Семейная обрядность
Семейная обрядность
ритуалы, связанные с важнейшими вехами жизненного пути чел. - рождением (родины), браком (свадьба) и смертью (похороны). Триада С.О. имела исключительное мировоззренческое и соц. значение, сочетая в себе экзистенциальные филос.-религиозные идеи (представления о душе, ее воплощении и перевоплощении, жизненном и потустороннем мирах) и морально-этические устои семейного и обществ. бытия (соучастия, сопричастности, сопереживания и т.д.). Триада С.О. объединена идеей цикличности (или взаимной обусловленности) жизни и смерти. Несмотря на определенную унификацию С.О. под воздействием христианства и ислама, в традициях народов У. обнаруживается многообразие родильного, свадебного и погребального ритуалов. С.О. (особенно похоронную) принято считать одной из наиб. консервативных и этнически показательных сфер культуры. Родины (обряды по поводу рождения ребенка) и тесно связанный с ними ритуал наречения именем предполагали участие, помимо родителей, соседей и родственников, а также особые роли повитух и "крестных" родителей. У хантов, напр., для родов сооружался особый "малый чум", где роженица с помощью повитух разрешалась от бремени. Мужчинам запрещалось в него входить, прикасаться к вещам и пище роженицы. После родов совершался обряд очищения (окуривания) матери и ее принадлежностей бобровой "струей". Младенец входил в мир через руки трех "матерей": "пухун-анки" принимала роды и перерезала пуповину, "альтем-анки" омывала ребенка чаговым раствором и проносила над огнем, "перна-анки" определяла ему имя и дарила духа-хранителя. Младенец считался чел. лишь с того момента, когда в его тело вселялось имя-душа, принадлежавшее некогда жившему предку. Сходные по символике родильные обряды существовали и у др. народов У. У удмуртов наиб. распространенным было празднество "нуны сюан", устраиваемое женщинами-односельчанками по поводу рождения ребенка. У поволжских татар празднество "бэбэй туе" проводилось в честь рождения первенцев (особенно сыновей), а на обряд наречения именем приглашались только мужчины. По традиции мари ребенок получал 3 имени: первое (вр.) ему давала повитуха, через 2-3 дня он приобретал пост. имя (созвучное имени отца или матери), при крещении он наделялся христианским именем. Все эти ритуально-магические действия имели целью предохранить ребенка (его имя-душу) от несчастий, обозначить появление нового чел. в обществ. среде. Свадебная обрядность, включавшая ряд этапов (сватовство, сговор, оплакивание невесты, игры-состязания, свадебный пир и т.д.) в разл. вариантах символизировала рождение новой семьи, переход женщины в иной соц. мир. В богатой С.О. рус. старожилов У. свадебное действо состояло из замысловатой череды ритуалов: избирания сватов, отправления их "в дорогу", "просватанья", "рукобития", "пропивушек", "посиденка", "девишника", плача, расплетания и заплетания волос невесты, "раздачи красоты", бани, приготовления свадебного поезда, венчального дня, "хлебин", "отхлебин". Свадебный цикл сибирских татар включал "кыс сурату" (сватовство), "кингаш" (совет), "туй" (свадебный пир), "салом" (приветствие женихом родителей невесты), "куц" (перевоз молодой в дом родителей мужа), "турген" (визит новобрачных в дом родителей невесты). Если в рус. свадьбе непременным было участие священника, а в сибирско-татарской муллы, то в обычаях коми-зырян предполагалось присутствие колдуна ("тодысь") для охраны новобрачных от сглаза. Свадебный ритуал удмуртов выполнялся с большими интервалами между отдельными этапами и растягивался порой на г. В обряде манси и хантов особое значение имело "умирание" и "воскрешение" невесты, ее приобщение к дому и святыням мужа. Погребальный ритуал состоял из похоронного и поминального циклов. В традициях ненцев умершим ("нытарма") мог считаться еще живой, но "потерявший душу" старик. Реальная смерть сопровождалась обрядами разведения огня в жилище покойного и на кладбище ("хальмер"), развязывания узлов, облачения покойного в лучшие одежды, сбора его в "дальний путь", символические беседы с ним посредством гадания на топоре. Захоронение совершалось в ящике-гробу "тин", устанавливавшемся на поверхности земли. С умершим оставляли его вещи, предварительно их "испортив" (надломив, надорвав, опрокинув), забивали упряжку оленей. После похорон присутствовавшие проходили обряд очищения дымом. После возвращения с кладбища чум переставляли на новое место. В знак траура родственники умершего не подвязывали ремней на обуви, а вдовы оставляли на виске незаплетенной прядь волос. Через неск. лет шаман "самбана" совершал обряд проводов души усопшего в мир "заката". Через поколение это имя-душа воплощалось в новорожденном. У селькупов существовало представление о посмертном перевоплощении души в медведя, поэтому убитого зверя привечали в доме охотника как гостя-родственника. В символике обрядовых действий коми-зырян покойник выступает как посланец жизненного мира в мир предков, а младенец - как посланец мира предков на земле живых. Таково семантическое единство цикла С.О. и у др. народов У. Лит.: Семейная обрядность народов Сибири. М., 1980; Обряды и обрядовый фольклор. М., 1982; Еремина В.И. Ритуал и фольклор. Л., 1991. Головнев А.В.