СЕЛИВАНОВ Иван Егорович

Найдено 1 определение
СЕЛИВАНОВ Иван Егорович
1907, дер. Васильевское Шенкурского уезда Архангельской губ. — 1988, Белово Кемеровской обл.) — художник. Был печником, строителем, много ездил. Жил в Мурманске, Архангельске, Онеге, Свердловске, Запорожье, со времени Великой Отечественной войны — в Прокопьевске. Обратился к рисованию в 1946 г. Учился в ЗНУИ с 1947 г. Отправлял туда свои работы до конца жизни. С. родился в нищей крестьянской семье. В 1946 г. в Прокопьевске увидел в магазине картину, которая так его поразила, что он решил сам попробовать рисовать. Именно рисунок, выразительная линия являются главными отличительными качествами искусства С. В его произведениях живет суровость и духовность Русского Севера — его родины. Другое отличительное свойство С. — его своеобразная философия, отразившаяся в бессвязных записях дневникового характера, которые художник вел на протяжении многих лет. Колоритный стиль живой народной речи, яркие образы воспоминаний и сновидений, афористичные высказывания — все это делает дневниковое наследие С. не менее ценным, чем его художественные произведения. «Нельзя разгадать самому себе без помощи других. Может, это есть причуда? Дьявольская сила в мозгах моих?..» — эти слова С. можно было бы поставить эпиграфом ко всему изучению наивного искусства. Творчество С., обнаруженное москвичами на выставках в т. н. клубах творческой интеллигенции — ЦДРИ, ЦДЛ, Правления Союза художников на Гоголевском бульваре, — было воспринято как глоток свежего воздуха, как свидетельство того, что народное творчество еще живо, несмотря на годы его государственной эксплуатации и извращения. Именно с творчества С. и нескольких других, «открытых» в те годы самобытных художников началась волна всеобщего увлечения наивным искусством, достигшая своего пика в 1970-е гг.Первым педагогом С. в ЗНУИ была Ю. Лузан. Вначале она предлагала обучаться по обычной для тех лет программе, художник не справлялся с заданиями, получал «тройки». Когда в 1951 г. С. с женой Варварой поселились в собственном домике на окраине Прокопьевска и обзавелись скотиной, Лузан пришла в голову счастливая мысль: просить С. рисовать животных в фас и в профиль. Персонажами рисунков стали корова, собака, кот, петух, они же до конца жизни были верными друзьями и «собеседниками» художника. В 1961 г. педагогом С. стал Ю. Аксенов. В работах С. появились слон, лев, лань. К Аксенову С. обратился с просьбой помочь «понять во всей литературе непонятные слова… Напишите, как обещались, что такое беспредметное искусство, эстетика, догматика… Всего посылаю четыреста слов». С. и культурный мир, с которым он соприкасался, говорили на разных языках. Он внимательно изучал альбом «Русский портрет», но никакого влияния на его собственные портреты это не оказало. Никто из соседей не хотел позировать художнику. Он изображал свою жену, педагогов, героев популярных фильмов — Спартака, Клеопатру. Наиболее значительны его автопортреты. С. обладал характерной внешностью русского крестьянина — окладистая борода, шапка густых волос, остриженных «под горшок», пронзительный взгляд с хитрецой. Он привлекал к себе внимание тележурналистов, кинематографистов, о нем писали в местной и центральной прессе. Но все же круг людей, непосредственно общавшихся с художником, сам не обладал достаточно высоким образовательным уровнем, чтобы адекватно интерпретировать его искусство. Творчество его и по сей день не описано подробно на языке современной науки. Самобытный крестьянский философ, чужак в мире «развитого социализма», С. проецировал в творчество образы гармоничного мироустройства — родного дома с огородом, друзей, учителей, героев и всякой Божьей твари. (К. Б.) Персональные выставки: Центральный дом литераторов, Москва, 1971; В честь 70-летия И.Е. Селиванова, Москва, 1977; В честь 80-летия И.Е. Селиванова, Музей изобразительных искусств Кемеровский обл., 1986; Музей изобразительных искусств Новокузнецка, 1986; Центральный выставочный зал Московского отделения Союза художников РСФСР, Москва, 1987. Выставки: Выставка работ самодеятельных художников, учащихся курсов заочного обучения ЦДНТ им. Н.К. Крупской, ЦДРИ, Москва, 1965; Всероссийская выставка произведений самодеятельных художников, Москва, 1960; Всесоюзные выставки самодеятельных художников в Москве: 1967, 1970, 1974, 1977, 1985; Выставка «100 работ самобытных художников», Москва, Зал правления Союза художников на Гоголевском бульваре, 1971; Юбилейная выставка работ учащихся факультета изобразительного искусства в честь 50-летия ЗНУИ в Центральном выставочном зале Союза художников РСФСР в Подольске, 1983–1984; «Naifs sovietiques» (Франция), 1988; Всероссийская выставка работ самодеятельных художников в честь 40-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне, Всероссийский музей народного искусства, Москва, 1985; «Сон золотой», 1992; «Райские яблоки», 2000; «Фестнаив-04». Коллекции: ГРДНТ; Владимиро-Суздальский музей-заповедник; музей «Царицыно», Москва. Фильмография: «Люди земли Кузнецкой», реж. М. Литвяков, Ленинградская студия документальных фильмов, 1969; «Они рисовали с детства», реж. К. Ревенко, Центральное телевидение, телефильм, 1979; «Кузбасский Пиросманашвили», Кемеровская студиятелевидения, 1981; «Серафим Полубес и другие жители Земли» ( художественный фильм, где использовались произведения Селиванова), реж. В. Прохоров, «Мосфильм», 1984; «Синий кот на белом снегу», реж. В. Ловкова, ЦСДФ, 1987. Лит.: Шкаровская Н. Народное самодеятельное искусство. Л., 1975; World Encyclopedia of Naive Art. London, 1984. Р. 529; Иван Селиванов — живописец. Очерки о художнике. Кемерово, 1988; Селиванов И.Е., Катаева Н.Г. И была жизнь… М., 1990; Выставка работ самодеятельных художников, учащихся курсов заочного обучения ЦДНТ им. Н.К. Крупской, ЦДРИ, Москва, 1965. Каталог; Алпатов М. Непосредственно и чистосердечно // Творчество. 1966. № 10; Герчук Ю. Примитивны ли примитивы? // Творчество. 1972. № 2; Балдина О. Второе призвание. М., 1983; Аксенов Ю. Смотреть своими глазами // Художник. 1986. № 9; Шкаровская Н. Притяженье любви к природе // Огонек. 1987. № 36; Самодеятельное изобразительное искусство // Самодеятельное художественное творчество: Очерки истории 1960–1990-е годы. СПб., 1999.

Источник: Любительское художественное творчество в России ХХ века. 2010