Секст Эмпирик

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

СЕКСТ-ЭМПИРИК
греч. философ и врач, живший в Александрии и Риме во 2 в. Антич. историки причис. С. Э. к школе врачей-эмпириков, устанавлив. способы лечения только на основании наблюд. над действ. лекарств, в противополож. «логич. школе», считавшей необход. искать причины болезней. Сам С.-Э. причислял себя к школе врачей-методиков, близкой к школе эмпириков. В кач-ве философа С.-Э. явл. последователем скептич. учения Пиррона. До нас дошел ряд его произв.: 1) «Пирроновы основоположения» в 3 книгах. 2) «Против математиков», состоящее из 11 книг, из к-рых 6 посвящ. критике грамматики, риторики, геометрии, арифметики, астрономии и музыки, а 5 («Против догматиков») посвящ. критике логики, физики и этики.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Секст Эмпирик
(лат. Sextus Empiricus), греч. врач и философ (кон. 2 в.). Жил в Александрии и Афинах, представитель эмпирич. школы в медицине и скептич. в философии. Оспаривал возможность познания истины, не верил в существование бога и души, боролся с догматизмом в медицине и философии. Чтобы быть счастливым, считал он, надо воздерживаться от суждений, руководствоваться в повседневной жизни личным восприятием, естеств. порывами, традициями и законами. С. Э. не отрицал возможности познания относительной истины посредством эмпирич. исследования. Хотя его труды по медицине не сохранились, однако благодаря eго философским произведениям до нас дошли сведения об античном скептицизме («Три книги Пирроновых положений» и «Против ученых»). Представляют ценность собранные С. Э. цитаты греч. поэтов и философов.

Источник: Словарь античности. 1989

Секст Эмпирик
II/III в. н. э., греческий врач и философ. Представитель эмпирической школы в медицине (отсюда его прозвище) и скептической философии. О жизни С.Э. ничего более мы не знаем. Из его произведений сохранились только философские сочинения, которые представляются основным источником знаний об античном скептицизме. Это: Пирронические записки (Pyrroneioi hypotyposeis) в 3 книгах, в которых С.Э. вначале рассуждает о сущности и методе скептицизма (см. Пиррон), а затем разбивает догматические положения логики, физики и этики; Против ученых (Pros mathematikus) в 6 книгах заключает в себе критику наук (грамматики, риторики, геометрии, арифметики, астрологии и музыки), которые, начиная с эллинистической эпохи, входили в состав общего образования; Против догматиков (Pros dogmatikus) в 5 книгах, которое считается продолжением предыдущего произведения - критика логики (кн. I-II), физики (кн. III-IV) и этики (кн. V), то есть трех разделов ортодоксальной философии (особенно у стоиков и эпикурейцев). Сочинения С.Э. использовали христианские писатели для опровержения языческой философии (например, Ипполит Римский).

Источник: Античные писатели. Словарь. 1999

Секст Эмпирик
1 в.)
   Греческий философ и врач. Эмпирик в медицине и скептик в философии. Отрицал существование богов и души, сомневался в возможности познания истины. Для того чтобы быть счастливым, по его мнению, нужно придерживаться традиций и законов. Познание относительной истины возможно, если основываться на личных ощущениях, но не больше. Благодаря сохранившимся сочинениям, таким, как "Против ученых", до нас дошли сведения об античном скептицизме.
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
   * * *
(2-я пол. II в. - нач. Ш в.)
   др.-гр. философ-скептик и врач. Сохран. 2 осн. соч. С. Э.: «Пирроновы основоположения» и трактат «Против ученых», включающий разд. «Против логиков», «Против этиков», «Против физиков», «Против грамматиков», «Против риторов», «Против геометров», «Против арифметиков», «Против астрологов» и «Против музыкантов», к-рые явл. важнейшим источником сведений об антич. философии и итогом развития антич. скептицизма.
   Сохранив, гл. положения основателя школы скептиков Пиррона, С. Э. усовершенствовал и систематизировал их. С. Э. внес в скептическую филос. позитивный элемент, противопоставляя умозрит. сущность вещи, познать к-рую невозможно, ее видимому явлению, к-рое позволяет искать относит, истину в некоей средней сфере между бытием и небытием. Тезис «воздержания от суждения» в философии С. Э. приобретает в большей степени антидогматический, чем агностический, характер. С. Э. развил понятие «равнозначности» любого суждения (содержащего в себе и утверждение и отрицание одновременно), к-рую он объяснял всеобщей текучестью и непрерывным становлением чувственно-веществ. мира. С. Э. прибегал к ист. апологии скептицизма, возводя нач. скепсиса к Ксенофану, Зенону Элейскому и Демокриту. Философа-скептика С. Э. сравнивал с врачом, исцеляющим «гордыню и опрометчивость догматиков» в силу «любви к людям».
   М.О.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997