Щирский, Иннокентий

Найдено 1 определение
Щирский, Иннокентий

в миру Иоанн (Iean Szczyrsky) — черниговский гравер на меди; впоследствии монах (1697 г.) Киево-Печерской лавры и строитель Любечского монастыря. Он был вызван из Чернигова вместе с Тарасевичем, гравировавшим портрет царевны Софии Алексеевны. Резцу Щ. принадлежат следующие гравюры: 1) аллегорическая гравюра с изображением царей Иоанна, Петра и царевны-правительницы Софьи Алексеевны, приложенная к книге Лазаря Барановича: "Благодать и Истина Иисус Христос бысть, егда от Него... Иоанн Алексеевич... и Петр Алексеевич... поставлены суть царе. Чернигов, 1683 г." (хранится в галерее Петра Великого); 2) тезис Обедовского, большая картина, гравированная на двух досках резцом (один экземпляр ее хранится в С.-Петербургской Публичной Библиотеке, а другой в монастыре св. Саввы, близ Иерусалима); 3) архангел Михаил, с мечом в правой руке (поясной); 4) поклонение царей; Иоасаф царевич подносит Христу скипетр и корону. Гравюра эта была вклеена в "Букварь" Истомина, принадлежавший Г. Большакову (около 1850 г.); 5) картина, гравированная резцом: вверху Св. Троица, ниже — апостол Петр, слева и справа от него надписи; внизу — Паллада (хранится в библиотеке Киево-Софийского собора); 6) Петр I, гравюра, посвященная ректору Киевской духовной академии Прокопию Котожикскому (1700 г., находится в библиотеке Киево-Софийского собора), и 7) Самойлович И. С., малороссийский гетман, изображен в рост с заступом в руках, на одной доске вместе с кн. В. В. Голицыным (1690 г.).



Ровинский, "Подробный словарь русских гравированных портретов". — Его же, "Подробный словарь русских граверов". — А. П. Новицкий, "История русского искусства", Москва, 1899 г., выпуск 5, стр. 379—380.


M. A.


{Половцов}






Щирский, Иннокентий


(Szirski); черниговский гравер на меди, впоследствии монах (1697) Киево-Печерской лавры и строитель Любечского монастыря [При кафедре монастыря сохранилась Постная Триодь с надписью: "Сию книгу надалем я до монастыря преп. Антония Любецкаго Иоасаф Кроковский Архимандрит Печерский и Монастыря Пустынного Киевского Игумен за отпущение грехов своих року 1697 Дек. 8 д. на прошение честного Монаха Иннокентия Щирского, строителя тоя обители" (см. Милорадович: "Любечь... родина препод. Антония Печерского, М. 1871"; 8º, 22).]. Он был вызван из Чернигова вместе с Тарасевичем, гравировавшим портрет царевны Софьи Алексеевны.


1. Для книги Лазаря Барановича: "Благодать и истина Иисус Христос бысть егда от него Иоанн Алексеевич... и Петр Алексеевич... поставлени суть Царе. Чернигов 1683"; fol.; большая гравюра; на ней изображены триумфальные ворота в семь колонн; над ними Христос, и по сторонам его цари Иоанн (слева) и Петр (справа) Алексеевичи. Над Христом Богородица в рост, с крыльями; под воротами орел; вдали город (Чернигов); впереди, с каждой стороны, воин, преследующий турок. С каждой стороны гравюры, по бокам, изображен один из царевичей, в сопровождении царевны и патриарха. Внизу подпись: "Ioannus Szczyerski sculp.". 17.9 х 13.6. (Галерея Петра Великого Переп. 3.)


2. 1691 г. Тезис Обедовского — большая картина, гравированная на двух досках, резцом. На верхней доске помещен большой двуглавый орел; на груди его изображение в. кн. Владимира: "якw юрел покры Гнездо свое и на Птенцы своя вожделе..." На нижней доске, в средине, большое клеймо неправильной формы, оставленное без надписи. По сторонам сидят на тронах, в царских облачениях, цари Иоанн и Петр, a в средине, тоже на тронах, сидят греческие цари: "црь василии — црь аркади — ц***рь онории — црь константин". Между Аркадием и Гонорием порожнее клеймо; в повыше, в клейме, окруженном лавровым венком, воин на коне, поражающий копьем дракона: "Сей изыде да покорит луну под ноги своя и роги грешника хулящаго на ц***рей н***ших державу сломлет". Вдали виден Киев, нагорная часть и Подол; справа всадник, с поднятой саблей, гонит бегущих татар; еще правее видна крепость. Слева, под навесом сидят за большим столом малороссийские старшины; позади их стоят казаки; еще правее производится межевание: два человека копьем разделяют землю, — один, в боярском наряде, указывает им; еще двое стоят сбоку, a поодаль человек с заступом зарывает каменный межевой столб, который другой, стоя на коленях, поддерживает обеими руками. Надпись в левой стороне картины: "Conclusiones Theologicae | уставления Бгословская. Defendita publico ***Almo Collegio Serenissimae Orthodoxorum Rosicae Imperatorii Maiestatis a Theologis et Philosophie Atheneti Ejusdem Kiiowiensi Anno Dei et Hominis Christi 1691 diebus mensis Augusti". Внизу, под большим пустым клеймом, y нижнего борта гравюры, подпись: "Innocentius Szczyrsky sculpsit Kiioviae".


Мне известны два экземпляра этой гравюры; один из них, отпечатанный на шелковой материи, находится в С.-Пбг. публ. библ. (подарен туда А.Ф. Бычковым), a другой на бумаге, в монастыре Св. Саввы (Марсаба), что близ Иерусалима. Этот последний наклеен на холсте и вывешен в монастырской трапезе, где я и видел его в 1873 году в очень плохом состоянии.


По моему мнению, эта гравюра вполне соответствует описанию гравюры, "привезенной двумя граверами из Черкас" в Москву, в 1689 году, о которой упоминается в деле Шакловитого [После первой Крымской кампании в Москву приехал ахтырский полковник Иван Перекрест с двумя своими сыновьями, получившими хорошее образование, и их учителем Богдановским. Перекресты были представлены ко двору, говорили речи царю и царевне и были пожалованы от нее к руке. Вслед за тем Шакловитый заказал Богдановскому написать царевне панегирик; на что последний согласился, объясняя, что лучше всего будет издать портрет царевны, панегирик подписать под ним и что есть для такого дела в Чернигове гравер Лев Тарасевич. О вызове этого Тарасевича сохранилось в деле Шакловитого (1690 г.) следующее показание Сильвестра Медведева: "в прошлом де 197 году, в великий пост приезжал к Федьке Шакловитому на двор Ахтырский полковник Иван Перекрест, a c ним черкесы два человека (один был Л. Тарасевич, a другой, по всей вероятности, Щирский); a привезли они на двор две доски медные, мерою четверти по три аршинных, да описание тех досок, книжек десять в дестевых тетрадках, a письмо тое книжки Белорусской печати, a на тех досках вырезано: на первой в начале Отец и Сын и Святой Дух, a ниже того персоны государей Ивана и Петра Алексеевичей и сестры их, великой государыни Софии Алексеевны, a ниже того не подписано, a на де доске человек на лошади, a другой с заступом, и иные персоны, a на низу написано: тщанием Данила да Якова Ивановых детей Перекрестов". Из показания Перекреста видно, что то вырезано было "признавая к ратному строю, и князь Василий Голицын на лошади да бывший Гетман Самойлович... и теми досками печатали на Белгородском подворье, что в Китае, a сколько тех листов было напечатано, того он не упомнит, только тех листов было напечатано меньше сотни". — "А печатаны де те листы на бумаге и на атласе и на тафте". Пять экземпляров на атласе, вместе с книжкой, поднесены царевне Перекрестами; все остальные отпечатки отданы Тарасевичем и Богдановским Шакловитому, который роздал их, как показывает Медведев, "князю В.В. Голицыну, окольничему С.О. Толочанову, ризничему Акимфу и другим" (Русское слово, 1859. Декабрь, стр. 441; Москвитянин 1843 года, № 10).]: как наша гравюра, так и гравюра, упоминаемая в деле Шакловитого, вырезаны каждая на двух досках, четверти по три в каждой доске; на обеих, вверху, изображена Троица, пониже персоны царей Ивана и Петра Алексеевичей, a ниже того не подписано, т. е. в большом клейме неправильной формы на нашей гравюре. На ней тоже находятся и поименованные в шакловитовском описании: один человек на лошади (кн. Bac. Bac. Голицын) и другой с заступом. Только портрета Софьи, упоминаемого в шакловитовском описании, нет на нашей картине; почти нет сомнения, что он был вырезан в одном из порожних клейм и затем счищен; a что он находился на картине, то доказывает надпись над царями, в которой говорится: "Бг црь неба и земли единых во троице блговолит в троиственнои Црствующихх Двоици". Вероятно, во время производства шакловитовского дела портрет Софьи был с доски счищен; с боков прибавлены столбцы с надписями, и таким образом гравюра обращена в тезис, к которому подклеено отпечатанное типографским шрифтом посвящение Обедовского.


В 1862 году, по заказу Имп. публич. библиотеки, сделана была с этого тезиса фотографическая копия (у Атонова), которая и подарена Киевской духовной академии, по случаю юбилейного торжества ее, и находится в ее музее.


В моем Подробном словаре портретов помещена фототипия в маленьком размере с этой фотографии. Снять большую фототипию с нее, ввиду темно-желтого цвета материи, на которой она отпечатана, оказалось невозможным.


3. Архангел Михаил; поясной, с мечом в правой руке; кругом изображения кайма из цветов; внизу герб Баскаковых и подпись: "М. I. Щирский". 4 х 3.2. Р. Н. К. III. № 1545.


4. Поклонение Царей; Иоасаф Царевич подносит Христу скипетр и корону; слева Св. Варлаам, Ангел несет ему кадило и четки. Внизу стихи и посвящение: "Barlaamo Jasinski Archimandritae Piexzarie*** si K:... Innocentius Sczierski indignus monacha P. P." — Гравюра эта была вклеена в Букварь Истомина, принадлежавший Т. Большакову (около 1850 года).


5. Картинка, гравированная резцом; вверху ее представлена Св. Троица; пониже, в средине: "с: Апто*** Петр", справа: "прд. Прокоп Декап***; слева: "с:"мч. Прокопи"". Над ними в трех клеймах эмблемы с надписями: 1. Море, подмывающее скалы: "non | praeva | lebunt"; 2. Якорь: "non mone | bor"; 3. Борей, задувающий пожар: "Auedût | du"extin | guunt".


В нижней части гравюры представлена Паллада (очень напоминащая изображение Петра I), и перед нею целый сонм бурсаков, стоящих без шапок, в длинных кафтанах и епанчах; позади их видны древние Могиловские Палаты Духовной академии, a над ними вверху надпись: "Labarum Triũphale Triados — Trino Virtutũ Theologicarũ Choro | par Tres Divinissimos Tutelares adùbra to Illustre sub Signis Almae Orthodoxae | Kiiovo Mohileanae Palladis Militantibq Praefixum Ac natales Reuerendissimi | in Christo patris P. Procopii Kotáczynski eigdem Almi Orthodoxi Collegii Rectoris Emeritissimi intra ferias a deuinctissimo suo Nomini Innocentio Szczyrski, monacho O. D. B. | praesentatum"; и стихи b два столбца: "Wuae Vexilla micât: tonat ecquis classica Mavors: |


— Spes A.. Fides, referũtquas Stẽmate Diui: Est labarum Triados, dant cui Signa Tua. | —


— Sub queis Rossiadũ... Pallas agit." — 12.2 x 6.9.


Единственно известный экземпляр этой гравюры находится в библиотеке Киево-Софийского собора. Копия с него помещена в моих Материалах для Русской Иконографии.


{Ровинский}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008