Секар-Рожанский, Антон Владиславович

Найдено 1 определение
Секар-Рожанский, Антон Владиславович

— русский певец-тенор; см. Сикар-Рожанский.


{Брокгауз}





Секар-Рожанский, Антон Владиславович


— оперный певец (тенор), род. 1863 в Варшавской губ.; учился в варшавском университете, затем в СПб. консерватории (1887—91, по классу Габеля). Позже изучал пение еще в Италии и Париже. Дебютировал 1891 в Ростове, затем пел в Харькове, Тифлисе, СПб. (1896—на Мариинской сцене), Москве (на Частной сцене до 1902; первый Садко) и Киеве.


{Риман}





Секар-Рожанский, Антон Владиславович


(наст. фам. Рожанский; полное имя Антон-Карл) [6(18).5 (в нек-рых источ. июнь). 1863, Влоцлавек Варшав. губ. — 28.1.1953 (в нек-рых источ. 1952), Люблин] — арт. оперы (лирико-драм. тенор), камерный певец и педагог. В 1886 окончил Варшав. ун-т. В 1887—91 обучался пению в Петерб. конс. (кл. С. Габеля), брал уроки также у Е. Ряднова. В летние месяцы 1891—1904 совершенствовался за границей — в Милане (у М. Петца, Ф. Ронкони и Ч. Росси) и Париже (у Бертрами). По кончании конс. дебютировал в партии Фло-рестана на сцене петерб. Панаевского т-ра (антр. И. Соколова), затем пел в Ростове-н/Д (1891 — 92), Казани (1892, антр. В. Перовского), Харькове. 1892—94), Тифлисе (1894— 95), Петербурге (Панаевский т-р, 1895—96). Несмотря на успешный дебют в моск. Большом т-ре в партиях Радамеса и Ромео — "Ромео и Джульетта" (март 1896), в труппу не был принят и в мае того же года стал солистом Моск. частной рус. оперы С. Мамонтова, где выступал до 1901. С успехом гастролировал в Н. Новгороде (1896 и 1897), Казани (1897, вместе с Ф. Шаляпиным и В. Эберле). Полтаве (1897), Ялте, Севастополе (1898, вместе с С. Рахманиновым и Шаляпиным), позднее — в Киеве, Одессе, Харькове (1906), Казани, в 1910— (в составе антр. М. Максакова) в Симбирске, Перми, Казани, Томске, Екатеринбурге, Иркутске, Астрахани, затем, до 1914 — в Омске, Чите, Владивостоке, Баку, Риге, Курске (1911), а также в Дрездене и Праге (1912). Обладал мощным и в то же время гибким голосом (с баритоновым центром) "металлического" тембра и широкого диапазона, драм. темпераментом. Среди недостатков певца критики отмечали неточность интонирования и плохую дикцию. Репертуар арт. включал св. 70 различных по характеру партий.


1-й исп. партий: Садко ("Садко"), Бориса (Пролог к опере "В 1812 году"), Лыкова ("Царская невеста"; Н. Римский-Корсаков специально для певца написал вставную арию в 3-м д.), Гвидона ("Сказка о царе Салтане"), Сениора ("Ася"); в Москве — Самозванца ("Борис Годунов", ред. и инструментовка Н. Римского-Корсакова). Графа Дугласа ("Вильям Ратклиф"), Валерия ("Сервилия"), Генриха ("Потонувший колокол"), Самсона ("Самсон и Далила"); в Н. Новгороде — Самсона ("Самсон и Далила"); в Харькове — Андрея ("Мазепа" П. Чайковского); на рус. сцене — Рудольфа ("Богема"), Наиболее ярко талант певца проявился в героических образах — Садко, Самозванца, Радамеса, Самсона (эту партию исп. в 1907 в моск. Опере С Зимина п/у Э. Колонна). Др. партии: Собинин, Князь ("Русалка" А. Даргомыжского), Голицын ("Хованщина"), Руальд, Михайло Туча, Андрей Морозов, Герман ("Пиковая дама"); Фауст ("Фауст"), Хозе ("Кармен"), Герцог ("Риголетто"), Рауль, Турриду, Тангейзер. Партнеры: Ж. Девойод, Н. Забела-Врубель, Т. Любатович, Н Мутин, П. Оленин, В. Петрова-Званцева. Е. Цветкова, Ф. Шаляпин. В. Шкафер. Пел п/у А. Бернарди, В. Зеленого, М. Ипполитова-Иванова, Н. Кочетова, А. Маргуляна, И. Палицына. С. Рахманинова, И. Труффи. Э. Эспозито.


В концертах исп. сольную партию в 9-й симфонии Л. Бетховена (Петербург, 1890: Киев. 1900). С 1900 участвовал в концертах Кружка любителей рус. музыки, в к-рых исп. романсы М. Глинки, М. Балакирева, М. Мусоргского, С. Рахманинова, А. Аренского, А. Гречанинова, С. Василенко. В камерном репертуаре были также произв. зарубеж. композиторов. После 1917 неоднократно пел в концертах для рабочих в разных городах. Певцу посвятили свои романсы Римский-Корсаков ("Не пой, красавица, при мне") и Н. Кочетов ("Ты не спрашивай").


В 1914—19 проф. Моск. конс. (преподавал в оперном кл.), в 1920 был назначен МУЗО зав. школой в Витебске, в 1920—40 преподавал в Варшав. конс. (проф.). С 1940 жил в Люблине, где преподавал в муз. шкале. Ученики: П. Журавленко, Н. Кемарская, Н. Обухова.


Записывался на грампластинки (6 произв.) в Киеве ("Граммофон", 1904).


Соч.: Необходимые указания учащимся пению. — Варшава, 1922 (на польск. яз.; рус. пер. — машинопись, ЦГАЛИ, ф. 2406, оп. 1, ед. хр. 32).


Лит.: Шкафер В. П. Сорок лет на сцене русской оперы: Воспоминания. 1890—1930. — Л., 1936. С 141; Левик С.Ю. Записки оперного певца. — 2-е изд. — М., 1962. С 709. Гозенпуд А. А. Русский оперный театр на рубоуе XIX—XX веков и Ф. И. Шаляпин. 1890—1904, —Л., 1974. С. 125—126, 128, 210, 247: Россихина В. Оперный театр С Мамонтова. — М., 1985. С. 118—119, 120, 124, 197; Секар-Рожанская Е. Воспоминания об А. В. Секар-Рожанском (рук.) — в ГЦММК, ф. 286, ед. хр. 929.


А. М. Пружанский


{Отечественные певцы}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008