ЩУСЕВ Алексей Викторович

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ЩУСЕВ Алексей Викторович
(1873—1949), советский архитектор, академик АН СССР (1943),заслуженный архитектор СССР (1930), автор проекта Мавзолея В. И. Ленина. В годы Вел. Отеч. войны разработал проекты восстановления и реконструкции разрушенных городов Истры (1942—43), Новгорода (1943—45) и др. Государственная премия СССР (1941, 1946, 1948, 1952, посмертно).

Источник: Великая Отечественная война. 1941 —1945. Словарь-справочник. 1988 г.

ЩУСЕВ Алексей Викторович
26.09/8.10.1873 - 24.05.1949), русский архитектор. Родился в Кишиневе. Учился в Петербургской Академии художеств (с 1910 академик). В 1926-29 директор Третьяковской галереи, создатель и директор Музея архитектуры в Москве (с 1946). В 1913-18 преподавал в Строгановском художественно-промышленном училище, в 1920-24 - во ВХУТЕМАСе, в 1948-49 - в Московском архитектурном институте. Реконструировал церковь Василия в Овруче (XII в.), Марфо-Марьинскую обитель (1908-12). Творчески развивал традиции русского зодчества (напр., комплекс Казанского вокзала в Москве, 1914-26). В 1918-25 разрабатывал план реконструкции Москвы, был главным архитектором Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве (1922-23), Москворецкого моста, Театра оперы и балета в Ташкенте, станции метро "Комсомольская-кольцевая". Щусев разработал проекты восстановления разрушенных в годы Великой Отечественной войны городов: Истры, Новгорода и др.
Автор более 200 научных трудов и статей по проблемам архитектуры.

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

ЩУСЕВ Алексей Викторович
(26.9.1873–24.5.1949), архитектор, 4?кратный лауреат Сталинской премии (1941, 1946, 1948, посмертно в 1952), заслуженный архитектор СССР (1928), академик АН СССР (с 27.9.1943). Сын чиновника. Учился в мастерской Л. Бенуа. Окончил Петербургскую АХ (1897). В 1902 провел первый крупный проект – реконструкцию дома графа Олсуфьева (Петербург). В 1913–18 преподавал в Строгановском худ. – пром. уч?ще. Стал известен как автор проекта Казанского вокзала в Москве (1914–26, 1941). С 1918 рук. архитектурной мастерской Строит. отдела Моссовета. В 1918–24 возглавлял работу по составлению плана реконструкции Москвы – «Новая Москва», по к?рому в угоду новой идеологии планировалось безжалостное уничтожение величайших памятников истории, освобождая место грандиозным и безвкусным проектам. С 1919 зав. науч. отделом архитектурного подотдела в Отделе по делам искусств и худ. пром?сти Наркомата просвещения РСФСР. В июле – дек. 1919 одноврем. возглавлял архитектурные мастерские в Петрограде. В 1925 фактически стал гл. архитектором И.В. Сталина, его мнение в вопросах архитектуры стало законом. Считается основоположником соц. реализма в архитектуре. В 1926–29 дир. Третьяковской галереи. По его проекту построены Мавзолей В.И. Ленина (1924–30), гостиница «Москва» (1932–38), адм. здание НКВД на площади Дзержинского (1946), станция моск. метро «Комсомольская?кольцевая». Во время Вел. Отеч. войны разработал проект реконструкции Пулковской обсерватории в Ленинграде (1944), участвовал в разработке ген. плана реконструкции и восстановления Истры, Новгорода (с 1943), Кишинева (с 1945), Сталинграда, Минска и т. д. Организатор и дир. Музея архитектуры (1946–49).

Источник: Великая Отечественная война. Большая биографическая энциклопедия. 2013

ЩУСЕВ Алексей Викторович
(1873—1949) — российский и советский деятель культуры, архитектор, академик АХ (с 1910), заслуженный архитектор СССР (1930), академик АН СССР (1943), лауреат Сталинской премии (1941, 1946, 1948, 1952, посмертно). В ранних произведениях творчески перерабатывал традиции русского средневекового зодчества и классическое наследие. Первая самостоятельная работа — проект иконостаса Успенского собора Киево-Печерской лавры. Увлекшись древнерусской архитектурой и искусством, поступил на службу в канцелярию Священного синода. Вдохновленный соборами древнего Новгорода, Пскова и Юрьева-Польского, выполнил проект храма Покрова в МарфоМариинской обители (1908—1912). Восстановил церковь св. Василия (памятник XII в.). В 1913 г. выиграл конкурс на проект Казанского вокзала в Москве, представив план двухсотметровой композиции из разновысоких теремов и палат, которая воспринималась как «ворота на восток». Строительство вокзала растянулось с 1914 до 1941 г. В советское время принимал участие в разработке плана реконструкции Москвы (1918—1925). В 1922—1923 гт. — главный архитектор Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве. В 1926—1929 гг. — директор Третьяковской галереи. В 1924 г. начал работу по проектированию и строительству Мавзолея В. И.Ленина на Красной площади (1924—1930). Под влиянием конструктивизма, характерного для 1920—1930-х гг. создал здания Научно-исследовательского института курортологии и физиотерапии в Сочи (1927—1931), Наркомзема в Москве (1928—1933). В 1930-х гг. в своих постройках стал шире использовать элементы классической архитектуры. По его проектам возводились жилые дома, здание гостиницы «Москва» (1932—1938, совместно с JI. И. Савельевым и О. А. Стапраном), новый Москворецкий мост (1936— 1938), административное здание на Лубянской площади (1946, бывшая — Дзержинского), станция метро «Комсомольская-кольцевая» (1952) — все в Москве. Мотивы грузинского национального зодчества применил в здании филиала Института марксизма-леттмзмъ в Тбилиси (1938), а узбекского — в здании Большого театра оперы и балета им. А. Навои в Ташкенте (1938— 1947). После окончания Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. много работал над восстановлением Новгорода (1943—1945), а также Истры (1942— 1943) и Кишинева (1947). Активно занимался преподавательской деятельностью в Строгановском художественно-промышленном училище (1913^-1918), в московских Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас, 1918—1924), в Московском архитектурном институте (1948—1949). В 1946 г. организовал Государственный научно-исследовательский музей архитектуры и стал первым его директором. Написал свыше 200 научных работ и статей о различных проблемах архитектуры.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

Щусев, Алексей Викторович

(род. 1873) — виднейший советский архитектор. В 1891—97 — в Академии художеств; продолжал занятия в Италии, Франции и Англии. Академик с 1910. В 1922—29 — председатель Московского об-ва архитекторов. В 1926—29 — директор Третьяковской галереи. В дореволюционные годы Щ. использовал в своих постройках элементы средневековой русской архитектуры [реставрация южно-русских храмов, постройка Марфо-Мариинской обители (1908—09) и Казанского вокзала в Москве (1913)]. После революции Щ. принимая участие в планировке Москвы, Туапсе, Смоленска и Сухума. Из построек последнего времени известны первый (деревянный) и второй (гранитный) мавзолей В. И. Ленина, здание Наркомзема (у Орликова пер. в Москве), а также санаторий № 7 в Мацесте (1928—29). Широко используя художественное наследие прошлых эпох, Щ. применяет различные стилистические направления, модернизируя как общую композицию, так и детали. Работы Щ. опубликованы в советских изданиях, а также в Германии, Франции, Англии, Японии и т. д. Привлекался неоднократно к самым крупным советским конкурсам. С 1932 является членом Комитета по охране памятников революции, искусства и культуры при Президиуме ВЦИК.




Щусев, Алексей Викторович


(26. 09. 1873, Кишинев — 24. 05. 1949, Москва)


Окончил ИАХ, в 1897 получил звание худ.-архит. и правом на заграничную пенсионерскую поездку. С 1901 состоял на службе при Синоде. Спроектировал и построил 28 храмов. В 1908 избран действительным членом АХ, с 1910 — акад. С 1913 работал в Москве. В 1913—18 преподавал в Строгановском уч-ще. Работы в Москве: Казанский вокзал (1913—40, Комсомольская пл., 2), храм Марфо-Мариинской обители (1908—12, ул. Б. Ордынка, 34а), церковь на Братском кладбище (1915—16, не сохр.). Выполнил неосуществленный проект Коммерческого ин-та. Проявил себя, как мастер национального русского стиля. В 1917 избран председателем Всероссийского союза зодчих. Впоследствии — ведущий советский архит., председатель МАО (1921—29), академик АН СССР (1943). По его проектам выстроен ряд значительных зд., в том числе Мавзолей В. И. Ленина. Похоронен на Новодевичьем кладбище.


Лит.: Афанасьев К. Н. А. В. Щусев. — М., 1978.




Щусев, Алексей Викторович


Род. 1873, ум. 1949. Архитектор, продолжатель классических традиций и традиций средневекового русского зодчества. Ученик Л. Н. Бенуа. Автор проекта Марфо-Мариинской обители (1908—12) и др. церквей, Казанского вокзала (1913), Мавзолея В. И. Ленина на Красной площади (1924—29), Научно-исследовательского института курортологии и физиотерапии в Сочи (1927—31), здания Наркомзема (1928—33), нового Москворецкого моста (1936—38), здания на Лубянской площади (1950-е гг.) и др. Участник создания плана реконструкции Москвы (1918—25). Главный архитектор Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве (1922—23). Один из проектировщиков гостиницы "Москва" (1932—38). Вел преподавательскую деятельность (1913—49). Директор Государственной Третьяковской галереи (1926—29), создатель и первый директор ГНИИ музея архитектуры (с 1946 г.). Автор множества научных трудов и статей. Лауреат Государственной премии СССР (1941, 1946, 1948, 1952 посмертно). С 1943 г. действительный член АН СССР.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

АЛЕКСЕЙ ВИКТОРОВИЧ ЩУСЕВ
1873—1949) «Творчество в архитектуре более, чем в других искусствах, связано с жизнью», – говорил Щусев. Он постоянно искал связь архитектурных форм с жизненными процессами, не считая застывшими ни те, ни другие. Как истинный художник, он пробовал себя в разнообразных формах архитектуры, находя удовлетворение в познании и выражении все нового и нового и не удовлетворяясь до конца. Алексей Викторович Щусев родился 8 октября 1873 года в Кишиневе. Он был сыном Виктора Петровича Щусева – надворного советника по званию и смотрителя богоугодных заведений по должности, и Марии Корнеевны Зазулиной, второй жены Виктора Петровича. Алексей был разносторонне одаренным ребенком, а перед его талантом художника преклонялись даже старшие братья. Вся семья гордилась Алешей. Летом 1881 года Мария Корнеевна привела его во Вторую кишиневскую классическую гимназию, где уже учились двое ее сыновей. В 1891 году Алексей окончил гимназию и 26 августа того же года стал студентом первого курса архитектурного отделения Академии художеств. С 1894 года Щусев занимался в мастерской Л.Н. Бенуа, у которого получил основательную профессиональную подготовку. Алексею вообще повезло с наставниками. У каждого из его учителей был свой круг творческих интересов, свои пристрастия. Кредо профессора Котова состояло в утверждении канонов русской классики, в пропаганде национального наследия, Котов выступал против псевдорусского стиля, против формалистского копирования исторических памятников русской архитектуры, требуя современного осмысления русской старины. В 1894—1897 годы Щусев сделал детальные обмеры древнейших памятников Самарканда Гур-Эмир и Биби-Ханым. Впечатления, полученные от красочного древнего искусства Средней Азии, сыграли большую роль в дальнейшей работе мастера. В 1897 году Щусев окончил академию. Ни Бенуа, ни Котов больше не сомневались в творческих возможностях своего ученика. Его дипломный проект «Барская усадьба» был оценен самым высоким баллом. Проекту присудили Большую золотую медаль, а автор «Барской усадьбы» получил право на заграничную командировку. 1898–1899 годы Щусев провел за границей: в Вене, Триесте, Венеции и других городах Италии, Тунисе, снова в Италии, Франции, Англии, Бельгии. Из его рисунков этого периода была составлена отчетная выставка, получившая одобрительный отзыв И.Е. Репина. К тому времени Щусев уже был женат на подруге детства – Машеньке Карчевской. Из нескладного подростка Маша превратилась в задумчивую принцессу, поглощенную неведомыми никому мыслями. Вся она была воплощением чистоты и прелести. По возращении из-за границы на кафедру академии Щусева не взяли. С неизменной своей спутницей – гитарой и сундучком с пожитками перебрался Щусев в дешевые меблированные комнаты на Крюковом канале. С двумя сотнями рублей в кармане приготовился он встретить тяжелые времена. И в самом деле, вскоре он узнал, что значит бегать, высунув язык, за дешевыми заказами. Все решило приглашение профессора Григория Ивановича Глотова. Алексей ухватился за это приглашение, хотя прежде отказывался от такой работы, называя ее рабством. К тому же сумма годового жалованья оказалась несколько большей, чем предлагалось вначале. Первый самостоятельный заказ, полученный Щусевым, – проектирование иконостаса для Успенского собора Киево-Печерской лавры и успешное его выполнение – казалось, прочно привяжет талантливого молодого специалиста к работе над культовыми сооружениями. Но архитектор видел в них лишь основу для создания монументальных художественных произведений, приумножающих славу русского искусства. В середине июня 1904 года Синод командировал Щусева в Овруч. Всю зиму проработал Щусев над проектом местного храма и к весне представил на суд проект пятиглавой церкви в духе традиций русской классики, органично включив в него сохранившиеся детали. Когда проект Щусева оказался на Петербургской выставке современной архитектуры, критики тут же поставили его в ряд самых ярких явлений современности. В художественных кругах и в прессе заговорили о щусевском направлении в архитектуре, объявив архитектора основоположником неорусского стиля. Так к Алексею Викторовичу нежданно-негаданно пришла слава. Он воспринял это совершенно спокойно. К 1907 году относится проект Марфо-Мариинской общины со всеми ее зданиями. По свидетельству ближайшего друга и соратника Щусева академика И.Э. Грабаря, Алексей Викторович впоследствии с нежностью вспоминал свою работу над образом «Марфы», когда он «вдохновлялся прекрасной гладью стен новгородских и псковских памятников, лишенных всякого убора и воздействующих на чувства зрителя только гармонией объемов и их взаимосвязью». Несмотря на относительно крупные размеры, «Марфа» производит удивительно домашнее, уютное впечатление. План храма напоминает старинный ключ: бородка повернута на запад, три закругленных лепестка ушка ориентированы на восток. Эти три полукруглые апсиды и создают ощущение уюта, пряча от глаз основной объем сооружения, который завершен высоким крепким барабаном, увенчанным чуть заостренной сферой купола. После Овруча и «Марфы» за Щусевым утвердилась слава первого русского архитектора. Знать охотилась за ним: всем хотелось иметь на своих землях хоть что-нибудь «в щусевском стиле». В 1913 году по проекту Щусева был построен павильон на художественной выставке в Венеции, архитектурная композиция которого была своеобразной интерпретацией национальной архитектуры XVII века. Современники отмечали, что формы старинной русской архитектуры гармонично сочетались с живописным пейзажем Италии. К идее строительства нового здания Казанского вокзала в Москве Алексей Викторович сначала отнесся почти безразлично. Эскизные проекты, представленные на конкурс, были схематичны, приблизительны. Выбрав эскиз Щусева, правление тешило себя надеждой если удастся задеть архитектора за живое, заинтересовать его самой идеей «ворот на Восток», то делу будет обеспечен успех. И оно не ошиблось. Профессиональное чутье, любовь к русской истории и археологии сослужили Щусеву великую службу – он нашел верную цветовую гамму «ворот на Восток». 29 октября 1911 года академика Щусева официально утвердили главным архитектором строительства нового здания Казанского вокзала в Москве. На строительство правление дороги выделило баснословную сумму – три миллиона золотых рублей. Но только к концу августа 1913 года архитектор представил в министерство путей сообщения детальный проект. Еще не было у Щусева ни одного проекта, на подготовку которого он затратил бы более двух лет. Архитектор долго и мучительно искал, как выбраться «из ямы» Каланчевской площади, пока не придумал поместить главную доминанту ансамбля – башню – в самом низком месте. Тогда весь ансамбль прочитывался легко, как бы единым взором. Едва проект Казанского вокзала появился на страницах журнала «Зодчий», как в адрес Алексея Викторовича посыпались поздравления. Более чем двухсотметровая протяженность вокзала не мешала целостному восприятию постройки. Нарочитое нарушение симметрии, одинокая башня в сочетании с разновеликими массами архитектурных объемов должны были открывать здание заново с каждой новой точки площади. Пожалуй, ни один архитектор прежде не умел так свободно и прихотливо играть светотенью, заставлять не только солнце, но и облака оживлять каменный узор. Вместе с Жолтовским Щусев возглавил работу коллектива архитекторов над проектом перепланировки Москвы. Внимательно вглядываясь в исторически сложившуюся структуру Москвы, архитектор укреплял ее, вскрывая заложенные в ней самой потенции развития – перспективные зоны застройки и благоустройства. Непростым оказалось инженерно-техническое преобразование маршрутов передвижения москвичей по своему городу. План впервые связал радиально-кольцевое движение наземного транспорта с пригородным железнодорожным движением. Что уже совсем невиданно по тем временам, сеть общественного транспорта завязана в плане в единый узел на основе радиально-кольцевой схемы Московского метрополитена. Так в 1919 году Щусев угадал самые сокровенные мечты Москвы. В 1922 году Щусев был назначен главным архитектором Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки, она была открыта в августе 1923 года на территории нынешнего ЦПКиО имени М. Горького. Щусев перестроил здание бывшего механического завода под павильон кустарной промышленности, руководил строительством 225 зданий выставки. В 1924 году ему поручили создать проект Мавзолея Ленина. Спроектированный и построенный в течение считанных часов, первый деревянный Мавзолей был прост по своим формам, но в нем уже содержалась идея, получившая в дальнейшем блистательное развитие: кубический объем усыпальницы имеет ступенчатое завершение. Позднее был объявлен Всесоюзный конкурс на создание постоянного Мавзолея. В итоге конкурса правительственная комиссия предложила Щусеву «перевести временный Мавзолей из дерева в гранит». Задача была непростой. Если решать Мавзолей в стиле русской архитектуры, то, «подверстанный» к Сенатской башне, он потеряется под стенами Кремля. А выдвинутый вперед, он невольно вынужден будет спорить красотой с собором Василия Блаженного… Наконец, Щусев нашел выход. Мавзолей поднялся, достиг двенадцатиметровой высоты, что было равно одной трети высоты Сенатской башни и одной шестой высоты Спасской башни, три дробных его уступа слились в один. Нижний пояс с траурной лентой черного гранита смело выдвинулся вперед и настойчиво потребовал вытянуть венчающий портик почти до зубцов кремлевской стены. Архитектор нашел и еще один прием: если смягчить левый угол, то почти незаметная асимметричность оживит перепад уступов, игру объемов, цветовую гамму поясов. Мавзолею оказалось по силам организовать и «держать» площадь. Площадь открылась, ансамбль ее сделался цельным. Архитектору блестяще удалось вписать в площадь, казалось бы, инородное по архитектуре сооружение и органично подчинить Мавзолею все, что здесь есть. Целый ряд работ Щусева, относящихся ко второй половине 1920-х годов, воплотили в себе архитектурные формы конструктивизма. Это проекты зданий Института марксизма-ленинизма на Советской площади, Государственного банка в Охотном ряду и на Неглинной улице, Государственной библиотеки СССР имени Ленина, а также гостинично-санаторного здания в Мацесте, построенного в 1927—1928 годы. В этом отношении характерны также здания Коопинсоюза в Орликовом переулке (1928—1933) и Механического института имени Ломоносова на Садовой-Триумфальной (1930—1934). В начале лета 1926 года был объявлен конкурс на сооружение Центрального телеграфа на Тверской улице. В разгар споров о новаторстве конструктивизма Щусев решил показать на примере, что осмысление динамики и ритма времени в архитектуре всегда опирается на мощный пласт духовной культуры, что и конструктивизм имеет полное право на существование, если исполнен духовности. Щусевский проект поразил даже приверженцев конструктивизма. Сугубо конструктивистская схема телеграфа несла в себе идею связи – связи эпох, интернациональной связи между странами и континентами. Художественный образ телеграфа был предельно строг. И вместе с тем тонкое изящество завораживающе смелых линий, легкость, свежесть дыхания покоряли с первого взгляда. Утилитарность здания подчеркивалась ритмикой гранитных вертикалей и стеклянных поясов. Проект показал: современная ритмика может соединять монументальность с простором, легкость с мощью. В пояснительной записке к проекту Щусев писал: «Здание по своей программе – узкотехническое, по конструкции соответствует принципам рационализма и экономии». Для своего времени щусевский телеграф был сугубо новаторским, по этой причине он и не был осуществлен. Предметом гордости Алексея Викторовича была конструкция Центрального Дома культуры железнодорожников. Воздушный амфитеатр зрительного зала был подвешен на выносных консолях, сконструированных А.В. Кузнецовым. ЦДКЖ стал одним из лучших концертных залов страны и сделался неоспоримым доводом зодчего, когда он доказывал, что самая смелая конструкция не может и не должна вступать в противоречие с художественными принципами архитектуры. Осуществилась и стала подлинным украшением Москвы спланированная Щусевым широченная магистраль Ленинградского проспекта, прорезанная зелеными поясами с пешеходными дорожками. В ту пору эта магистраль многим казалась бессмысленно просторной, расточительной даже для такого города, как Москва, но время подтвердило правоту архитектора. Пристройка части здания к Третьяковской галерее, осуществленная в те же годы (Щусев был директором галереи в конце двадцатых годов), характеризует бережное отношение архитектора к основной части галереи, фасад которой построен по рисункам В.М. Васнецова. Начавшаяся в 1930-е годы реконструкция столицы была связана с организацией новых архитектурных мастерских Моссовета. Одну из них – вторую – возглавил Алексей Викторович. В этой мастерской разрабатывались проекты реконструкции и застройки районов бывшей площади Триумфальных ворот (ныне площадь Маяковского), Большой Садовой улицы, Кудринской площади (ныне площадь Восстания), Ростовской и Смоленской набережных. Коллектив мастерской также участвовал в разработке других районов столицы. В 1930-е годы по проектам Щусева было построено несколько крупных жилых зданий, из которых наиболее известны жилой дом артистов ГАБТ, жилой дом Академии наук СССР, жилой дом архитекторов. По проекту Щусева и молодых архитекторов Л.И. Савельева и О.А. Стапрана в 1935 году в Охотном ряду была возведена одна из первых гостиниц советского времени – гостиница «Москва». Углы здания зрительно усилены небольшими уступами-башенками. Наверху устроены рестораны и кафе; на седьмом этаже западного фасада над восьмиколонным портиком, придающим зданию особую монументальность, также устроено открытое кафе. Просторные лоджии и балконы создают композиционные акценты, сообщают фасадам здания пластический характер и свидетельствуют о жилом назначении здания. Интерьеры гостиницы и встроенных в первый этаж магазинов и вестибюля станции метрополитена выполнены из высококачественных материалов и послужили в то время образцом выполнения отделочных работ для зданий подобного типа. Среди работ Щусева, связанных с реконструкцией столицы, следует также назвать новый Большой Москворецкий мост (1938), ведущий от Красной площади на улицу Большую Ордынку. Выполненный из монолитного железобетона, он лаконичен и смел по своим формам. В те же годы по проектам Щусева были построены гостиницы в Баку, Батуми, Институт марксизма-ленинизма в Тбилиси, начато строительство Театра оперы и балета в Ташкенте (закончено в 1947 году). В двух последних зданиях с особенной силой проявилось умение Щусева сочетать классическую схему построения с национальными традициями, деталями, орнаментом и т д. Так, в ташкентском театре отделку шести залов фойе в технике резьбы по ганчевой штукатурке вели народные мастера («усто») из шести районов Узбекистана. Национальный орнамент по рисункам и шаблонам Щусева, который в юности обмерял самаркандские памятники, использован в отделке зала, занавеса, люстр, дверных ручек. После Великой Отечественной войны Щусев участвует в обследовании целого ряда исторических городов и ансамблей архитектуры, разрушенных немецкими захватчиками. Наиболее последовательно идеи Щусева были реализованы при восстановлении Новгорода. Из послевоенных построек Щусева в Москве следует, прежде всего, упомянуть административное здание на площади Дзержинского (ныне Лубянка). В композиции использованы архитектурные приемы и формы итальянского Возрождения в интерпретации зодчего: система горизонтальных членений, облегчающаяся кверху рустовка, итальянские балконы и классические карнизы – вот основные мотивы фасада. Обе части здания объединены сейчас серым гранитным цокольным этажом. Одно из наиболее ярких произведений Щусева последнего периода деятельности станция метрополитена «Комсомольская»-кольцевая. К проектированию этого сооружения зодчий приступил в 1945 году. Зал станции является наиболее ярким примером той художественной тенденции в советской архитектуре, которая заключалась в трактовке станций метро, как дворцов для народа, в преодолении ощущения «подземности» помещений метрополитена не только собственно архитектурными средствами, но и привлечением декоративно-изобразительных искусств. Строительство станции метро «Комсомольская» завершалось уже после смерти Щусева – 24 мая 1949 года – по его эскизам.

Источник: 100 великих архитекторов. 2003