СЕЙИДЫ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

СЕЙИДЫ

Династия султанов Дели (Индия), правившая в 1414-1451 гг.
Основатель династии Сейидов Хидр-хан, в годы правления делийского султана Махмуд-шаха II был эмиром Мультана. В 1395 г. он восстал против своего сеньора, потерпел поражение и попал в плен. Вскоре ему удалось бежать в Среднюю Азию к Тимуру, которому он оказал большие услуги во время индийского похода 1398-1399 гг. После ухода татар он вновь был назначен правителем Мультана, но на этот раз как наместник Тимуридов. В 1405 г. Хидр-хан предпринял первую попытку овладеть Дели, однако был отбит. Следующий его поход в 1414 г. против захватившего престол афганского эмира Даулат-хана Лоди увенчался успехом. Таким образом ему удалось утвердиться на престоле. Потомки Хидр-хана, ссылаясь на вымышленное происхождение от пророка, присвоили себе прозвание Сейидов. В годы их правления Делийский султанат оставался слабым государством. Власть самого Хидр-хана распространялась на Пенджаб, область Дели и Доаб. Его сын Мубарак-шах в течение первых 11 лет своего царствования продолжал оставаться вассалом Тимуридов и чеканил на своих монетах имя правителя Кабула. Только в конце жизни он принял титул султана. Мубарак-шах совершил много походов на своих соседей, но сумел добиться подчинения лишь некоторых из них. В 1435 г. он был убит заговорщиками, во главе которых стоял визирь Сарвар-ул Мулк. На престол взошел внук Хидр-хана, Мухаммад-шах. При нем султанат подвергся нападению правителя Мальвы Махмуд-шаха I. Это вторжение было отражено с помощью могущественного афганского эмира Бахлул-хана Лоди, правившего в Лахоре и Сирхинде, после чего султан попал под сильное влияние рода Лоди. Последний Сейид, Алам-шах, фактически не обладал реальной властью. "Из-за его неспособности к правлению, - пишет историк Ахмад Ядгар, - большинство эмиров в провинциях стали независимыми". В 1451 г. Бахлул-хан Лоди занял Дели и заставил Алам-шаха отречься от престола в его пользу. Он основал новую династию Лоди.

Источник: Справочник. Все монархи мира: Мусульманский Восток. VII-XV вв. 2004

СЕЙИДЫ

Династия шейхов, правившая в 1357-1393, 1406 - конец XVI в. в Мазандаране (Иран).
Сейиды из рода Мараши считались потомками третьего шиитского имама Хусайна. Один из них, Изз ад-дин Соуганди, в первой половине XIV в. сделался главой дервишского ордена Хасанийэ. Из-за враждебности сарбадарского правителя Шамс ад-дина Али он должен был вместе со своими последователями удалиться из Хорасана в Мазандаран. Сам Соуганди умер в пути. Сопровождавший его сын Кивам ад-дин Мараши наследовал звание шейха. Он прибыл в Сари в Мазандаране и стал проповедовать здесь свое учение о социальном равенстве и равноправии. Вскоре Кивам ад-дин оказался во главе мощного народного движения, руководимого дервишами, так как, по словам Доулетшаха, "все жители Сари и Мазандарана стали мюридами шейха Кивам ад-дина". Местный эмир Кийа Афрасийаб Чулави вскоре понял, что сможет удержаться на престоле только в том случае, если будет находиться в союзе с дервишами. Он принял их устав и объявил себя мюридом шейха Кивам ад-дина: надел дервишскую шапку, облекся в "одежду бедности", стал ходить в общественную баню и завел у себя в доме общественную трапезу. Увидев, что все эти популистские поступки все равно не прибавляют ему авторитета, эмир решил действовать силой. Он обвинил Кивам ад-дина в том, что тот сеет смуту и в 1357 г. заключил его в тюрьму. Народ ответил на это восстанием. Последователи шейха ворвались в тюрьму и освободили его из заключения. После этого в поле вблизи Амуля произошло сражение между вооруженным народом и войсками Афрасийаба. В бою погиб сам Афрасийаб и трое его сыновей. Мюриды Кивам ад-дина торжественно вступили в Амуль и Сари и объявили своего шейха главой страны.
Таким образом в Мазандаране образовалось сейидское государство, в котором духовная и политическая власть находилась в руках шейха-сейида из рода Мараши. Этот переворот привел к значительным социальным преобразованиям. Все подати и повинности, не основанные на шариате, были отменены. Заброшенные земли Кивам ад-дин распределил между нуждающимися. Город Сари, лежавший со времен монгольского нашествия в развалинах и заросший лесом, в 1367 г. был вновь отстроен: здесь возвели крепости, городские стены, базар, бани, соборную мечеть. Много зданий строилось также в Амуле. После смерти Кивам ад-дина звание шейха перешло к его сыну Камал ад-дину, но фактически страна оказалась разделенной. В 1393 г. в Мазандаран вторглись войска Тимура. Сейиды укрылись в крепости Махане-Сер, на берегу Каспийского моря. Тимур смог захватить ее только после трудной осады, прибегнув к неожиданному удару с моря. После этого последовало жестокое избиение жителей Амуля и Сари. Взятых в плен Сейидов сослали в Среднюю Азию, где Камал ад-дин умер в 1399 г. Но сразу после смерти Тимура наследники Кивам ад-дина получили позволение вернуться в Мазандаран. В 1406 г. в результате восстания власть Тимуридов была свергнута и на престоле утвердился сын Камал ад-дина, шейх Али. Его потомки правили страной вплоть до конца XVI в. В 1561 г., после смерти Мир Абдаллах-хана, государство Сейидов распалось: на части территории стал править его брат Мир Султан Мураб, на части - его сыновья: Мир Абд ал-Карим и Мир Азиз-хан. Мир Абд ал-Карим был вскоре брошен в заточение, где и умер в 1565 г., а Мир Азиз-хан был свергнут иранским шахом Тахмаспом I. После смерти шаха Тахмаспа в 1576 г. весь Мазандаран перешел под власть сына Султан Мураба, Мурзы-хана Султан Махмуда. Он вел постоянную войну с персами. После кончины его сына Мир Али-хана Мазандаран опять несколько лет потрясали смуты, пока в 1582 г. жители не признали главой государства его брата Мир Мурада. В конце XVI в. этот шейх был лишен своих владений шахом Аббасом I, после чего Мазандаран окончательно вошел в состав Ирана.

Источник: Справочник. Все монархи мира: Мусульманский Восток. VII-XV вв. 2004

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
0.00 байт

Дихотомия «Исламский мир - Запад» в учении Сейида Кутба (1906-1966)

Яшин И. Г.
Статья посвящена анализу отношений между странами Запада и исламским миром в учении Сейида Кутба (1906-1966) известного египетского исламского мыслителя и идеолога Ассоциации братьев-мусульман. С.
Читать PDF
0.00 байт

Вклад меценатов в создание и сохранение культурного наследия Крыма: эмир Бухарский Сейид Абдул-Ахад-

Соколова Жанна Владимировна
В статье приводится на основе изученных архивных источников пример участия в создании и сохранении культурного наследия Крыма вклад Сейид Абдул-Ахад-хана, который занимался благотворительностью и был меценатом. В 1895 г.
Читать PDF
0.00 байт

Историография жизни и политической деятельности последнего мангытского эмира Сейида Алимхана

Чориева Мадина Алиевна
В статье раскрываются историография жизни и политической деятельности последнего мангытского эмира Сейида Алимхана.

Похожие термины:

  • сейид-заде-ар

    происходящий из сейидского рода
  • КУТБ СЕЙИД

    р. 1906, д. Асьюта, Верхний Египет), идеолог организации «Братья–мусульмане». Получив профессию учителя, занялся литературной деятельностью. В 1930–х гг. придерживался модернистских и прозападных взг
  • Сейид

    см. Сеид.
  • Сейид (сеид)

    почетный титул мусульман, возводивших свою родословную к Мухаммеду (у шиитов - к Али). В значении предводителя племенного союза или племени сейид в Аравии был равнозначен шейху.