В начале XVIII в. на левом берегу Невы, близ казенных кирпичных заводов, возникла деревня, в которой жили занятые на них рабочие. При Елизавете Петровне, в 1744 г., в этой местности был основан Казенный (впоследствии – Императорский) фарфоровый завод, и население деревни увеличилось. Она стала рабочим поселком при заводе и стала называться селом Фарфорового завода. Память о том селе до сих пор сохранилось в названии Фарфоровской улицы, а также железнодорожной платформы Фарфоровская. Она появилась в 1893 г. и первоначально называлась Фарфоровский пост, а затем – Ново‑Фарфоровский пост.
Границей между слободой Фарфорового завода и соседним селом Михаила Архангела являлась нынешняя Фарфоровая улица, носившая до 1940‑х гг. название Большой Щемиловской улицы (Щемиловка являлась другим названием слободы Фарфорового завода).
В конце XIX в. одним из немногих мест развлечений жителей села Фарфорового был сад «Вена» с театром – теперь там Парк им. Бабушкина. А напротив сада «Вена» в начале ХХ в. появился костел Святого Сердца Иисуса – за Невской заставой жило много рабочих‑католиков, особенно выходцев из Польши и Прибалтики.
Храм строился по образу средневековых европейских костелов на средства, собранные местными рабочими‑католиками, поэтому поначалу предназначался исключительно для тех, кто имел отношение к Фарфоровому заводу. Чтобы привлечь деньги на постройку костела, его проектные изображения опубликовали в виде почтовых открыток и продавали в западных губерниях Российской империи.
Автором проекта являлся архитектор Стефан Галензовский, задумавший создать величественное здание костела с высокими готическими башнями‑колокольнями. Однако из‑за финансовых затруднений строительство костела шло медленно, к 1914 г. его только подвели под крышу, и лишь в начале 1918 г. храм освятили, но он до конца так и не был достроен. В советские годы власти не раз предпринимали попытки закрыть костел, но он действовал до июня 1937 г. Последний его настоятель Епифаний Акулов был расстрелян и захоронен на Левашовской пустоши.
Костел передали под кинотеатр, а потом перестроили под общежитие работников «Ленгаза». В 1970‑е гг. здание приспособили для треста «Спецстрой». В 1996 г. часть помещений костела вернули верующим‑католикам. Любопытно, что он стал местом притяжения проживающих в Петербурге африканцев.
Достопримечательностью и главной святыней села Фарфорового являлась старинная церковь Преображения Господня, среди ее реликвий был 50‑пудовый колокол, отлитый в 1686 г. в Швеции и, по легенде, перенесенный когда‑то сюда из Ниеншанца. Первоначальная церковь появилась в 1713 г. – близ казенных кирпичных заводов. В 1730‑х гг. ее перестроили в камне, причем, как отмечал бытописатель Петербурга Михаил Пыляев, одним из жертвователей была императрица Анна Иоанновна, «принесшая от щедрот 100 руб. в церковное строение».
Костел Св. Сердца. Почтовая открытка, продававшаяся для привлечения средств на постройку костела. Из фондов РНБ
Еще в XVIII в. в церковной ограде стали устраивать захоронения. С годами кладбище расширялось и превратилось в самое крупное за Невской заставой. Оно называлось Фарфоровским, а также Спасо‑Преображенским – по имени стоявшего на ней храма. Кладбище начиналось от Невы и шло длинной полосой за Кладбищенскую улицу (ныне этот ее участок носит имя улицы Бабушкина). Ограничивалось кладбище с одной стороны постройками Фарфорового завода, а с другой – Патриотическим переулком (ныне переулок Матюшенко).
В 1902 г. на кладбище заложили церковь во имя Сошествия Святого Духа, освященную осенью 1912 г. нарвским епископом Никандром. Сооруженная по проекту академика А.Ф. Красовского, она была по‑своему уникальна, ведь фарфоровый иконостас для церкви выполнили на Императорском фарфоровом заводе.
В 1920 – 1930‑х гг. Спасо‑Преображенское, или Фарфоровское, кладбище повторило скорбную судьбу десятков городских погостов, уничтоженных, стертых с лица земли.
Путеводитель по Ленинграду 1931 г., говоря о Спасо‑Преображенском кладбище села Фарфорового, делал крошечную ремарку: «При прокладке линии трамвайных путей расширенный проспект прошел по месту, занятому прежде могилами (кости перенесены в братскую могилу)».
В том же 1931 г. специальная комиссия признала, что некоторые надгробия на кладбище представляют «художественную и бытовую ценность». Их разрешалось оставить на месте, а остальные (по‑видимому, никакой ценности не представлявшие) полагалось сдавать в металлолом. В 1932 г. снесли Преображенскую церковь, при этом погибли все захоронения внутри храма, в том числе могилы министра уделов графа А.П.Гагарина, министра финансов графа Д.А. Гурьева и статс‑секретаря Николая I историка и литератора Н.Н. Муравьева. Осенью 1938 г. закрыли Духовскую церковь, приспособив ее под склад и картофелехранилище.
Все 1930‑е гг. шел процесс уничтожения старинного кладбища. Судя по сообщениям официальной печати (а другой тогда и быть не могло!), трудящиеся района всем сердцем приветствовали эти действия. Только три захоронения с Преображенского кладбища перенесли в другие некрополи: прах литератора Ивана Панаева перезахоронили на Литераторских мостках Волкова кладбища, а надгробия жены сенатора Надежды Казадаевой и генерал‑майора Николая Саблукова – в некрополь XVIII в. Александро‑Невской лавры.
На месте кладбища в начале 1960‑х гг. появился кинотеатр «Спутник». Кстати, он представлял собой первый проектный вариант типового широкоэкранного кинотеатра на 1060 зрителей.
Духовская церковь на Фарфоровском кладбище. Фото 1950‑х гг.
По соседству с уничтоженной Духовской церковью построили станцию метро «Ломоносовская», открытую в декабре 1970 г. Что делали строители метро с останками людей, захороненных на бывшем кладбище, остается неизвестным. Однако и потом уничтоженное кладбище периодически давало знать о себе. На его следы в конце 1980‑х гг. наткнулись строители, когда рыли котлованы под трамвайную эстакаду у Володарского моста. Правда, о тех находках тогда узнали очень немногие. А вот события, развернувшиеся вокруг бывшего Фарфоровского кладбища в 2008 г., получили огромный общественный резонанс в масштабах всего города.
Тогда появился план сооружения на углу улиц Бабушкина и Полярников, возле наземного вестибюля станции метро «Ломоносовская», многофункционального торгово‑развлекательного комплекса.
Местные активисты собирали подписи жителей против строительства, проводили пикеты и митинги. Установленный вокруг будущей стройки забор противники стройки «украсили» лозунгами: «Строительство незаконно! Здесь было кладбище!»
Конфликт вокруг бывшего кладбища развернулся нешуточный. В результате торговый комплекс на его месте так и не появился…
И еще несколько штрихов к портрету слободы, или села Фарфорового. Местность возле Фарфорового поста – нынешней станции Фарфоровская, что в десяти верстах от Петербурга по Николаевской железной дороге, стало перед революцией одним из мест обитания петербургских «босяков». На такую картину наткнулся сотрудник суворинской газеты «Вечернее время», побывавший здесь в июле 1913 года. Его взору предстало обиталище «лесных людей», которые жили тут зимой и летом, строили для себя шалаши из сухих веток можжевельника и рогож. Только местные старожилы знали извилистые тропинки среди болот, которые вели сквозь непролазную чащу к шалашам «лесных людей». Средства к жизни они добывали, занимаясь продажей на городских кладбищах венков из ельника и метел. Смыслом же их жизни, как это ни печально и обыденно, была водка.
На вопрос репортера «Вечернего времени», что заставляет их жить вдали от людей, «лесные люди» отвечали: «Нас никто здесь не беспокоит, мы ведь прописаны в селе Александровском, а потом, живя здесь на вольном воздухе и имея бесплатную квартиру, получаем возможность пропить лишние три‑четыре рубля в месяц». Однако городок «лесных людей» вовсе не был простым сборищем вольного люда. У них была своя организация во главе со старостой, который следил за порядком. Ослушники подвергались изгнанию из «лесного рая», ведь «лесным людям» вовсе не были нужны осложнения с полицией, с которой они жили по принципу: мы вас не трогаем, и вы нас не касайтесь.
К «лесным людям» нередко приходили гости из города, и тогда у них происходили своего рода «ассамблеи». Это особенно пугало добропорядочных обывателей близлежащих мест, которые вынуждены были мириться с соседством с «лесными людьми». «Среди ближайшего населения «лесные люди» пользуются доброй репутацией: своих не трогают, – отмечал репортер „Вечернего времени“. – А раз не трогают, пусть живут себе на здоровье. Только бы не приглашали из города гостей, которые придерживаются иных взглядов».