обособленные религиозные группы, оппозиционно или враждебно настроенные к господствующим церквам. Характеризуются догматизмом, фанатизмом, враждебностью к инакомыслящим. Сектантство возникло как вид социального и антицерковного протеста определенных групп людей. Крупнейшие секты: адвентисты, баптисты, духоборы, молокане, пятидесятники, хлысты и другие.
Сектантство
Сектантство
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
СЕКТАНТСТВО
термин первоначально применялся церковными деятелями, а затем широко вошедший в употребление для обозначения религиозных объединений, возникших в основном как оппозиционные течения по отношению к доминирующим религиозным направлениям. В ряде случаев преследовалось со стороны государства и официальной церкви, приобретало черты фанатизма и экстремизма.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Сектантство
обособление религиозных групп (в христианстве, исламе, буддизме и др.), оппозиционных или враждебных господствующей церкви и отколовшихся от нее. Для секты характерны приверженность к букве своего учения, фанатизм, замкнутость. В России первые секты оформляются в XVII в. (хлысты). В XVIII в. возникли секты скопцов, духоборов и молокан. Количество сект значительно увеличилось в XIX в. (штундисты, баптисты, адвентисты и др.).
СЕКТАНТСТВО
1. религиозное (лат. secta - школа, учение, от sequor - следую) - наиболее характерная для эпохи средневековья форма демократич. движения, выражавшего в религ. оболочке социальный протест против господствовавшего строя; с ходом общественного развития С. перерождается в своеобразные бурж. (на З. - преим. протестантские) церкви, играющие глубоко реакц. роль в совр. обществе. Религ. секта в докапиталистич. формациях - вид социальной общности, характеризующейся сплочением верующих на началах равенства, единства чувств, убеждений и действий в борьбе (облекаемой в религ. формы) с господствующими классами. В противоположность церкви, субъектом к-рой выступал иерархически организованный клир, проводивший волю господствующего класса, секта не имела аппарата духовной власти, общеобязательных догматич. систем, развитой обрядности, с помощью к-рых церковь поддерживала религ. единство мирян. Сектообразовательный процесс внутри сложившихся церк. общностей, как и последующее "оцерковление" возникших религ. сект - общая закономерность развития религ. течений в клас. обществе. Сектантский и церк. типы религ. общностей имеют определенные, но подвижные границы и выражают разные историч. моменты в развитии отдельных религ. течений. Так, в множестве мессианских сект, распространенных в Рим. империи в первые века н. э., формировалось христианство как религ.-общественное движение рабов, вольноотпущенников, бесправных слоев населения, но после ряда модификаций стало гос. церковно-организованной религией. В свою очередь от господствовавшей христ. церкви с начала ее образования и в период всего средневековья отделялись враждебные ей секты, влившиеся в Зап. Европе в период Реформации во всенар. движение, положившее конец монопольному господству католицизма - оплота феод. системы. В др. религиях образование сект являлось также результатом отделения от господствующей религии оппозиционных ей направлений, выражавших протест нар. масс против клас. эксплуатации и иноземного господства. Так, секты брахманизма, на базе к-рых образовался в 6-5 вв. до н. э. ранний буддизм, отражали недовольство свободных общинников, разорявшихся и порабощавшихся в условиях образования клас. гос-в. Ранние секты иудаизма (ессеи, сикарии и др.) в той или иной форме отражали возмущение трудящихся растущим социальным гнетом рим. и местной знати, выступали с осуждением рабства и социального неравенства. Антифеод. по своей социальной направленности были секты карматов и хариджитов в ср.-век. исламе, ваххабитов, махдистов, бабидов - в исламе нового времени, саббатиан, франкистов, хасидов - в иудаизме нового времени. В силу ограниченности С. как религ. формы социального протеста, разнородности поначалу объединяемых в нем элементов, в ходе историч. развития сами секты перерождаются, в них выявляются внутр. противоречия, происходит "оцерковление" С. Это выражается в росте влияния имущих элементов в С., перестройке общин по иерархич. принципу, догматизации учений, усилении обрядового элемента и т. п. "Оцерковлению" С. сопутствуют поиски компромисса с господств. классами и их религ. институтами. Социальная роль С. наиболее полно и действенно раскрывается в эпоху ср. веков, когда, как писал Энгельс, установилось "...верховное господство богословия во всех областях умственной деятельности..." и "...всякая борьба против феодализма должна была тогда принимать религиозное облачение, направляться в первую очередь против церкви" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 360 и т. 22, с. 307). Но и в ср.-век. обществе секты играли неодинаковую социальную роль в зависимости от того, выражали ли они интересы плебейско-крест., бюргерской или патриархальной оппозиции феодализму. Эволюция социальной роли С. и его форм происходила в зависимости от путей развития капитализма в недрах разлагающегося феод. строя, от наличия больших или меньших пережитков крепостничества в экономике, социально-политич. строе и обществ. сознании. Так, в условиях общественно-экономич. отсталости России С. в 18 - 1-й пол. 19 вв. (а в отдельных своих проявлениях и позднее) продолжало оставаться выражением политич. протеста, в то время как в развитых капиталистич. странах Запада С. все меньше играло роль демократич. движения, все больше эволюционируя в "респектабельные" бурж.-протестантские церкви. Когда же, вопреки объективным условиям, секты пытаются удержать первонач. принципы и структуру, они вырождаются в замкнутые косные кружки единомышленников, постепенно сходящие на нет и не имеющие никакого обществ. значения (напр., совр. анабаптистские группы в Швейцарии, Нидерландах, совр. христововерческие группы в рус. С. и др.). Секты, адаптировавшиеся на З. к новым условиям, представляют собой разновидность бурж.-протестантских церквей. От нац. церквей, возникших в результате Реформации, их отличает большее приспособление к чаяниям мелкой буржуазии, популярность в их среде социально-христ. доктрин, проповедь абстрактной гуманности, пацифизма, безнасильственного протеста. В области религ. воззрений - и это тоже связано с идеологией и психологией мелкой буржуазии - ряд сект широко проповедует эсхатологию, хилиазм (адвентисты, иеговисты), мистико-экстатич. формы культа (пятидесятники). Церковный строй большинства совр. сект основывается на принципах прямого членства, всеобщего священства и автономии общин. Наиболее распространенными формами С. (точнее "оцерковленных" сект) в современных государствах Европы и Америки являются: методисты, баптисты, квакеры, адвентисты, пятидесятники, иеговисты ("свидетели Иеговы"). В развитых капиталистич. странах С., отвлекающее нар. массы от политич. борьбы, подменяющее социальный протест религ. утешением, носит реакц. характер. В США, где секты имеют очень большое распространение, многие из них используются реакц. кругами для антикоммунистич. пропаганды (секты иеговистов, адвентистов, баптистов и др.). В колониальных и зависимых странах в ряде случаев С. переплетается с нар.-освободит. борьбой против колониализма. Так, в Юж. Вьетнаме немалую роль в борьбе против колониалистов играют сложившиеся после 2-й мировой войны "синкретические секты" (Хоа-Хао, Као-Дао, Бинь-Ксуень), сочетающие нек-рые черты христианства, буддизма и даосизма. Характерно, что к антиколониальным мотивам ради успеха миссионерской деятельности прибегают в странах Африки и Азии секты баптистов, пятидесятников, адвентистов, представленные там сотнями тысяч последователей. Социалистич. революции подорвали социальные корни религии, включая и С. Обладающее большим опытом миссионерской работы С. - один из наиболее живучих религ. пережитков. Но ущербная тенденция его развития безусловна, она выявляется в значит. мере в изменениях, к-рые претерпевают секты в социалистич. странах, в первую очередь в СССР: сократилась не только общая численность сектантов, но уменьшается также контингент молодежи в сектах, значит. часть последователей совр. сект составляют люди преклонного возраста, не участвующие непосредственно в общественно-производит. труде, преим. женщины. Сектантство в России. Религ. С. в России предшествовали антифеод. еретич. движения 14-16 вв. - стригольничество, новгородско-моск. ересь, ереси Башкина и Феодосия Косого. Это были гор. движения, не получившие отклика в крест. массах, и в силу общественно-экономич. отсталости России церкви и великокняжеской власти удалось пресечь их дальнейшее развитие. Религ.-обществ. движение, возникшее во 2-й пол. 17 в., т. н. раскол, всколыхнуло и деревню. Осн. масса раскольников выражала оппозицию господств. церкви в форме староверия, не разрывая с основами православия и, как правило, не посягая на самый институт церкви. В кон. 17 в. возникает секта христововеров (хлыстов) в р-нах нечерноземной полосы, где, в отличие от юж. черноземных р-нов, развивалась оброчная система эксплуатации, росли крест. промыслы и отходничество. Христововерие отличалось строгими требованиями аскетизма и мистико-экстатич. культом. Т. н. священные, а тем более церк. книги были отвергнуты и осн. заповедь нового учения гласила: "Святому духу верьте". Это был способ отвержения внеш. авторитетов, в первую очередь церкви. Наиболее крайним крылом христововерия явилась генетически связанная с ним секта скопцов, появившаяся в конце 18 в. Тунеядству и роскоши господствующих классов была противопоставлена проповедь крайнего аскетизма. Это был путь иллюзорного отрицания окружающего мира. Между тем аскетизм христововерия и скопчества открывал возможность, прямо противоположную побудительным идеалам аскетов: самоограничение во всем образе жизни, отказ от семьи, отсутствие необходимости в наследств. дроблении имуществ - все это создавало дополнит. возможности для накопления. Хлыстовско-скопческий аскетизм вырождался в бурж. бережливость и скопидомство. Во 2-й пол. 18 в. в условиях развития бурж. отношений в деревне, христововерческие и скопческие общины стали превращаться в орг-ции эксплуатации "людей божьих" своими же единоверцами. В 60-х гг. 18 в. из рядов христововерия вышли глашатаи учения "духовного христианства", к-рое вскоре после своего возникновения подразделилось на духоборчество и молоканство. В последнем, наряду с однодворцами, а отчасти и помещичьими крестьянами, приняли заметное участие представители гор. "свободных сословий". "Духовное христианство" звало не к отказу от мира, а к устроению на земле "царства божия", основанного на равенстве людей и общности имуществ. Социальных принципов "духовного христианства" наиболее последовательно придерживались духоборы. Священному писанию они не придавали значения. Молокане, напротив, в основу своего учения клали Библию, толкование к-рой отличалось у них элементами рационализма. Развитие обществ. противоречий, сопровождавшееся захватом власти в общинах представителями купечества и зажиточного крестьянства, привело молоканство к расколу. В нач. 19 в. в нем выделился "донской толк", пытавшийся приспособить молоканство к православию и прийти к соглашению с самодержавием. На противоположном полюсе молоканства появилось течение, придерживавшееся идей утопич. социализма, создавшее в 30-х гг. 19 в. коммуну в Саратовской губ., а в 40-х гг. - коммуну в Ленкоранском у. Бакинской губ. Это течение получило назв. "общих". В 30-50-х гг. 19 в. выделилось "прыгунское" течение в молоканстве, отличавшееся мистико-экстатич. культом. Теми же противоречиями отмечена история духоборческого движения. Уже в поселениях на Молочных Водах сформировалась верхушка руководителей ("совет старейшин"), грубо попиравшая демократич. начала. B 90-х гг. 19 в. в среде духоборов, расселенных в Тифлисской, Елизаветпольской губ. и Карской обл., происходила острая борьба, приведшая их к расколу на "Большую партию", объединившую трудовые низы духоборов, и "Малую партию", состоявшую преим. из зажиточных элементов. В результате преследований церкви и царизма, особенно зверских по отношению к духоборам, значит. часть их была вынуждена (в 1898-99) эмигрировать в Канаду. При всем отличии учений и культа религ. сект, возникших в новый период рус. истории, но до реформы 1861, их объединял протест против порабощения человека человеком. Отсюда значение, к-рое было придано в сектантских учениях человеку, его этике, деятельности, способности собственными силами осуществить "царство божие" на земле. Всем этим идеология С. обязана была крестьянскому демократизму своих участников. Развитие капиталистич. отношений в пореформ. период сопровождалось оживлением религ. настроений среди крестьянства, вылившихся в т. н. штундизм. Это была широкая волна "религ. исканий", принимавшая разнообразные формы. С др. стороны, новые условия обществ. развития привели к кризису все направления рус. дореформ. С. Идея "царства божия" на земле уступала идее "небесной отчизны". Этика "добрых дел" как средство достижения и осуществления идеала "справедливости" сменялась учением о всесилии божеств. промысла, об извечной предопределенности человеческих судеб. Это соответствовало коренным изменениям, происходившим в общественно-экономическом строе, когда обнаженные отношения господства и подчинения, существовавшие при крепостничестве, вытеснялись отношениями экономического принуждения, действием безликих, слепых, разрушительных сил капитализма. С кон. 60-х гг. 19 в. в Россию проникает баптизм, а в 80-х гг. 19 в. - адвентизм. Теологич. стержнем их учений была догма о предопределении. Их распространение особенно характерно для наиболее капиталистически развитых р-нов страны - Украины, Юга России, Прибалтики. Несколько позднее в сев.-зап. и центр. губ. России распространяется "евангельское христианство" - разновидность баптизма. Эти протестантские церкви вербовали свои кадры как из числа православных верующих, так и из, числа последователей дореформ. сектантских течений, особенно молоканства. В самих дореформ. сектах возникают новообразования, устанавливающие своеобразный церк. строй и придающие своим учениям характер догматич. систем, строго обязательных для верующих (Старый Израиль, Новый Израиль в христововерии, христиане евангелич. исповедания в молоканстве). Баптизм, евангельское христианство, адвентизм являлись религ. течениями, реакционными по форме и содержанию, растворявшими в религии социальный протест демократич. элементов. Это были религ. орг-ции, конкурировавшие с православной церковью, но не антагонистичные ей. Руководящие круги этих течений в ходе революции 1905-07 выдвинули социально- политич. программы, тождественные кадетской. Чтобы помочь нар. элементам в С. вырваться из религ. ограниченности, II съезд РСДРП (1903) принял по предложению В. И. Ленина спец. резолюцию, в к-рой обращал "внимание всех членов партии на работу среди сектантов в целях привлечения их к социал-демократии". РСДРП проводила большую работу, направленную на политич. просвещение, расширение умственного и культурного кругозора сектантов. С этой целью наряду с работой парт. пропагандистов в янв. - сент. 1904 в Женеве издавался с.-д. листок для сектантов под назв. "Рассвет" под ред. В. Д. Бонч-Бруевича. В России демократич. формы религ. С. развились позже и оказались значительно долговечнее, чем соответств. формы С. в зап.-европ. странах. Условиями обществ.-экономич. отсталости объясняется не только отмеченная особенность, но и специфика социально-историч. роли религ. С. в России. Его устойчивая оппозиция самодержавно-крепостнич. строю так и не вылилась в революц. борьбу. Будучи формами социального протеста, рус. религ. секты в то же время являлись экономич. сообществами, отличавшимися разнообразием структур, но одинаково направленными на содействие превращению патриарх. крестьян в самостоят. товаропроизводителей в обход крепостнич. рогаток. Религ. С. сыграло заметную роль в развитии вширь капитализма в России. Накануне Окт. революции 1917 рус. С. имело до 1 млн. последователей, из них до 200 тыс. чел. баптистов, евангельских христиан, адвентистов. Победа социалистич. революции решительно подорвала социальные корни религии в стране. Проведенное в СССР отделение церкви от гос-ва и гарантированная Конституцией свобода совести поставили сектантские орг-ции в равное положение со всеми др. религ. культами. Являясь рафинированной формой религии и обладая большим опытом миссионерской работы, С. представляет собой один из наиболее цепких религ. пережитков. При всем том, абсолютная численность сектантов в СССР по сравнению с дореволюц. временем снизилась не менее чем в 2 раза, а относительная численность (по отношению ко всему населению) в наст. время в 3 раза меньше, чем накануне Октября. Дореформ. секты, как и их позднейшие отпочкования - молоканство, духоборчество, христововерие, скопчество, субботничество, Старый и Новый Израиль, потеряли осн. массу последователей. Наблюдавшийся в первое послевоен. десятилетие рост баптизма, адвентизма, пятидесятничества, как и распространение секты Свидетелей Иеговы (преим. в зап. областях Украины и Белоруссии), приостановился. В социально-демографич. структуре этих сект происходят изменения, выявляющие ущербную тенденцию в их развитии: по сравнению с 20-ми гг. контингент молодежи снизился вдвое, также вдвое уменьшилась доля мужчин, среди сектантов втрое сократилось число лиц, непосредственно участвующих в обществ.-производит. труде. Для идейного развития сов. общества закономерным является отход от всех форм религ. мировоззрения, в т. ч от С. Секты деятельно борются за продолжение своего существования. Последоват. борьба с С. чисто идейными средствами, без администрирования и оскорбления чувств верующих, остается важной задачей коммунистического воспитания. Марксистская историография С. берет начало во 2-й пол. 90-х гг., когда В. И. Ленин высказал осн. положения об обществ.-политич. значении С. в России и его месте в борьбе демократич. сил. В разработку марксистско-ленинской историографии С. внесли свой вклад Г. В. Плеханов, В. Д. Бонч-Бруевич, M. H. Покровский. В исследованиях проблем С. после победы Окт. революции в России можно выделить три периода: 1) с 1918 по 1926, когда парт. совещание при агитпропе ЦК ВКП(б) приняло тезисы "Сектантство и антирелиг. пропаганда" (см. "Коммунистич. просвещение", 1926, NoNo 5, 6). В этот период складывались осн. теоретич. принципы исследования и идеологич. борьбы с религ. С. в новых историч. условиях, созданных победой социалистич. революции. В работах Бонч-Бруевича ("Кривое зеркало сектантства", М., 1922), П. А. Красикова ("На церк. фронте (1918-1923)", М., 1923) были разработаны принципы всестороннего учета социальной дифференциации С., внутр. противоречий в нем. В работах этого периода уделялось большое внимание выявлению политич. лица сектантских верхов, разоблачению их пособничества контрреволюц. буржуазии, их междунар. связей политич. характера. А. Т. Лукачевский дал марксистский очерк происхождения С., его обществ.-политич. роли в прошлом и в сов. условиях ("Сектантство прежде и теперь", М., 1925). Был разработан подход к исследованию С. и научно-атеистич. воспитанию, к-рый исходил из принципа морально-политич. единства всех трудящихся, верующих и неверующих, сформулирована задача приобщения сектантов к строительству новых форм обществ. жизни. Особенно важное значение для исследований религ. С. имели резолюция пленума ЦК РКП(б) от 9 авг. 1921, определявшая пути парт. политики в отношении к С., и резолюция XIII съезда РКП(б) "О работе в деревне" (1924). В этот период было положено начало конкретно-социологич. изучению С., к-рое проводилось на Украине, в Вост. Сибири, Дальневост. крае, Центр.-черноземных губ. 2) В 1927-36 расширился круг науч. интересов и развилась сама структура исследования С.: началось монографич. изучение истории и совр. состояния сект (см. лит. к статье), появились обобщающие работы по С. Дальнейшее развитие получили конкретные исследования, проводившиеся в Сибири, Сев. крае, Крыму, Тат. АССР, Ивановской, Воронежской и нек-рых др. обл. За это же время вышло много популярных брошюр. Вместе с тем в лит-ре о С. 30-х гг. начала сказываться вредная тенденция приобщения всего С. к лагерю бурж. контрреволюции. С кон. 30-х гг., а также в годы Вел. Отечеств. войны и в последующее десятилетие вместе с ослаблением антирелигиозной работы затормозилась и исследовательская разработка проблем С. 3) Новый, особенно результативный период развития сов. историографии начался с сер. 50-х гг. Как и на предыдущих этапах, лит-ра о С., появившаяся в 1955-67, тесно связана с жизнью, с задачами атеистич. воспитания. Новый период характеризуется постановкой мн. важных проблем филос., историч., этнографич. и психологич. изучения религ. С. Прилагаемая библиография дает представление о наиболее ценных работах. Имеются достижения в обл. филос. разработки проблем С., в частности в изучении и критике сектантских представлений о сущности и ценности человека, смысле жизни, этич. идеалов С., его отношения к культ. и науч. ценностям. Особенное развитие получили конкретно-социологич. исследования С., проводившиеся в 1959-67 в центр. обл. РСФСР, в ряде обл. Украинской, Белорусской, Казах. ССР. Значительно слабее ведется изучение истории С., хотя и здесь имеются положительные сдвиги. Этнографич. и психологич. исследования при всей их научной и практической важности остаются еще отсталым участком в изучении проблем С. Лит.: Бонч-Бруевич В. Д., О религии, религ. сектантстве и церкви, Избр. соч., т. 1, М., 1959; Путинцев Ф. М., Политич. роль и тактика сект, М., 1935; его же, Сектантство и антирелиг. пропаганда, (2 изд.), М., 1928; Клибанов А. И., История религ. сектантства в России (60-е гг. XIX в. - 1917 г.), М., 1965; его же, Пятьдесят лет науч. исследования религ. сектантства, в сб.: Вопросы науч. атеизма, в. 4, М., 1967; его же, Мат-лы о религ. сектантстве в послеокт. период в архиве В. Г. Черткова, Зап. отдела рукописей ГПВ им. В. И. Ленина, т. 28, М., 1966; Митрохин Л. Н., Баптизм, М., 1966; Москаленко А. Т., Пятидесятники, М., 1966; Бартошевич Э. и Борисоглебский Е., Именем бога Иеговы, М., 1960; их же, Они ждут конца мира, М., 1963; Белов А. В., Адвентисты, М., 1964; Клибанов А. И. и Митрохин Л. Н., Раскол в современном баптизме, в сб.: Вопросы науч. атеизма, в. 3, М., 1967; Совр. сектантство и его преодоление (по мат-лам экспедиции в Тамбовскую обл. в 1959 г.). Сб. ст., М., 1961 ("ВИРА", в. 9); Конкретные исследования соврем. религ. верований (методика, организация, результаты), М., 1967; Паррингтон В.-Л., Осн. течения амер. мысли, пер. с англ., т. 1, М., 1962; Welter G., Histoire de sectes chr?tiennes, P., 1950; Ch?ry H.-Gh., L´offensive des sectes, P., 1954; Mayer F. E., The religions bodies of America, St-Louis, 1955; Hardon J. A., The Protestant churches of America, Westminster, 1957; Hudson W. S., Baptist concepts of the church, Chi., 1959; Colinon M., Le ph?nom?ne des sectes au XX-e si?cle, P., 1959. A. И. Клибанов. Москва. 2. в рабочем движении - совокупность односторонних взглядов (всегда догматических, нередко мелкобурж. по характеру) и действий, ведущих революционные организации и партии к самоизоляции, отрыву от масс трудящихся. Возникновение С. в рабочем движении относится к 1-й пол. 19 в. В те годы С. представляло собой специфическую форму протеста пробуждавшейся к политич. жизни части рабочих против капитализма и было связано с их деятельностью в многочисленных сектах приверженцев различных форм утопического социализма и коммунизма. Носителями первоначального, примитивного С. были во Франции различные группы революц. коммунистов (бабувисты, бланкисты), последователи Сен-Симона и Фурье, прудонисты; в Германии - "истинные социалисты", вейтлингианцы; в Англии - оуэнисты и т. д. "Сумбурность", свойственная социалистическому движению на его ранней стадии, "...проявляется в образовании многочисленных сект, борющихся друг с другом по меньшей мере с таким же ожесточением, как и с общим внешним врагом" (Энгельс Ф., К истории первоначального христианства, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22, с. 478). Научный коммунизм с самого начала провозгласил принципиальное отрицание всякого С. "Коммунисты не являются особой партией, противостоящей другим рабочим партиям. У них нет никаких интересов, отдельных от интересов всего пролетариата в целом. Они не выставляют никаких особых принципов, под которые они хотели бы подогнать пролетарское движение" (Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии, там же, т. 4, с. 437). Удар, нанесенный по домарксовским формам социализма революцией 1848-49, серьезно подорвал позиции многочисл. сект в европ. рабочем движении. "Развитие социалистического сектантства и развитие подлинного рабочего движения всегда находятся в обратном отношении друг к другу. Секты имеют свое (историческое) оправдание, лишь пока рабочий класс еще не созрел для самостоятельного исторического движения. Как только он достигает такой зрелости, все секты становятся, в сущности, реакционными" (Маркс - Ф. Больте, 23 нояб. 1871, там же, т. 33, с. 278-79). Решающий шаг к преодолению С. этого типа был сделан с основанием 1-го Интернационала (1864). История 1-го Интернационала была непрерывной борьбой Генерального совета против тех или иных сект, которые стремились восстановиться и упрочиться внутри самого Интернационала: прудонистов (мютюэлистов) во Франции, лассальянцев в Германии и особенно анархистов-бакунистов, взявших на короткое время верх в Испании и Италии. Эта борьба привела к победе марксизма в социалистическом рабочем движении: 2-й Интернационал (основан в 1889) в целом стал на почву марксизма. К тому времени, однако, в марксистском социалистич. движении обнаружились признаки нового С., связанного с доктринерским искажением марксизма (что отчасти было реакцией на усиление реформистско- оппортунистич. тенденций во 2-м Интернационале и его секциях). Сектантские тенденции временами явственно обнаруживались в гедистской Рабочей партии (Франция); сектантские элементы, не пользовавшиеся, правда, серьезным влиянием, действовали в Социал-демократич. партии Германии (В. Гассельман, И. Мост). Сектантскую линию проводили Социал-демократич. федерация в Англии и Социалистич. рабочая партия в США; Энгельс подверг резкой критике обе эти орг-ции за то, что они превратили теорию Маркса "...в окаменелую ортодоксию..." (см. Энгельс - Ф. А. Зорге, 12 мая 1894, там же, т. 39, с. 207). Он настойчиво советовал англо-амер. социалистам вытравить узкий и заскорузлый сектантский дух, слиться с рабочим движением. Этим замечаниям придавал исключительно большое значение В. И. Ленин - в связи с той борьбой, к-рую ему приходилось вести против С. в русском с.-д. движении (против сектантской "кружковщины" и местничества в конце 90-х - нач. 900-х гг. и особенно - против меньшевистского и полуменьшевистского доктринерства в годы после революции 1905-07 в России). Вел. Окт. социалистич. революция, положив начало совр. междунар. коммунистич. движению, с новой силой выдвинула и проблему борьбы против С. Помимо рецидивов прежнего С. (напр., оживление анархистских течений), возникли сектантские направления в рядах самих коммунистов. В большевистской партии гл. носителями С. были "левые коммунисты", троцкисты. В коммунистич. партиях Запада сектантские тенденции были связаны гл. обр. с тем, что Ленин назвал "детской болезнью "левизны" в коммунизме": преувели- ченным "революционаризмом", отрицанием компромиссов, отказом от участия в парламентской деятельности, от работы в реформистских профсоюзах и т. д. Серьезные попытки преодолеть С. в коммунистич. движении были предприняты в первой половине 20-х гг. Однако в дальнейшем, после смерти Ленина, левосектантская болезнь обострилась. В конце 20-х - начале 30-х гг. в коммунистическом движении элементы сектантства нашли свое выражение, напр., в тактике "класс против класса", усиливаясь во многих случаях ошибками, допущенными в ходе ее практического осуществления. Превращение С. в "застарелую болезнь" (Г. Димитров) было связано также с влиянием неправильных взглядов Сталина на политическую стратегию и тактику (требование наносить "главный удар" по промежуточным силам, рассматривать левых социал-демократов как "главную опасность" и т. д.). В середине 20-х - начале 30-х гг. С. в коммунистическом движении проявилось в ошибочной оценке социал-демократии как "умеренного крыла фашизма" (теория "социал-фашизма"). Крупный шаг к преодолению С. в коммунистич. движении был сделан VII конгрессом Коминтерна (1935), разработавшим, на основе уже имевшегося к тому времени опыта, стратегию и тактику единого и нар. фронта против фашизма и войны. Решения VII конгресса наметили широкую, свободную от сектантской ограниченности платформу единства рабочего класса и всех демократич. сил. Осуществление этой линии предполагало преодоление элементов С. и в социалистич. партиях. Так, напр., в период подготовки (1934-35) Нар. фронта во Франции коммунисты настояли, вопреки позиции, первоначально занятой руководством Франц. социалистич. партии (СФИО), на включении в ряды Нар. фронта радикалов. Выдвинутая и последовательно проводившаяся коммунистами политика Народного фронта обеспечила им успех в организации и руководстве массовым антифашистским Движением Сопротивления в годы 2-й мировой войны, что в свою очередь содействовало укреплению позиций и авторитета самих компартий, действительного изживания ими сектантских тенденций. Победа социалистич. революции в ряде стран Европы и Азии, вовлечение в мировой революц. процесс многомиллионных непролет. масс и дальнейшее развитие коммунистич. движения вширь сопровождались новыми проявлениями С.: "забеганием вперед" и частичным отрывом от масс в нек-рых социалистич. странах, чем пытались воспользоваться силы контрреволюции (1953 - в ГДР, 1956 - в Венгрии и Польше); "революционным нетерпением" части мелкобурж. и интеллигентских кругов, смыкающихся кое-где с остатками троцкистских и полутроцкистских сект, в т. н. "третьем мире"; наконец, воспроизведением худших сторон всех прежних видов С. нек-рыми, преим. крестьянскими по своему составу, компартиями стран Востока. Серьезный удар по всем этим проявлениям С. был нанесен решениями XX съезда КПСС (1956), к-рый подготовил условия для разработки ген. линии междунар. коммунистич. движения Совещаниями 1957 и 1960. Вскоре, однако, в междунар. коммунистич. движении обнаружились серьезные разногласия в связи с позицией, занятой руководством компартии Китая, в политике к-ро-го С. приобрело наиболее крупные масштабы и особенно опасный характер (движение "большого скачка" в 1958-60, принцип борьбы "острием против острия", теория "народной войны" и т. п.). В нач. 60-х гг. оно попыталось навязать свою особую линию всему коммунистич. движению ("Предложение о генеральной линии международного коммунистического движения", 1963), а потерпев в этом неудачу, повело прямую борьбу против большинства компартий, стало создавать "свои" фракции, а затем и "свои" раскольнические партии в др. странах. Развернувшаяся в Китае после XI пленума ЦК КПК (авг. 1966) т. н. "культурная революция" до конца вскрыла националистич. великодержавную сущность этого сектантского курса, доведенного до крайности Мао Цзэ-дуном и его группой. Полностью подтвердилась справедливость оценки, содержащейся в Заявлении Совещания представителей коммунистич. и рабочих партий (1960): "Догматизм и сектантство в теории и на практике, если против них не вести последовательной борьбы, также могут стать главной опасностью на том или ином этапе развития отдельных партий. Они лишают революционные партии способности развивать марксизм-ленинизм на основе научного анализа и творчески применять его в соответствии с конкретными условиями, изолируют коммунистов от широких слоев трудящихся, обрекают их на пассивное выжидание или леваческие, авантюрные действия в революционной борьбе, не позволяют своевременно и правильно оценивать меняющуюся обстановку и новый опыт, использовать все возможности в интересах победы рабочего класса и всех демократических сил в борьбе против империализма, реакции и военной опасности, и тем самым мешают народам одержать победу в их справедливой борьбе" (Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, 1961, с. 81-82). Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии, К, Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 4; Маркс К., (Письмо Ф. Больте 23 нояб. 1871), там же, т. 33; Энгельс Ф., (Письмо А. Бебелю 20 июня 1873), там же; его же, (Письмо Ф. Зорге 12 мая 1894), там же, т. 39; его же, К истории первоначального христианства, там же, т. 22; Ленин В. И., Предисловие к рус. пер. книги "Письма И. Ф. Беккера, И. Дицгена, Ф. Энгельса, К. Маркса и др. к Ф. А. Зорге, и др.", Полн. собр. соч., 5 изд., т. 15 (т. 12); его же, О революционной фразе, там же, т. 35 (т. 27); его же, О "левом" ребячестве и о мелкобуржуазности, там же, т. 36 (т. 27); его же, Детская болезнь "левизны" в коммунизме, там же, т. 41 (т. 31); Коммунистический Интернационал в документах. 1919-1932, М., 1933; Димитров Г., Наступление фашизма и задачи Коммунистического Интернационала в борьбе за единство рабочего класса против фашизма, Избр. произв., т. 1, М., 1957; Программа КПСС. Принята XXII съездом КПСС, М., 1967; Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1961; Лейбзон Б. М., Шириня К. К., Поворот в политике Коминтерна, М., 1965. А. Б. Вебер. Москва.