Семейная обрядность

Найдено 1 определение
Семейная обрядность
ритуалы, связанные с важнейшими вехами жизненного пути чел. - рождением (родины), браком (свадьба) и смертью (похороны). Триада С.О. имела исключительное мировоззренческое и соц. значение, сочетая в себе экзистенциальные филос.-религиозные идеи (представления о душе, ее воплощении и перевоплощении, жизненном и потустороннем мирах) и морально-этические устои семейного и обществ. бытия (соучастия, сопричастности, сопереживания и т.д.). Триада С.О. объединена идеей цикличности (или взаимной обусловленности) жизни и смерти. Несмотря на определенную унификацию С.О. под воздействием христианства и ислама, в традициях народов У. обнаруживается многообразие родильного, свадебного и погребального ритуалов. С.О. (особенно похоронную) принято считать одной из наиб. консервативных и этнически показательных сфер культуры.    Родины (обряды по поводу рождения ребенка) и тесно связанный с ними ритуал наречения именем предполагали участие, помимо родителей, соседей и родственников, а также особые роли повитух и "крестных" родителей. У хантов, напр., для родов сооружался особый "малый чум", где роженица с помощью повитух разрешалась от бремени. Мужчинам запрещалось в него входить, прикасаться к вещам и пище роженицы. После родов совершался обряд очищения (окуривания) матери и ее принадлежностей бобровой "струей". Младенец входил в мир через руки трех "матерей": "пухун-анки" принимала роды и перерезала пуповину, "альтем-анки" омывала ребенка чаговым раствором и проносила над огнем, "перна-анки" определяла ему имя и дарила духа-хранителя. Младенец считался чел. лишь с того момента, когда в его тело вселялось имя-душа, принадлежавшее некогда жившему предку. Сходные по символике родильные обряды существовали и у др. народов У. У удмуртов наиб. распространенным было празднество "нуны сюан", устраиваемое женщинами-односельчанками по поводу рождения ребенка. У поволжских татар празднество "бэбэй туе" проводилось в честь рождения первенцев (особенно сыновей), а на обряд наречения именем приглашались только мужчины. По традиции мари ребенок получал 3 имени: первое (вр.) ему давала повитуха, через 2-3 дня он приобретал пост. имя (созвучное имени отца или матери), при крещении он наделялся христианским именем. Все эти ритуально-магические действия имели целью предохранить ребенка (его имя-душу) от несчастий, обозначить появление нового чел. в обществ. среде.    Свадебная обрядность, включавшая ряд этапов (сватовство, сговор, оплакивание невесты, игры-состязания, свадебный пир и т.д.) в разл. вариантах символизировала рождение новой семьи, переход женщины в иной соц. мир. В богатой С.О. рус. старожилов У. свадебное действо состояло из замысловатой череды ритуалов: избирания сватов, отправления их "в дорогу", "просватанья", "рукобития", "пропивушек", "посиденка", "девишника", плача, расплетания и заплетания волос невесты, "раздачи красоты", бани, приготовления свадебного поезда, венчального дня, "хлебин", "отхлебин". Свадебный цикл сибирских татар включал "кыс сурату" (сватовство), "кингаш" (совет), "туй" (свадебный пир), "салом" (приветствие женихом родителей невесты), "куц" (перевоз молодой в дом родителей мужа), "турген" (визит новобрачных в дом родителей невесты). Если в рус. свадьбе непременным было участие священника, а в сибирско-татарской муллы, то в обычаях коми-зырян предполагалось присутствие колдуна ("тодысь") для охраны новобрачных от сглаза. Свадебный ритуал удмуртов выполнялся с большими интервалами между отдельными этапами и растягивался порой на г. В обряде манси и хантов особое значение имело "умирание" и "воскрешение" невесты, ее приобщение к дому и святыням мужа.    Погребальный ритуал состоял из похоронного и поминального циклов. В традициях ненцев умершим ("нытарма") мог считаться еще живой, но "потерявший душу" старик. Реальная смерть сопровождалась обрядами разведения огня в жилище покойного и на кладбище ("хальмер"), развязывания узлов, облачения покойного в лучшие одежды, сбора его в "дальний путь", символические беседы с ним посредством гадания на топоре. Захоронение совершалось в ящике-гробу "тин", устанавливавшемся на поверхности земли. С умершим оставляли его вещи, предварительно их "испортив" (надломив, надорвав, опрокинув), забивали упряжку оленей. После похорон присутствовавшие проходили обряд очищения дымом. После возвращения с кладбища чум переставляли на новое место. В знак траура родственники умершего не подвязывали ремней на обуви, а вдовы оставляли на виске незаплетенной прядь волос. Через неск. лет шаман "самбана" совершал обряд проводов души усопшего в мир "заката". Через поколение это имя-душа воплощалось в новорожденном. У селькупов существовало представление о посмертном перевоплощении души в медведя, поэтому убитого зверя привечали в доме охотника как гостя-родственника. В символике обрядовых действий коми-зырян покойник выступает как посланец жизненного мира в мир предков, а младенец - как посланец мира предков на земле живых. Таково семантическое единство цикла С.О. и у др. народов У.    Лит.: Семейная обрядность народов Сибири. М., 1980; Обряды и обрядовый фольклор. М., 1982; Еремина В.И. Ритуал и фольклор. Л., 1991.    Головнев А.В.

Источник: Уральская историческая энциклопедия. 2000

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
81.10 кб

Из семейной обрядности староверов Болгарии

Е. С. Узенёва
Читать PDF
243.62 кб

Новые тенденции в развитии семейной обрядности народов Дагестана

Алимова Б.М., Ибрагимов М.-Р.А.
На основе полевых этнографических материалов, данных фокус-групп и блиц-опросов прослеживаются трансформации в развитии современной семейной, свадебной обрядности народов Дагестана.
Читать PDF
384.82 кб

Проявление принципа троичности в семейнобытовой обрядности эвенков

Глазко Светлана Викторовна
В статье рассматривается принцип троичности в ритуально-обрядовом комплексе эвенков, в его семейно-бытовом аспекте как части культурносимволического пространства.
Читать PDF
162.59 кб

Растения в семейной обрядности у Мордвы: историко-культурный аспект

Князькова Л. П.
Растительный мир в жизнедеятельности мордовского народа издревле занимает значительное место как результат взаимодействия человека и природы, условие развития общества.
Читать PDF
221.34 кб

Традиционные нормы поведения алтайцев в контексте семейной обрядности

Тадышева Наталья Олеговна
Рассматриваются нормы поведения и общения, являющиеся одними из основ духовной культуры алтайцев, в том числе семейная обрядность.
Читать PDF
637.92 кб

Отражение религиозной идентичности в семейной обрядности томских татар

Чигрина Елена Владимировна
Рассмотрена идентичность татар, проживающих на территории Томской области. Анализируются формирование мусульманской идентичности и её трансформация с течением времени.
Читать PDF
392.89 кб

Сохранение магии и магических ритуалов в семейной обрядности чеченцев в дореволюционном прошлом

Хасбулатова Зулай Имрановна
Представленная статья, в основу которой легли полевые этнографические материалы, посвящена магии и магическим ритуалам чеченцев, сохранившимся в семейной обрядности в конце XIX начале ХХ в.
Читать PDF
310.79 кб

Проникновение католицизма на Буковину и его влияние на семейно-календарную обрядность буковинцев

Кожолянко Александр Георгиевич
В статье исследуется процесс проникновения католицизма в восточные славянские земли, в частности, в Буковину.
Читать PDF
216.44 кб

Любовно-семейная направленность молодежной обрядности молдаван Буковины в предрождественский период

Кожолянко Александр Георгиевич, Кожолянко Георгий Константинович
В статье исследуется предрождественский период зимней календарной обрядности молдаван Буковины. Обращено внимание на гадания и ворожения молодежи с целью выяснения будущей супружеской пары, счастливой семенной жизни.
Читать PDF
247.96 кб

Изменения в семейной обрядности старообрядцев Белокриницкой иерархии в Амурской области в XX-XXI вв

Матющенко Виктория Сергеевна
В статье анализируется проблема трансформации обрядов перехода (свадебных, родильных и похоронных) у амурских старообрядцев Белокриницкой иерархии в XX-XXI вв. Изучение...
Читать PDF
266.22 кб

Женщина в ритуалах перехода, связанных с традиционной семейно-брачной обрядностью, у коми Нижнего Пр

Лискевич Нина Александровна, Машарипова Анжела Хайрулловна
Рассматриваются различные аспекты семейно-брачных обрядов у коми Нижнего Притоболья, связанных с деторождением, крещением, свадьбой и направленных на обеспечение благополучия, плодовитости, здоровья для главных действующих лиц, пр
Читать PDF
293.79 кб

Семейная обрядность украинского населения Омского Прииртышья на страницах епархиальных изданий конца

Коптяева Е. А., Новикова Ю. С.
В XIX начале XX в. местными священниками практически во всех районах Сибири проводилась работа по исследованию жизни и быта населения своих приходов.

Похожие термины:

  • Семейная обрядность чепецких татар

    монография Д.Г. Касимовой, изданная в Ижевске в 2003 г. Исследование представляет собой первый опыт комплексного изучения семейных обрядов чепецких татар. В монографии реконструирован комплекс сем