Питерс (Segers, Hercules Pieterz) 1589 или 1590, Харлем — ок. 1638, Гаага (?). Голландский живописец и офортист. Учился до 1606 у Г. ван Конинкслоо в Амстердаме. Работал в Харлеме, мастер с 1612, Амстердаме (1614—1629), Утрехте (1631), Гааге (с 1632 или 1633). Пейзажист. Творчество Х. Сегерса стоит в ряду крупнейших явлений голландской живописи XVII в. Художник разделил трагическую судьбу других великих голландцев, его произведения не принимались современниками; по словам А. Хоубракена, вместо того, чтобы писать картины, он вынужден был искать убогий источник дохода, занимаясь торговлей жирами, заворачивая масло и укладывая в коробки мыло. С горя Х. Сегерс начал спиваться и однажды, возвращаясь домой, упал с лестницы и разбился насмерть. Рембрандт, который высоко ценил Сегерса, купил у семьи, бедствовавшей после гибели художника, восемь его картин. Из творческого наследия Сегерса до наших дней дошло всего лишь несколько его бесспорных живописных работ, среди них подписанный ранний Пейзаж с городом Ренен (1620, Берлин, Гос. музеи), Речная долина (Амстердам, Рейксмузеум), Долина реки с группой домов, Пейзаж (Роттердам, Музей Бойманса — ван Бенингена), Скалистый пейзаж (Лондон, Нац. галерея), Горный пейзаж (1630—1635, Флоренция, галерея Уффици). Среди современных ему голландских мастеров Сегерс выделяется широтой творческого диапазона, тягой к обобщенному образу природы, лишенной черт обыденности и наделенной мощью и внутренним драматизмом. Мир в его картинах кажется необъятным. Художник писал как бы с отдаленной точки зрения громады одиноких гор и бескрайние равнины. Человек появляется здесь то как затерявшийся среди бурной стихии путник, то как одинокий пастух, который гонит домой свое стадо. В творчестве Сегерса голландский панорамный пейзаж достиг пространственного и светового единства. Замечательный живописец, Сегерс был великим мастером офорта. Новизна и оригинальность его работ заключались в необычных мотивах и манере исполнения, и в самой сложной технике, где Сегерс проявил себя смелым экспериментатором в области цветного офорта, основанные на реальных впечатлениях от живой натуры произведения графического искусства преобразованы им в образ фантастической красоты. Сохранилось 65 офортов, в которых каждый оттиск отличался от другого. Изображение мастер обычно печатал не черной краской, а цветом на предварительно загрунтованной определенным цветом бумаге или даже на ткани. Иногда он проходил оттиски кистью акварелью или гуашью, благодаря чему они напоминали произведения живописи. Пейзажи Сегерса — виды гор и равнин, изъеденные временем скалы, уходящие в бесконечность дороги, купы сказочных деревьев словно живут своей беспокойной жизнью; короткие рваные штрихи сочетаются с длинными извивающимися линиями, хаотически рассыпанные точки с заливами краски. Офорты напоминают подчас драгоценные изделия. Блестящее владение линией, пространственной композицией, светотеневыми контрастами, сочетанием дальних и близких планов и цветовых пятен придают офортам Сегерса редкий зрелищный эффект. От ранних произведений, связанных с лесными пейзажами (Хижина в лесу, Лесная дорога, Большое дерево), Сегерс перешел к панорамным офортам с их широким и свободным образом пространства и световоздушной атмосферой (Пейзаж с двумя колокольнями, Вид Ренена, Пейзаж со старым дубом, Пейзаж с сосновой веткой) и панорамным маринам (Большие корабли, Малые корабли, Буря на море). Творчество Х. Сегерса оказало влияние на Рембрандта, Я. ван Рейсдала и других голландских художников.
Лит.: Bredius A. Hercules Segers // Oud-Holland, 1898. № 3, 4, 6, 7; Pfistler K. H. Segers. Munchen, 1921; Knuttel G. H. Segers. Amsterdam, 1941; Tentoonstellung van grafick in het Rijkmuseum. Amsterdam, 1967.
Т. Каптерева