(р. 04.07.1936) — спец. по теории мировоззрения и проблемам формирования личности; д-р филос. наук, проф. Род. в с. Шипуново Алтайского края. Окончил филос. ф-т МГУ (1964), асп. там же (1972). В 1964—1968 — асс. Алтайского с.-х. ин-та; в 1972—1985 — ст. преп., затем доц. кафедры филос. Моск. ин-та инж. железнодор. транспорта (МИИТ); в 1985—1988 — нач. отдела филос. Минвуза СССР; с 1988 — доц. кафедры филос. МИИТ, с 1992 — проф., зав. кафедрой филос. и культурологии того же ин-та. Докт. дисс. — "Научное мировоззрение и жизненная позиция личности" (1991). Щ. — Почетный работник высшего образования России. В трудах Щ. исследуется дух.-практич. сторона мировоззрения, включающая убеждения и регулятивные принципы, обосновывается ее роль в обеспечении тесной связи познавательных и ценностных компонентов с деятельностью человека; анализируется связь понятий "мировоззрение" и "мироощущения". Различаются формы мировоззрения (напр., сциентистское мировоззрение, включающее в себя технократическое) и состояния мировоззрения (националистическое, милитаристское, гуманистическое и др.). Исследуется проблема мировоззренч. установок личности, выдвигается и обосновывается положение о том, что вед. в комплексе мировоззренч. установок активной личности является установка "на свободу".
Соч.
: Специфика и сущность интернационального воспитания. М., 1971; Единство методологических и мировоззренческих функций диалектики // Диалектика как методология научного познания. М., 1978; Научное мировоззрение и проблема активизации человеческого фактора. М., 1989; Мировоззрение, его сущность, формы и типы. (Депонир.). М., 1990; Философское понимание человека. [В соавт.]. М., 1992; Проблема свободы и деятельность человека. М., 1994; Мировоззрение: его аспекты, уровни и состояния. М., 1994; Философия, круг ее проблем и роль в обществе. М., 1995.