Щекатихина-Потоцкая, Александра Васильевна

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Щекатихина-Потоцкая, Александра Васильевна

Род. 1892, ум. 1967. Художник по фарфору. Среди росписей — "агитационный фарфор" начала XX в.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

ЩЕКАТИХИНА-ПОТОЦКАЯ Александра Васильевна
20(08).05.1892 (Алексаидровск, ныне Запорожье) - 23.10.1967 (Ленинград). Живописец, художник по фарфору, сценограф. Из старообрядческой купеческой семьи. Окончила гимназию в Александровске. В 1908 приехала в Петербург. Не сдав экзамен в АХ, поступила в Рисовальную школу ОПХ, училась у Н. К. Рериха и И. Я. Билибина. В 1910 по настоянию Билибина совершила поездку по северным русским городам. В 1913 получила заграничное пенсионерство. Побывала в Греции, Италии и Франции; несколько месяцев занималась в Париже в академии П. Рансона у М. Дени, Ф. Валл огона и П. Серюзье. Участвовала в росписи храма Святого Духа во Фленове, близ Талаппснна, помогала Рериху в оформлении балета «Весна Священная» И. Ф. Стравинского для антрепризы С. П. Дягилева. В 1915 вышла замуж за юриста Н. Ф. Потоцкого, у них родился сын Мстислав. В 1912-17 исполнила серию акварелей по мотивам русских сказок и преданий: «Единоборство князя Мстислава Удалого с Редедею», «Борьба дьявола с Силами Небесными», «Город нечестивый и город благочестивый». Рисовала для журнала «Голос жизни». В 1916 оформила оперу «Рогнеда» А. Н. Серова для театра С. И. Зимина в Москве. С 1915 участвовала в выставках «Мира искусства». В 1918-23 работала художником на Государственном фарфоровом заводе в Петрограде. Исполнила росписи: тарелка «Иванушка на Коньке-Горбунке», поднос «Летящий ангел и младенец», блюда «Гармонист» и «Страдание России», чайный и кофейный сервизы «Снегурочка». Создала ряд агитационных росписей: поднос «Да здравствует Интернационал!», блюдо «Да здравствует 8-й съезд Советов!», тарелки «Комиссар. Петроград. Площадь Урицкого. 1921», «Коммуна». По заказу Государственных центральных костюмерных мастерских создала эскизы костюмов к опере «Демон» А. Г. Рубинштейна (1919, Опера С. И. Зимина, Москва), декорации и занавес к опере «Садко» Н. А. Римского-Корсакова (1920, Народный дом, Петроград). Участвовала в 1-й Государственной свободной выставке произведений искусств (Пг., 1919), выставке Дома искусств (Пг., 1921), 5-й выставке Общины художников (Пг., 1922). выставке «Мир искусства» (Пг., 1922). В 1920 овдовела; приняла предложение от Билибина приехать к нему в Египет. Добившись командировки в Германию для ознакомления с производством Берлинской фарфоровой мануфактуры, выехала за границу. В феврале 1923 с сыном приехала в Каир к Билибину и стала его женой. В Египте создала серию расписных фарфоровых изделий на восточные темы: сервизы «Персидский» и «Арабский», чашки «Древние египтяне», тарелки «Современные египтяне» и др. Во время египетского турне Анны Павловой исполнила эскиз костюма к номеру «Умирающий лебедь» К. Сен-Санса. Совершила с семьей поездки по Сирии и Палестине (лето 1924) и в Верхний Египет, к Луксорскому храму (март 1925). Писала этюды маслом и акварелью. В августе 1925 переехала с семьей в Париж и поселилась на бульваре Пастера. С 1927 они проводили лето в местечке Лафавьер, где купили небольшой дом. Писала пейзажи, портреты и натюрморты, расписывала ткани и разрабатывала модели мужской и женской одежды; исполнила иллюстрации к книгам: «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя (1927), «Приключения Пиноккио» К. Коллоди (1933), «Славянские мифы» (1934) и др. Расписывала фарфор для Севрской мануфактуры: блюда «Господин в цилиндре с моноклем», «Голова быка и овощи», вазы «Гуси и виноград», «Русские мотивы», цикл тарелок «Охота». Работала с Билибиным над декорациями к опере «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова (1929, Русская частная опера. Театр Елисейских полей). Провела персональные выставки в Париже (Druet, 1926; Drouot, 1929) и совместную выставку с Билибиным в Амстердаме (1929). С 1926 выставлялась в Осеннем салоне и салоне Тюильри; участвовала в выставках русского искусства в Париже (Bemheim-Jeune, 1927; W. Hirshman, 1930; d’Alignan, 1931; La Renaissance, 1932), в Бирмингеме (1928), Брюсселе (1928) и Белграде (1930). Работы продолжали появляться на выставках в СССР, в советских отделах Международной выставки декоративных искусств в Париже (1925, золотая медаль за фарфор) и Международной выставки художественной промышленности и декоративных искусств в Монце, близ Милана (1927). В 1936 вернулась с мужем в СССР и поселилась в Ленинграде; возобновила работу на Государственном фарфоровом заводе. В годы войны обращалась к древнерусским героическим сюжетам: фарфоровая группа «Единоборство князя Мстислава Удалого с Редедею», вазы «Александр Невский» и «Дмитрий Донской», картины темперой «Александр Невский на берегах Невы», «Дмитрий Донской на Куликовом поле», «Кузьма Минин в Нижнем Новгороде» и др. В послевоенные годы работала в основном над фарфоровыми сервизами для массового производства. В 1953 вышла на пенсию. В 1955 провела в Ленинграде персональную выставку. В 1977, 1978-80 и 1994/95 в Ленинграде состоялись мемориальные выставки (совм. с Билибиным). Представлена в ГРМ, музее Санкт-Петербургского фарфорового завода, ГЦТМ, Музее театрального и музыкального искусства в Петербурге. Похоронена на Охтинском кладбище в Петербурге.

Источник: Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь. 1999