род. в семье крест. Черноисточинского з-да Верхотурского у. В 1859 пострижен в монахи в старообрядческом скиту на У. В 1860-62 тайно совершал миссионерские поездки по Зауралью и Зап. Сибири. В 1867 арестован в Томской губ. и этапирован в Ц. Россию. В нояб. 1881 возведен в сан архиепископа Моск. и всея Руси. Слабым характером С. воспользовались чл. т.н. "духовного совета", состоявшего из старообрядческих священников и мирян Москвы, фактически забравшие всю духовную власть. Решением "освященного собора" 19.03.1898 был смещен с кафедры и удален на покой. Остаток жизни провел в скитах Саратовской губ. Автор ряда посланий и поучений. Владелец неск. больших книжных собраний. Будучи архиепископом, заботился о пополнении старообрядческих обществ. библ., куда делал ценные "вклады". Лит.: Судьба первого лжеепископа старообрядческого с титулом "Тобольский и всея Руси" // Тобольские епархиальные ведомости, 1892. № 12; Пругавин А.С. Старообрядчество во второй половине XIX в. М., 1904; Макаров В.Е. Краткий очерк истории старообрядчества от Никона до наших дней // Старообрядческая мысль, 1910. № 2; Поплавная В.А. Книги из библиотеки первого сибирского старообрядческого епископа Савватия // Книга и книжное дело Сибири: история, современность, перспективы развития. Новосибирск, 1989. Белобородов С.А.
САВВАТИЙ
1-я пол. XVII в.) — поэт, справщик Печатного двора, монах. О его деятельности известно из некоторых документов и из его собственных стихов, в которых он при помощи акростиха сообщал имя того, к кому обращался, и свое (например: “Господарю Ивану Никитичи монах Саватиища падая на земли челом биет”). По приходо-расходным книгам Книжной палаты чернец С. служил справщиком с сентября 1634 г. по сентябрь 1652 г. с окладом в 35 рублей. Возможно, до этого он состоял в причте одной из дворцовых церквей, как он сам пишет в стихотворном послании царю Михаилу Федоровичу: “Богомолец твой государев царев, прежебывший у тебя, государя, служитель олтарев”. С. подвизался также и на педагогическом поприще. Его учеником был князь Михаил Никитич Одоевский, сын знатного боярина Никиты Ивановича Одоевского, занимавшего почетные государственные посты. Работа С. в Книжной справе началась с подготовки к печати учебной Азбуки. Справщики Печатного двора обычно набирались из монастырской братии и служителей московских храмов. Они получали специальную подготовку и составляли особую корпорацию, интеллектуальную элиту московского общества. В этой среде сложилась приказная школа поэтов 30-х гг. XVII в., просуществовавшая два десятилетия. В нее входили приказные служащие, монахи-справщики, связанные друг с другом служебными и личными отношениями. К ней принадлежали и аристократы, и представители знатных приказных родов, но большинство из них, как и С., были людьми незнатными. Их поэтическая деятельность носила неофициальный характер и заключалась в регулярном обмене обширными посланиями в стихах. Но, кроме собратьев по перу, адресатами С. были и сам царь Михаил Федорович, и представители придворных кругов — Иван Никитич Романов, дядя царя, царский духовник Никита, учитель царевича Алексея Василий Сергеевич Прокофьев, князь Семен Иванович Шаховской, а также верхи приказной аристократии, такие, как дьяк Василий Львович Волков, стольник Алексей Михайлович Львов, от которых зависело служебное положение С. Часть стихотворных посланий С. написана по чисто житейским поводам — это ходатайство о должности, рассуждения о дружеских отношениях между поэтами и о разногласиях между ними; два наставления учителя ученику под названием “Прещение вкратце о лености и нерадении всякому бываемому во учении” и “Азбука отпускная тебе, моему ученику”. Одно из стихотворений С. посвящено работе справщика. Обвиненный в ошибках, он оправдывается трудностями своей работы (“Аще кто похвалится вся ведати — сие лжет, / некогда же и срам самь на себя наведет. / Несть мощно силна кладезя ведром изно-сити, / такожде и книжнаго разума во уме умне кому изучити”). В стихах С. отразились современные ему события, собственные его взгляды и литературные интересы. В них можно найти суждения об отношении к иноверцам как отголоски диспутов о лютеранстве, происходивших в 40-х гг. в Москве во время приезда датского королевича Вольдемара, сватавшегося к царевне Ирине Михаиловне. Перу С. принадлежит “Предисловие к царственной книге, сиречь к Гранографу”, в котором неравносложными стихами изложена вкратце история византийских императоров в строгом соответствии с Хроникой Георгия Амартола. Другое произведение С.— “Слово о прелестном сем и видимом нами свете” и связанные с ним нравоучительные стихотворения “О свете”, “О плоти”, “О утробе”, развивавшие традиционную для христианской культуры тему суетности и бренности человеческой жизни. Литературные источники С. обычны для православного книжника — Псалтырь, Притчи Соломона, Новый завет, писания отцов церкви, Физиолог, Азбуковник, Пчела, авторитетные на Руси сочинения автора XVI в. Максима Грека. Из этих произведений черпались художественные образы, скрытые и прямые цитаты. Изд.:ШептаевЛ.С. Стихи справщика Савватия//ТОДРЛ — 1965 — Т. 21 —С. 5—28, Справщик Савватий // Русская силлабическая поэзия XVII—XVIII вв — Л., 1970 — С. 73 — 84, То же // Виршевая поэзия (первая половина XVII века)—М„ 1989.—С. 151—214, 424—435 Лит.:ПанченкоА М Русская стихотворная культура XVII века.— Л , 1973.— С 39—76, 248— 259. М. Д. Каган
Источник: Литература Древней Руси. Биобиблиографический словарь. 1996