СЕГАЛ Лазарь

Найдено 1 определение
СЕГАЛ Лазарь
20.07.1891 (Вильно)-31.07.1957 (Сан-Паулу, Бразилия). Живописец, график и скульптор. Юность провел в Вильно. С 1907 учился в Берлинской АХ. В 1909 впервые показал работы в Сецессионе и был отмечен призом М. Либермана по живописи. В 1909-10 посещал занятия в Дрезденской АХ, получил звание мастера и право на персональную академическую мастерскую. В 1912-13 побывал в Бразилии, провел персональные выставки в Сан-Паулу и Кампинасе. По возвращении в Германию познакомился с О. Диксом и Г. Гроссом, испытал их влияние. С началом I мировой войны в группе российских подданных был направлен в Мейсен, позже получил разрешение жить в Дрездене. В 1916 примкнул к дадаистской группе «Кабаре Вольтера» («Cabaret Voltaire») и участвовал в ее выставке в Цюрихе. В 1917 вошел в авангардистскую «Группу 1917» («Gruppe 1917») в Дрездене, в 1919 стал соучредителем дрезденского Сецессиона. Входил в «Рабочий совет искусств» («Arbeitsrat ffir Kunst») в Берлине (1918-21) и международное авангардистское объединение «Ноябрьская группа» (1922-25). Выпустил несколько графических альбомов, в том числе «Воспоминания о Вильно» (офорты; текст П. Ф. Шмидта; 1919) и «Кроткая» (литографии по повести Ф. М. Достоевского; текст В. Громанна; 1921). Провел персональные выставки в музее Folkwang в Хагене (1920), галерее Chames во Франкфурте-на-Майне (1921) и в кабинете эстампов Лейпцигского музея (1923). Участвовал в выставках русских художников в Ганновере (Garvens, 1921) и Дюссельдорфе (1922). В конце 1923 эмигрировал в Бразилию и вскоре получил бразильское гражданство. В 1924 провел персональную выставку в Сан-Паулу и расписал павильон, предназначенный для размещения коллекции современного искусства Оливии Пентеадо. В 1925 женился на бразильской поэтессе Дженни Клабин, известной своими переводами французской и немецкой классики. В 1926 провел персональные выставки в Берлине (галерея Neumann-Nierendorf), Дрездене и Штутгарте. Писал пейзажи и жанровые сцены из бразильской жизни, обращался к образам бразильского фольклора; часто изображал бедняков, бродяг и проституток: «Большое семейство», «Жилище бедняков», «Вечные странники», «Беременные», «Улица». Выпустил альбом «Манги» о беднейшем районе Рио-де-Жанейро (с текстами по вопросам проституции; 1944). В 1930-40-е создал многофигурные картины: «Погром», «Корабль эмигрантов», «Война», «Концлагерь», «Переселение», «Осужденные », «Исход». Занимался скульптурой, расписывал интерьеры общественных зданий. В 1932-35 был одним га основателей Паулистского общества современного искусства (Sociedade Paulista de Arte Modema) в Сан-Паулу и инициатором создания Музея современного искусства (ныне Музей Сегала). Провел персональные выставки в СанПаулу (1927), Рио-де-Жанейро (1928,1933,1942), Париже (галереи Vignon, 1931, и Renou et Kohl, 1938), Риме (1933, Сага dArte Bragaglia), Милане (1934, Galerie II Milione), НьюЙорке (1940, галерея Neumann-Willard; 1948, Ассоциация американских художников) и Вашингтоне (1948). Работы были показаны в отдельных залах на I и 111 биеннале искусств в Сан-Паулу (1951 и 1955) и на многих групповых выставках в Бразилии. В 1951 в Музее искусств в Сан-Паулу состоялась ретроспективная выставка. В 1958 посмертные выставки прошли в Сан-Паулу, Венеции (в рамках XXIX биеннале искусств), Барселоне и Мадриде, в 1959 - в Национальном музее современного искусства в Париже. В 1974 работы были показаны на выставке «Русский взгляд» в Гейдельберге.

Источник: Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь. 1999