устаревшее - остяко-самоеды), народ в Российской Федерации (3,6 тыс. человек), в Ямало-Ненецком автономном округе и других районах Тюменской области, в Томской области и Красноярском крае. Язык селькупский, относящийся к самодийским языкам. Придерживаются традиционных верований (анимизм, шаманизм).
СЕЛЬКУПЫ
СЕЛЬКУПЫ
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
Селькупы
остяко-самоеды, - народ в Томской, Тюменской областях и Красноярском крае. Численность 3,6 тыс. чел. (1992). Селькупский язык относится к самодийской группе уральских языков. Селькупы сложились в ходе длительного взаимодействия и слияния аборигенного населения среднего течения р. Обь с проникшими сюда в начале н.э. из района Саян самодийскими племенами. В 17 в. часть селькупов переселилась к северу, на р. Таз, а позднее на р. Турухан. Занятия – охота и рыболовство, у северных групп – и оленеводство. С 18 в. селькупы подверглись массовому крещению, но продолжали сохранять древние религиозные представления и обряды. Антрополо гически принадлежат к уральской расе. См. Самодийские народы, Уральская раса, Россияне, Чулымцы.
СЕЛЬКУПЫ
народ в Сибири, говорящий на языке самодийской группы. Живут на С. Томской обл. Красноярского края и в Ямало-Ненецком нац. округе РСФСР. Числ. 3,7 тыс. чел. (1959). В нач. 18 в. С. подверглись массовому крещению, но продолжали сохранять древние религ. представления и обряды. С. сложились в результате длит. взаимодействия и слияния аборигенов басс. среднего течения р. Оби с проникшими сюда в нач. н. э. из р-на Саян самодийскими племенами. В 17 в. часть С. переселилась на р. Таз, а позднее - и на р. Турухан. Наименование С. - самоназв. сев. С., южные именуют себя чумыль-куп, суссе-кум, шош-кум (земляной или таежный человек). До Окт. революции юж. С. называли нарымскими, туруханских - баихинскими, тазовских - тымско-караконскими остяками, или остяко-самоедами (за сходство их культуры с культурой хантов и кетов). Сейчас юж. С. почти слились с окружающим рус. населением. В прошлом С. занимались охотой и рыболовством, северные - и оленеводством. В наст. время объединенные в совхозы, колхозы и промхозы С. наряду с традиц. занятиями развивают животноводство и земледелие. Лит.: Народы Сибири, М.-Л., 1956 (библ. на с. 1007); Бояршинова З. Я., Население Западной Сибири до начала русской колонизации, Томск, 1960; Долгих Б. О., Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII веке, М., 1960, с. 78-102. З. П. Соколова. Москва.
Селькупы
остяки, остяко-самоеды - старое назв.), народ в Зауралье, Зап. Сибири. Назв. С. означает "лесной человек". Язык С. относится к самодийской ветви ур. яз. семьи, разделяется на 3 диалекта: тазовский, тымский и кетский. С. состоят из двух тер. разобщенных групп - сев. и юж. Сев. расселена в басс. р. Таз и Турухан, юж. - в Томском (Нарымском) Приобье. Ныне юж. группа живет в Томской обл., сев. - в Красноярском крае и Ямало-Ненецком авт. окр. Тюменской обл. По переписям 1897 и 1926-27 числ. С. составляла ок. 6 тыс. чел., по переписи 1989 - ок. 3,5 тыс. Впервые С. упоминаются в письменных источниках XVI в., где они именуются Пегой Ордой. Насчитывавшая до 400 воинов и возглавляемая князцом Воней, Пегая Орда оказала сопротивление дружинам рус. воевод. Воня состоял в унии с ханом Кучумом, но и после падения Сибирского ханства продолжал борьбу за независимость, отказываясь от уплаты ясака (дани). Лишь после сооружения в 1595 Нарымского острога Пегая Орда была подчинена Моск. царю. Ч. С. ушла на р. Таз - тогда и сложилась сев. группа. С XVIII в. С. были обращены в православие. В дорус. период у С. были распространены укрепленные городки "кочи", обнесенные оборонительным валом, рвом и частоколом. Позднее селения строились без оборонительных сооружений, на высоких берегах. Обычно пос. состояло из небольшого числа жилищ (от 2 до 10), установленных в ряд вдоль р. или беспорядочно. Жилищами служили землянки "карамо", приваленные песком или дерном каркасно-столбовые дома "пой-мо", срубные постройки, у сев. селькупов - чумы. Осн. отраслями х-ва юж. С. были охота и рыболовство, в качестве транспорта использовались лошади и собаки. У сев. С. средством передвижения были упряжки оленей (оленеводство было заимствовано С. у ненцев и эвенков). Рыболовство осуществлялось посредством крапивных сетей, запорных сооружений, крючково-остроговых снастей. Осн. охотничьими орудиями являлись лук со стрелами, самострельные установки, давящие ловушки. Продукция промыслов составляла осн. пищевого рациона, служила сырьем для изготовления зимней меховой одежды "парка", "сокуй", обуви "пеема". Пушнина играла роль торг. эквивалента и средства уплаты податей. В XIX в. меновой единицей была связка из 10 беличих шкурок "сарум". Во внутр. обмене товарами служили также рыба, олени, лошади, луки со стрелами, лодки. В торговле с рус. в обмен на пушнину, рыбу, ягоды, орехи приобретались металлические предметы, оружие, ткань, пищевые продукты. Среди С. выделялись "таксыбылькуп" (товарные люди), занимавшиеся посреднической торговлей. Родовой орг-ции С. свойствен счет родства и экзогамные установки по отцовской линии. Роды С. различались по назв. (напр., "Орла", "Кедровки", "Медведя", "Лебедя") и тер. расселения. Особую соц. роль играли шаманы "тэтыпы", выступавшие в качестве врачевателей, предсказателей, военных вождей, духовных судей. В представлениях С. мироздание делилось на Небо "Ноп", Преисподнюю "Кызы" и Землю, судьбу к-рой вершила "Илынта Кота" (Старуха жизни). Гл. роль в фольк. сюжетах играл культовый герой Ича - сын Неба, воитель, защитник людей, трикстер. Лит.: Пелих Г.И. Происхождение селькупов. Томск, 1972; Она же. Селькупы XVII в.: Очерки социально-экономической истории. Новосибирск, 1981; Гемуев И.Н. Семья у селькупов (XIX - начало XX в.). Новосибирск, 1984. Головнев А.В.