Щедровицкий, Георгий Петрович

Найдено 1 определение
Щедровицкий, Георгий Петрович

(23.02.1929—03.02.1994) — философ и методолог, обществ. и культурный деятель; канд. филос. наук, проф. Род. в Москве. Окончил филос. ф-т МГУ (1953). Создатель науч. школы, лидер основанного и руководимого им на протяжении 40 лет Моск. методол. кружка (ММК) и развернувшегося на его основе методол. движения. Отстаивал деятельностный подход в оппозиции к натуралистическому, рассматривая мир как деятельность. Разрабатывал идею методологии как общей рамки всей мыследеятельности. В филос.-методол. движении Щ. и ММК можно выделить три осн. этапа: содержательно-генетической эпистемологии (логики) и теории мышления (1952—1961), деятельностного подхода и общей теории деятельности (1961—1971), системомыследеятельностного подхода (с 1971). В результате этого движения были разработаны категориальные и операциональные средства для пяти подходов, соответствующих природе мыследеятельности: системомыслительного, системодеятельностного, мыследеятельностного, коммуникативно-мыслительного и системомыследеятель-ного. Эти подходы различаются между собой прежде всего характером осн. онтол. схем и, соответственно, характером тех процессов в мыследеятельности, к-рые они выделяют и фиксируют, но одновременно сходны между собой в том, что они опираются на категорию системы. Соц.-практич. воплощением этих разработок стала новая форма организации колл. мышления и деятельности — организационно-деятельностные игры (ОДИ). На базе опыта организации и проведения ОДИ было разработано представление о многофокусных орга-низационно-техн. системах, имитирующих реальную социокультурную ситуацию, и о разл. пространствах в схеме мыследеятельности: мыслительном, мыслительно-коммуникативном и мыследеятельностном. В ОДИ осуществляется синтез разных видов мыследеятельности: программирования и проблематизации, организации и коммуникации и др. За период 1979—1991 проведено свыше 90 игр (с количеством участников до нескольких сот человек), посвященных широкому спектру соц. и культурно-значимых проблем. В ходе проведения широкомасштабных ОДИ обучил, воспитал и приобщил к методол. движению сотни спец., демонстрируя и передавая им уникальный опыт мыследеятельности. Щ. сочетал качества идейного лидера. В 1952—1954 вместе с А.А.Зиновьевым, Б.А.Грушиным и М.К.Мамардашвили основал Моск. логич. кружок, ставший впоследствии ММК, к-рый он возглавлял начиная с 1955 и до конца жизни. В 1958 организовал (совм. с П.А.Шеваревым и В.В.Давыдовым) Комиссию по психол. мышления и логике Об-ва психологов СССР (междисциплинарное объединение философов, педагогов, психологов и др.). В 1962 организовал (совм. с В.Н.Садовским и Э.Г.Юдиным) междисциплинарный семинар по структурно-системным методам анализа в науке и технике при Совете по кибернетике АН СССР. В 1988 создал при Союзе науч. и инж. обществ СССР Комитет по СМД-методологии и ОДИ. На основе идей, выдвинутых Щ., созданы консультативные, экспертные фирмы по разл. отраслям деятельности и многие методол. школы, в том числе школа "Культурной политики" (П.Г.Щедровицкий), школы Н.Г.Алексеева (Москва), О.Анисимова (Москва), А.Буряка (Харьков), сеть методол. лабораторий (рук. — А.П.Зинченко) и др. Обширный архив в наст. вр. публикуется в электронной форме (информация в Internet по адресу: www.circle.ru).



Соч.: "Языковое мышление" и его анализ // Вопросы языкознания. 1957. № 1; О возможных путях исследования мышления как деятельности. [В соавт.] // Доклады АПН РСФСР. 1957. № 3; 1958. № 1, 4; 1959. № 1, 2,4; 1960. № 2,4,5,6; 1961. № 4,5; 1962. № 2—6; О строении атрибутивного знания // Доклады АПН РСФСР. 1958. № 1, 4; 1959. № 1, 2, 4; 1960. Мб; Принцип "параллелизма формы и содержания мышления" и его значение для традиционных логических и психологических исследований. Сообщение 1 и 4. [В соавт.] // Докл. АПН РСФСР. 1960. № 2, 4; 1961. № 4, 5; Проблемы методологии системного исследования. М., 1964; "Естественное" и "искусственное" в семиотических системах. [В соавт.] // Семиотика и восточные языки. М., 1967; Система педагогических исследований (методологический анализ) // Педагогика и логика. М., 1968 (переизд. — М., 1993); Смысл и значение // Проблемы семантики. М., 1974; Два понятия системы // Труды Междунар. конгресса по истории науки и техники. М., 1974; Проблемы построения теории сложного "популятивного" объекта // Системные исследования-1975. М., 1976; Исходные представления и категориальные средства теории деятельности // Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектировании. М., 1975; Принципы и общая схема методологической организации системно-структурных исследований и разработок // Системные исследования-1981. М., 1981; Организационно-деятелъностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятелъности. [В соавт.] // Нововведения в организациях. Труды семинаров ВНИИСИ. М., 1983; Синтез знаний: проблемы и методы // На пути к теории научного знания. М., 1984; Схема мыследеятельности: системно-структурное строение, смысл и содержание // Системные исследования-1986. М., 1987; Методологический смысл оппозиции натуралистического и системодеятельностного характера // Вопросы методологии. 1991. № 2; Рефлексия в деятельности // Там же. 1994. № 3—4; Избранные труды. М., 1995; Работы по онтологии и онтологизации // Там же. 1996. № 3—4; Философия—Наука—Методология. М., 1997; Организация—Руководство—Управление. М., 1999. Программирование научных исследований и разработок. М., 1999; "Я всегда был идеалистом". М., 1999; Знак и деятельность. М., 1999.(О Щ. см.: Садовский В.Н. Философия в Москве в 50-е и 60-е // ВФ. 1993. № 7; Биография Г.Л.Щедровицкого // Вопросы методологии. 1994. № 1—2.)

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008