Семь мудрецов

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

Семь мудрецов
VII–VI вв. до н. э., первым о них упоминает Платон, называя Фалеса Милетского, Солона Афинского, Биаса из Приены, Питтака Митиленского (см. Алкей), Клеобула из Линда, Мизона и Хилона Спартанского. Четверо первых выступают и в более поздних списках, в которых на оставшихся местах стоят другие имена, чаще всего Периандра, тирана Коринфа. Только о Солоне и Периандре у нас достаточно сведений, данные обо всех остальных анекдотические или легендарные. Мудрость, которой они владели, могла быть как практической житейской мудростью (известные максимы, известные из надписей), так и ловкостью политика и государственного деятеля.

Источник: Античные писатели. Словарь. 1999

СЕМЬ МУДРЕЦОВ
греч. мыслители и гос. деятели 7 и 6 вв. до н.э., отличавш. практич. жизн. мудростью и глубоким гос. умом. Различ. авторы называют разные имена С. м. Всего их назыв. ок. 20 человек, чаще всего повтор. четыре имени: Фалес, Биант из Приены, Солон и Питтак из Митилены. Назыв. также Клеобула из Линда, Хилона из Спарты и Периандра из Коринфа. Время деятельн. С. м. совпадает с начальным периодом развития греч. философии (так, уже Фалеса причисл. к философам). Размышл. С. м. касаются в первую очередь вопросов практич. жизни. Свои мысли С. м. выражали в форме афоризмов (гном): «лучше всего — это знать меру» (Клеобул), «ничего слишком» (Солон), «познай самого себя» (Хилон), «соблюдай меру» (Фалес), «нажива ненасытна» (Питтак), «плохие люди составл. большинство» (Биант).

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Семь мудрецов
греч. мыслители и государств, деятели 7 и 6 вв. до н. э., отличавшиеся практич. жизн. мудростью и глубоким государств, умом. Различные авторы называют разные имена С. м. Всего их называется ок. 20 человек, чаще всего повторяются четыре имени: Фалес, Биант из Приены, Солон и Питтак из Митилены. Называют также Клеобула из Линда, Хилона из Спарты и Периандра из Коринфа. Время деятельности С. м. совпадает с начальным периодом развития греч. философии (так, уже Фалеса причисляют к философам). Размышления С. м. касаются в первую очередь вопросов практич. жизни. Свои мысли С. м. выражали в форме афоризмов (гном): «лучше всего–это знать меру» (Клеобул), «ничего слишком» (Солон), «познай самого себя» (Хилон), «соблюдай меру» (Фалес), «нажива ненасытна» (Питтак), «плохие люди составляют большинство» (Биант).

Источник: Словарь античности. 1989

Семь Мудрецов
греч. hepta sophoi)
   в представлении древних греков, семь наиболее мудрых мыслителей. В число с.м. в разное время включали разные имена. Согласно Платону (Протагор. 343а), это Клеобул из Линда, Питтак из Митилены, Биант из Приены, Фалес из Милета, Хилон из Спарты, Солон из Афин и Мисон из Хены. Разными авторами чаще всего повторяются имена Фалеса, Бианта, Солона, Питтака и Периандра; общее же их количество доходит до 20, и иногда в их число включали кроме греков скифа Анахарсиса. Изречения, приписываемые с.м, у различных античных авторов также варьировались; некоторые из изречений связывались с именами то одного, то другого из мудрецов, а то и вовсе вопрос авторства оставался открытым. На стенах храма Аполлона в Дельфах, где находился самый знаменитый в Греции оракул, было написано 7 кратких изречений, которые приписывали с.м.: «Познай самого себя», «Ничего сверх меры», «Наблюдай конец жизни», «Худших всегда большинство», «Ни за кого не ручайся», «Всему свое время», «Лучше подделывать деньги, чем истину».
   Ярхо В. Семь древнегреческих мудрецов // ВИ. 1966. № 5.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
   * * *
   Обычно к ним причисляют следующих греческих мыслителей и государственных деятелей 7 и 6 вв. до н. э.: Фалеса Милетского, Солона из Афин, Бианта из Приены, Хилона из Спарты, Клеобула с Родоса, Периандра из Коринфа и Питтака из Митилены. Семи мудрецам приписывают максимы, некоторые из которых начертаны у входа в храм Аполлона в Дельфах: "познай самого себя" (Хилон), "ничего слишком" (Солон), "лучше всего - это знать меру" (Клеобул), "соблюдай меру" (Фалес), "нажива ненасытна" (Питтак), "плохие люди составляют большинство" (Биант).
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
   * * *
   в Др. Греции группа философов и законодателей (VII - VI вв.), к-рых впосл. (вер., с V - IV вв.) признали выдающимися мыслителями и учителями жизни. Обычно к ним относили Фалеса, Солона, правителя из Коринфа Периандра и из Митилены (о-в Лесбос) - Питтака, спартанского законодателя Хилона, Бианта из Приены и Клеобула из Линда (о-в Родос). Взамен нек-рых из этих имен нередко называли другие, так что в общем число С. м. достигало двух десятков. Им приписывали нравоучительные сентенции, приводимые б. ч. у Диогена Лаэртского.
   В.Я.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

СЕМЬ МУДРЕЦОВ
   • Sapientes septem,

         ??? ?????? ?????, мужи, которые были истинными благодетелями окружающей их среды не только выдающейся нравственной силой и глубокой житейской опытностью, но и проницательностью ума и ясностью мыслей. Cic. de or. 3, 34. Таким образом, преимущественно бросается в глаза то политическая их деятельность, то поэтическая. Питакк из Митилены в Лесбосе, Солон, Клеобул из Линда в Родосе и Периандр Коринфский были законодателями и военачальниками или предводителями и повелителями своих родных городов; Хейлон, эфор в Спарте, был предметом удивления столько же за свой зоркий политический взгляд, сколько и за свойственный ему способ выражаться, получивший от него название хейлоновского; Фалет милетский и Биант из Приены в Карии выступают советниками царей и народов; первый из них побудил ионян основать великий союз, сосредоточенный в общем совете в Теосе; он также провожал Креза в поход его против персов и сухим путем переправил его войско через реку Галис, воду которой он ранее отвел. Биант же удержал того же царя от морской войны с греческими островами и при вторжениях персов советовал ионянам оставлять свои города в Азии и переселяться в Сардинию. Hdt. 1, 27. 170. Некоторые исключают из этого числа Периандра (см. Периандр) и называют вместо него другого того же имени или Мисона. Нельзя не признать, что отличительные черты этих мужей, которые все принадлежат к одному и тому же времени, тесно связаны с характером дорического племени; поэтому и Платон совершенно справедливо называет их последователями, любителями и учениками лакедемонской дисциплины и находит сходство между гномической и лаконской речью; четыре из них были даже дорического происхождения, пятый спартиат. Им приписываются не всегда одни и те же изречения: Питаку — ?????? ??????, хорошо рассчитывай время; Солону — ?????? ´????, ничего чересчур, Клеобулу — ?????? ´???????, мера — самое лучшее (соблюдай во всем меру), Периандру — ?????? ?? ????, все обдумывай; Хейлону — ?????? ???????, познай самого себя (эти слова приписываются также Солону, причем Хейлону — ????? ?????? ??????? ????, предусмотрительность свойственна долгой жизни); Фалету — ??????, ???? ?´´???, поручительство причиняет тебе горе; Бианту — ??? ??????? ?????, в толпе нет добра. Краткие их изречения не столько носят на себе отпечаток глубокомыслия и необыкновенной мудрости, сколько свидетельствуют об ясной и поражающей, подобно молнии, правде и дельных воззрениях, основанных на собственных твердых началах (ср. ?????, Гномическая поэзия). Поэтому они находились под особенным покровительством пифийского Аполлона, притчеобразные оракулы которого имели некоторое внутреннее родство с их мудрыми краткими изречениями.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884