(или Созонов) — академик живописи. Род. около 1789 г. в Гомеле, Могилевской губ.; ум. в 1870 г. в Петербурге. Крепостной гр. Н. П. Румянцева, он обучался в Имп. Академии Художеств, в качестве его пенсионера с 1804 г., а по удостоении в 1809 г. 2-й серебряной медали за рисунок с натуры был отпущен "в уважение к талантам" вечно на волю, и, работая программы на золотые медали, заслужил в 1811 г. 2-ю за "Поход под Казань царя Ивана Васильевича" и в 1813 г. — 1-ю за "Верность Богу и царю русских, расстреливаемых в Москве Наполеоном", после чего был выпущен с аттестатом 1-й ст. в 1815 году, но оставлен при Академии на правах пенсионера, пока не был отправлен гр. Румянцевым на его счет за границу в 1818 г. для усовершенствования. Живя в Риме, он исполнил копии с картин: Караваджо "Положение во гроб" и Тициана "Любовь небесная и любовь земная" (куплена была Академией и подарена в 1850 г. Московскому Училищу живописи, ваяния и зодчества), и самостоятельную картину "Кесарево — Кесареви" (для Л. Н. Львова в 1823—1824 гг.), а по возвращении в Россию в 1826 г. написал картины: "Раненый Дмитрий Донской на Куликовом поле" (находится в Имп. Эрмитаже) и "Раненый под Кульмом генерал-адъютант граф Остерман" (для самого графа). Получив за последнее произведение звание академика в 1830 г., он, кроме портретов (скульптора Б. И. Орловского и архитектора X. Мейера 1830, Лангера 1833), писал еще образа: в 1831—1832 гг. — для новой церкви в Ахалцыхе, в 1833 г. — для Гатчинского собора, в 1835 г. — для Троицкой церкви в Измайловском полку, в 1835—1836 гг. — для Александровского собора в Варшаве (Моисея), в 1836—1837 гг. — для малого иконостаса Казанского собора и для церквей св. Екатерины в Царском Селе (иконостас) и св. Петра и Павла в Петергофе, в 1839—1840 гг. — для заводской церкви в Свияжске, в 1841—1843 гг. — для главного купола Введенской церкви в Семеновском полку в Петербурге (фрески) и для новой церкви на Аптекарском острове (4-х Евангелистов); наконец, в 1844—1845 гг. исполнял картины для Исаакиевского собора ("Милосердие самарянина" и "Блудный сын"), выставленные лишь в 1846 г.
"Сборник матер. для истории И. А. Х.", П. Н. Петрова, т. І и II, и "Указатель к нему", А. Е. Юндолова; — "Отчеты И. А. X.": 1828—1830 гг., с. 37; 1835—1846 гг. и 1872—1873 гг. (некролог А. Сомова); — "Указат. выст. в И. А. X.": 1830, 1833 и 1846 гг.; — "Литер. Газ.", 1830, № 60, с. 196.
Н. С.
{Половцов}
Сазонов, Василий Кондратьевич
(1789—1870) — исторический живописец, родился крепостным человеком гр. Н. П. Румянцева, который, заметив в нем охоту и способность к искусству, определил его на свой счет в ученики Акад. худ. в 1804 г. Занимаясь здесь живописью под руководством Г. Угрюмова, С. выказал столь быстрые успехи в ней, что в уважение их граф отпустил его на волю. Получив во время прохождения академического курса две серебр. медали, был удостоен в 1812 г. малой зол. медали за картину "Минин призывает нижогородцев к пожертвованиям на спасение отечества", а в 1813 г. был награжден и больш. такой же медалью за исполнение программы "Изобразить верность Богу и Государю русских граждан, которые, быв расстреливаемы в Москве, в 1812 г., шли на смерть с твердым и благородным духом, не соглашаясь исполнить повеление Наполеоново". Будучи выпущен из академии в 1815 г. с званием художника XIV кл., С. жил при ней на правах ее пенсионера до 1817 г., в котором гр. Румянцев дал ему средства отправиться для его дальнейшего усовершенствования в чужие края. Поселившись в Риме, С. исполнил там копии с картин "Положение во гроб" М. А. да-Караваджо и "Любовь небесная и любовь земная" Тициана. По возвращении своем в СПб. он написал историческую сцену "Дмитрий Донской на Куликовом поле" (нах. в Музее имп. Александра III) и картину-портрет, изображающую гр. Остермана-Толстого во время хирургической операции, произведенной над ним на поле битвы под Кульмом. Эти произведения вместе с образами, написанными С. для иконостасов Преображенского собора и црк. Таврического дворца в СПб., доставили ему в 1830 г. звание академика. С той поры и до 1842 г. он имел много заказов, преимущественно по части церковной живописи, по временам отрываясь от нее, чтобы писать портреты. Кроме вышеупомянутых иконостасов, им исполнены образа для Троицкой црк., что в Измайловском полку, для Гатчинского собора, Екатерининской црк. в Царском Селе, Петропавловской в Петергофе и др. В иконостасе Казанского собора в СПб. С. принадлежат шесть образов, в главном тамбуре Введенской црк. Семеновского полка — изображения Спасителя, трех святителей и двенадцати апостолов, в црк. на Аптекарском острове — образа четырех евангелистов. Все эти произведения свидетельствуют, что их автор не обладал большой находчивостью фантазии и не был особенно силен в рисунке; но его композиция отличается серьезностью и обдуманностью, а колорит при всей своей условности и холодности не лишен гармонии и вкуса.
А. С—в.
{Брокгауз}
Сазонов, Василий Кондратьевич
академик историч. живоп.; род. 1788, 1870 г., воспит. и пенсионер из-за границ. И. А. X.
Прибавление: Созонов, Василий Кондратьевич,
† 1870 г. 17 мая.{Половцов}